В пятницу, 12 сентября, США официально объявили войну боевикам «Исламского государства». Об этом сообщается на страницах Agence France-Presse со ссылкой на пресс-секретаря президента Джоша Эрнеста. Чтобы не воевать в одиночку, госсекретарь США Джон Керри отправился в турне по странам Ближнего Востока для переговоров о создании арабской коалиции. Участники встречи в городе Джидда (Саудовская Аравия) приняли резолюцию о совместной борьбе против ИГ. Ее подписали Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар и Объединенные Арабские Эмираты.
Глава американской дипломатии обратился к участникам встречи с требованием обеспечить большую свободу для пролетов американских военных самолетов, участвующих в операциях в Ираке. США также добиваются создания дополнительных мест для базирования американских ВВС в регионе.
Как стало известно, Эр-Рияд согласился разместить на своей территории тренировочные лагеря для подготовки боевиков умеренной сирийской оппозиции, которые будут задействованы как в войне против правительства Башара Асада в Сирии, так и в боях с ИГИЛ в Ираке. Их обучением займутся американские инструкторы.
«Государства согласились внести свою лепту в совокупную борьбу против «Исламского государства», декларировал Джон Керри по итогам встречи с арабскими коллегами.
Однако, как отмечают эксперты, США могут столкнуться с серьезными проблемами в формировании антиэкстремистского фронта на Ближнем Востоке. В частности, Турция согласилась исключительно на «пассивную поддержку» участников коалиции и не планирует принимать непосредственное участие в операции. В свою очередь, глава Совета по международным отношениям в Нью-Йорке Ричард Хаас считает бесперспективной борьбу с «Исламским государством» в том случае, если Россия и Иран останутся в стороне от этого процесса. «Для оказания противодействия боевикам «Исламского государства» необходимо создать контактную группу, в состав которой, помимо правительства суннитов, также могут войти Россия и Иран», утверждает глава Совета.
Арабский Ближний Восток скептически относится к попыткам США сделать жупел из «Исламского государства», отмечает писатель и публицист Исраэль Шамир.
– Никакого сплочения региона под эгидой США не произойдет. Все понимают, что «Исламское государство» создано американцами. По большому счету противостояние ИГ — это лишь повод для того, чтобы захватить Сирию и Курдистан, раздробить Ирак и продолжить захват Ближнего Востока.
Администрация США каждый раз придумывает новые основания для собственной экспансии. Когда американцы захватывали Афганистан, представители Госдепа говорили о том, что «Аль-Каеда» атаковала Нью-Йорк. Хотя сегодня мы знаем, что эти обвинения производят смехотворное впечатление.
Потом под знаком борьбы с оружием массового уничтожения США захватывали Ирак, а сегодня пытаются уничтожить Сирию.
– Как следует в этой ситуации реагировать России?
– Москва должна выступать против любой американской агрессии. В первую очередь, на трибуне Совета Безопасности ООН. Башар Асад, конечно, тоже недоволен присутствием исламских боевиков на своей территории. При этом он в курсе, кто их породил и снабжает новейшим вооружением. Если Сирии нужна помощь, она знает, где ее найти – в России. То же самое касается правительства Ирака.
США при помощи своего управляемого монстра смогли добиться того, что относительно независимый иракский премьер Аль-Малики был смещен. На его место в Багдаде была поставлена абсолютно управляемая кукла. Сегодня американцы отрывают от Ирака Курдистан, который будет поглощен американскими и израильскими базами.
Российская дипломатия, которая выступает за соблюдение устава ООН, может и должна разоблачить этот «секрет Полишинеля». В 2001 году Вашингтон бросил клич: кто не с нами, тот с террористами. В итоге тысячи людей прошли через Гуантанамо.
ИГ представляет опасность для национальных государств арабского мира, считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
– По большому счету, это средневековое зверье, захватившее территории, на которых проживают 5 млн. человек. Оно обладает оружием на десятки миллиардов долларов. При этом ИГ действительно выступает производным от «Аль-Каеды», которую создали американские спецслужбы в 1980-х гг. в Афганистане. Джина из бутылки выпускаешь один раз, потом загнать его обратно невозможно.
– Получается, Вашингтон вынужден преодолевать последствия «теории управляемого хаоса»?
– Эта теория есть полная чушь, которую придумали в 1970-е годы, а мы к ней отнеслись всерьез. Никакого «управляемого хаоса» нет. Это вы можете только хотеть, чтобы у вас хаос был управляемым, а все идет своим чередом. Реальность очень проста – разборки внутри «Аль-Каеды» и жесткая конкуренция среди различных группировок привели к тому, что «Джабхат ан Нусра», которая воевала против Асада назвала себя «классической «Аль-Каедой». Деньги ей давали саудовцы. А ее конкуренты назвали себя «Исламским государством Ирака и Леванта», который спонсировал Катар. В порядке кровной мести они воевали не с Асадом, а с Джабхатом.
