В Мире

Cколько из 9 пунктов Минского меморандума выгодны Порошенко?

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) опубликовала текст меморандума, согласованного на переговорах контактной группы по урегулированию кризиса на востоке Украины в Минске в ночь на 20 сентября. Меморандум предписывает конкретные шаги по реализации протокола от 5 сентября, подписанного в столице Белоруссии тем же составом переговорщиков.

От Украины меморандум подписал экс-президент Леонид Кучма, от России — посол РФ на Украине Михаил Зурабов, от ОБСЕ — посол Хайди Тальявини. Главы Донецкой и Луганской республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий поставили свои подписи как частные лица — их статус в этом документе никак не обозначен. Украинские СМИ продолжают называть повстанцев юго-востока исключительно террористами.



Меморандум состоит из девяти пунктов.

Вот они:

1. Прекращение применения оружия считается общим. 2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 года. 3. Запрет на применение всех видов оружия и ведения наступательных действий. 4. В течение суток с момента принятия данного меморандума — отвод средств поражения калибром более 100 мм от линии стыка на расстояние не менее 15 км с каждой стороны (за исключением указанных ниже), в том числе из населенных пунктов, что даст возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не менее 30 км (зону безопасности)… 5. Запрет на размещение тяжелого вооружения и военной техники в районе, который ограничен населенными пунктами Комсомольское, Кумачеве, Новоазовск, Саханка. 6. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений в пределах зоны безопасности. Обязательства на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности. 7. Запрет с момента принятия данного меморандума полетов боевой авиации и иностранных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), за исключением БПЛА ОБСЕ, вдоль всей линии соприкосновения сторон в зоне прекращения применения оружия на ширину не менее 30 км. 8. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой (наблюдательного) миссии ОБСЕ в составе групп наблюдателей организации в течение суток с момента принятия данного меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на секторы, количество и границы которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой (наблюдательного) миссии ОБСЕ. 9. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ.

— Протокол от 5 сентября и последний меморандум — это совершенно разные документы, — считает политолог, руководитель аналитического агентства «Alte et Certe» Андрей Епифанцев. — За то время, которое прошло после подписания протокола от 5 сентября, Украина оценила свои силы и поняла, что больше воевать она не может. Это следует из выступления Порошенко на закрытом заседании Рады. С этого заседания депутаты вышли в шоке и отказывались от комментариев, чтобы не вызвать «деморализацию общества». Но потом кое-какие сведения в прессу все же просочились. Порошенко говорил всего минут 5. Он привел цифры: воевать нечем, 58% украинской техники уничтожено, размеры потерь тоже шокировали. Например, за 4 дня боев, по его словам, в плен было взято 2 тысячи человек и т.д. Это было уже после его возвращения из Америки. По итогам по сути провалившегося визита Порошенко в США они поняли, что Запад ни денег, ни достаточного количества вооружения в ближайшее время Украине не даст и на Россию слишком сильно наезжать тоже не будет. Поэтому они приняли абсолютно правильное с точки зрения своих интересов в этой ситуации решение — зафиксировать то положение, которого они сейчас достигли. Меморандум как раз и фиксирует это положение. В первом меморандуме не было пункта об отводе тяжелого вооружения, хотя он есть в плане Путина. Для меня это сигнал, что первоначально Порошенко намеревался перевести дух и начать новое наступление. Почему он отказался от этого намерения? Если бы он не победил за короткий срок (а он вряд ли сумел бы победить), то на выборах в Раду могли победить радикалы, среди которых Порошенко не осталось бы места. В краткосрочном плане этот меморандум — дипломатическая победа Украины. Потому что воевать им нечем, на носу зима, выборы в Раду. Они все делают правильно, исходя из своих интересов. Они рассчитывают, что за полгода мобилизуются, получат какое-то вооружение от Запада. Уже американцы приняли решение поставить им вооружения на 350 миллионов долларов, говорят о передаче серьезных видов оружия типа ПТУР «Джавелин». И по весне они спокойно начнут новое наступление.

Для ополчения в эти полгода ситуация выглядит не очень хорошо. У них начнет разбегаться народ. Там добровольцы, денег им не платят либо платят сущие копейки. Если не надо воевать, то что им там делать? Сербы уже ушли. Нынешняя по сути капитуляция привела к тому, что и в рядах ополчения идет раскол. Для ополчения эта остановка равна моральному поражению. Через полгода ополчение будет в худшем положении, чем сейчас. Участие Захарченко и Плотницкого в переговорах в качестве непонятно кого, вольнослушателей — это тоже пощечина ополчению. Это говорит о том, что Украина принципиально отказывается даже обсуждать вопросы самоопределения Новороссии. Хотя эти вопросы следовало выносить вперед, как это делают Абхазия и Южная Осетия. Они говорят: вы нас сначала признайте, а потом будем обсуждать детали. Здесь все с точностью до наоборот: давайте сначала «разоружимся», а потом будем обсуждать детали. И ополчение под мощным давлением России идет на уступки.

Эта тактика может быть оправдана только в одном случае. Возможно, Москва рассчитывает, что за полгода на Украине наступит полный экономический крах. Тогда теоретически эта формула верна. Потому что в этом случае через полгода все, что хочет Донбасс, ему свалится прямо в руки без войны. Но вопрос в том, насколько эти расчеты верны. И тогда Москве надо четко стоять на своем на газовых переговорах. Чем выше цена на газ, тем больше шансов на исполнение такого сценария. Но экономический крах Украины может и не случиться, как не случился он в Грузии. Запад будет давать ей деньги ровно столько, чтобы поддержать ее на плаву, не дать ей упасть. В этом случае Украина сможет пережить зиму, хотя это будет тяжелая зима.

Понятно, что сейчас в Кремле идет «борьба башен». И сейчас побеждает башня, которая нацелена на соглашательство, на то, чтобы «полусдать» ополчение. Это, по сути, и есть «6-я колонна»: высшее российское чиновничество, которое имеет интересы на Западе, которое висит на западном крючке. Это очень крупный бизнес, который действительно может от санкций Запада многое потерять. Вчера выступил Дворкович и сказал, что ответных санкций России на новую волну санкций не будет. Это означает, что мы сдаем позиции. На Западе убедились, что санкции доказали свою эффективность. И не исключено, что, поскольку они помогли разрулить ситуацию с Донбассом, в дальнейшем они могут быть применены уже из-за Крыма или из-за Абхазии и Южной Осетии.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.