Европа, уже понявшая, что введение санкций против России оборачивается против самой Европы, стала действовать осторожнее.
Правда, это не отменяет классической англосаксонской подлости. Никто из европейских лидеров не может объяснить, почему санкции были введены. Ведь условием невведения санкций был мирный процесс на Украине. Мирный процесс есть, а санкции Европа все равно ввела. И ей из Кремля тут же намекнули: «Ждите ответа».
Правда, подленькие действия Европы все же рассчитаны так, чтобы особенно сильно не злить Путина. В начале сентября европейские дипломаты обсуждали возможность запрета на госзаимствования России в Европе и другие жесткие меры. Но принятый в итоге пакет оказался куда более мягким и может быть отозван в течение месяца.
Главное нововведение – запрет гражданам и компаниям Евросоюза на покупку акций и облигаций со сроком обращения более 30 дней «Роснефти», «Транснефти» и «Газпром нефти». Этим компаниям также нельзя предоставлять кредиты на срок более 30 дней. Эмбарго на поставку в Россию технологий для разведки и добычи нефти в Арктике, на глубоководных морских участках и в сланцевых залежах расширено и теперь распространяется и на сопутствующие услуги — бурение, испытание и подготовку скважин к вводу, использование специализированных плавучих платформ.
Сильнее всех от новых санкций может пострадать «Роснефть»: у нее самая большая зависимость от западных рынков капитала. Но у госкомпании есть подспорье в виде китайских денег. В прошлом году «Роснефть» подписала соглашение с китайской CNPC на поставку 365 млн. тонн нефти в течение 25 лет.
Дополнительные меры Евросоюза против госбанков — Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка и ВЭБа вообще практически ничего не меняют. Единственным ужесточением стал запрет на кредитование вошедших в список госбанков на срок более 30 дней. Предыдущий раунд санкций устанавливал аналогичные ограничения, но максимальный срок составлял 90 дней.
Но западные рынки капитала и так уже были закрыты для российских банков, так что этот выстрел получился холостым. И почти наверняка — намеренно холостым. Европе важно демонстрировать США то, что они действуют заодно, но слишком уж заигрываться с санкциями против Россией тоже не очень хочется.
На эту ситуацию отреагировал Греман Греф, глава Сбербанка: «Рынки де-факто сегодня уже закрыты — ни до трех месяцев, ни до 30 дней реально привлечь финансирование внешнее уже нельзя. Поэтому де-юре эти санкции ухудшают положение, де-факто – ничего нового не добавляют, кроме того, что по факту ситуация сейчас значительно хуже, чем в этих санкциях написано».
В частности, из-за санкций и, как следствие, ограничения доступа к внешним рынкам капитала в банковской системе ухудшилась ситуация с валютной ликвидностью, заявил Греф.
Новые санкции Евросоюза, как и предыдущие, содержат исключения и оговорки, которые смягчают эффект ограничительных мер. В частности, разрешены займы в интересах «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти», преследующие «конкретную задокументированную цель обеспечить финансирование незапрещенного импорта или экспорт товаров» между Евросоюзом и Россией. Таким образом ЕС пытается не помешать торговому финансированию, необходимому для продаж российской нефти и нефтепродуктов в Европу. Кроме того, «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть» смогут беспрепятственно обеспечивать и финансирование импортных поставок товаров и оборудования, не подпадающих под эмбарго.
Кроме того, финансовые санкции не распространяются на дочерние компании «Роснефти» и «Газпром нефти» в Евросоюзе. У «Газпром нефти» есть австрийская трейдинговая «дочка» Gazprom Neft Trading GmbH, компании в Италии и Нидерландах. У «Роснефти» есть «дочки» на Кипре и в Люксембурге, а бывшая ТНК-BP (ныне Rosneft International Holdings Limited) зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Заморские территории Великобритании формально не являются членами Евросоюза, но они, как правило, следуют санкционным режимам ЕС.
ЕС в конце июля запретил поставки в Россию некоторого оборудования, которое может использоваться в арктических, глубоководных и сланцевых нефтяных проектах, а теперь европейским компаниям запрещено оказывать и сопутствующие услуги, связанные с такими проектами. Россия нуждается в огромных плавучих платформах и сильно зависит от западных нефтесервисных компаний, писала в начале сентября The Financial Times со ссылкой на экспертов.
Но новое «сервисное» эмбарго не распространяется на услуги, которые должны быть оказаны по контрактам или рамочным соглашениям, заключенным до 12 сентября 2014 года. Это означает, что, к примеру, норвежская Seadrill, ранее заключившая ряд соглашений с «Роснефтью» о сотрудничестве на шельфе, сможет продолжить работу в России.
Новые санкции могут быть «скорректированы, приостановлены или отменены, полностью или частично», если ЕС увидит прогресс в мирном урегулировании на Украине, заявил на этой неделе президент Европейского совета Херман ван Ромпей. Европейские дипломаты оценят ход перемирия до конца сентября, после чего снова выдвинут свои рекомендации по санкциям. По крайней мере, так видится этот процесс европейским чиновникам, которые думают, что они могут и дальше шантажировать санкциями Россию. Но сами, разумеется, ждут, каким будет ответ России на новые мелкие пакости Евросоюза.
Кстати, идея тотального эмбарго на поставки вооружений и товаров двойного назначения, которая циркулировала в начале сентября, в новом пакете мер Евросоюза осталась нереализованной. Это значит, что Франция по-прежнему может поставить России десантный корабль «Мистраль» к 1 ноября 2014 года, как это предусмотрено контрактом.
Не оказалось в обновленном списке лиц, чьи активы подлежат заморозке и кому запрещен въезд в страны ЕС, и новых громких фамилий бизнесменов или руководителей многих крупных компаний. Из лиц, приближенных к президенту России Владимиру Путину, в новом списке ЕС есть только глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Евросоюз обосновывает это решений тем, что дочерние компании «Ростеха» участвуют в интеграции Крыма в российскую экономику.