– Но ведь Катар – ближайший союзник США.
– Если бы то зверье, которое собралось под эгидой ИГ, не начало резать глотки американским журналистам, их назвали бы «благородной оппозицией» товарищу Асаду. Политика как была при Черчилле «грязным занятием для пожилых мужчин», так и остается. Соответственно, у нас остается абсолютный хаос, террористическая угроза для всего региона. 40% территории Ирака и треть Сирии захвачены бандитами, которые получают по $2 млн. от контрабанды нефти. И никто не способен с ними справиться. А в случае Катара это еще и нежелание.
Неслучайно Турция сказала, что она не войдет в эту коалицию. Потому что турки — ближайшие партнеры Катара. Для других государств региона эта ситуация представляет опасность. Однако те же саудовцы постараются просто перекупить боевиков ИГ. А Иордания перекупать их не может – король не поддерживает салафитский терроризм. А, значит, ему угрожает уничтожение королевства как такового. Неслучайно израильтяне объявили, что если начнется война на территории Иордании, они вступят в бой с ИГ. Потому что либо Иордания существует, либо они напрямую встречаются лицом к лицу с «Аль-Каедой».
Что касается американцев, то они как всегда ведут массу противоречивых действий, спекулируя, стравливая и путаясь в собственных интригах. Они хотят «показать козу» террористам, но при этом избежать наземной операции. Неважно, под какими предлогами. Зачем Обаме громить исламистов? Ну, спасет он несколько миллионов человек от уничтожения, так ведь шииты будут проирански настроены, курды с Турцией завяжут отношения. Кто его будет просить о помощи? Вот Вашингтон и оставляет своих союзников на развод.
Все остальное даже не смешно – немцы отправляют 40 тренеров для курдов, парламент Великобритании вообще выступает против войны. Единственные, кто воюют — это сирийская авиация, иранцы, охраняющие святые города шиитов, курды и Россия, поставлявшая вооружения — летчики Асада, Ирана и иракской армии летают исключительно на российских самолетах.
США намеренно создают проблемы в ключевом регионе мира, чтобы оттянуть ресурсы на решение той проблемы, указывает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов.
– Цель на поверхности: страны Ближнего Востока должны разбираться между собой, а с не с «проклятым Западом». Американцы не ставят задачу сплотить Ближний Восток «под себя». Когда официальные власти арабских государств поддерживают Америку в войне против ИГ, это еще не означает полную солидарность. Консервативные режимы Персидского залива поддерживают США, но большинство населения этих стран вовсе не желает воевать против исламистской группировки. Не говоря о том, что многие арабы разделяют ее взгляды. Это феномен, который объясняет успех «Исламского государства».
Убийства военнопленных, курдов и езидов с точки зрения араба-суннита — вполне обоснованное зло. Ведь режут иноверцев, а не соплеменников. На территорию «халифата» переселяются целые семьи, не говоря уже о боевиках. То есть эти идеи симпатичны для значительной части мусульман. Уже сегодня слышны призывы «вернуть себе Испанию» и Северную Африку. После чего наступит черед Европы, куда арабы готовы двигаться по двум направлениям – через Испанию и Балканы. Неслучайно их лидер взял себе имя Абу Бакр аль– Багдади. Абу Бакр — это исторический преемник пророка Мухаммеда на посту халифа. Багдади означает, что центр халифата будет установлен в Багдаде.
– То есть американцам не стоит слишком надеяться на арабские режимы?
– Их главная цель состоит в том, чтобы сколотить коалицию из стран Запада. Канада, Австралия фактически дали свое согласие на участие своих ВВС в военной операции против ИГ.
— А ближневосточные страны?
— Радикальные исламисты, несмотря на свою антизападную риторику, обрушивают удары против собственных властей, которые предали первоначальные заветы пророка Мухаммеда и «якшаются» с западными государствами. С точки зрения фундаменталистов, Башар Асад — неправедный мусульманин. На этой почве они сошлись с американцами, которые их цинично используют, пытаясь канализировать энергию протеста в нужном направлении.
Отсюда отказ испрашивать у Дамаска разрешение на бомбежку сирийской территории. В этом интересы США совпадают с консервативными арабскими государствами, которые стремятся ликвидировать т.н. «шиитский полумесяц». Это подразумевает уничтожение алавитского режима в Сирии, вытеснение шиитов в Ираке и в Иране.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня