В ночь с 19 на 20 сентября в Минске представители России, Новороссии и Украины подписали очередной документ. На сей раз речь шла о меморандуме по имплементации протокола, принятого сторонами на прошлой встрече 5 сентября.
Фактически участники переговоров подписали некую дорожную карту, состоящую из 9 пунктов и объясняющую порядок выполнения Минского соглашения. В ней даже есть определенная конкретика. Однако говорить о том, что этот меморандум будет обязательным для исполнения, нельзя.
Так, согласно первым трем пунктам подписанного меморандума стороны взяли на себя обязательство не просто прекратить применение оружия, но и отказаться от наступательных действий, остановив подразделения и воинские формирования на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября. Вероятность имплементации этого пункта крайне невелика. Так, ополченцы на данный момент ликвидируют несколько котлов2, в которые попали очередные подразделения украинской армии (прежде всего, конечно, речь о Донецком аэропорте, а также группировки около Ждановки), а также завершают окружение группировки в районе Дебальцево — одного из крупнейших железнодорожных узлов не только Донбасса, но и всей Украины. Вряд ли они готовы будут остановить наступление. В свою очередь, украинские войска предпринимают попытки деблокировать свои отряды в аэропорту а также в Дебальцево, и подписанный в Минске меморандум вряд ли заставит их бросить боевых товарищей на произвол судьбы.
Аналогичные вопросы вызывает пункт 4. Он предполагает в течение суток «отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны, в том числе из населенных пунктов, что дает возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не менее 30 километров — зоны безопасности. При этом отвести на линии соприкосновения сторон артиллерийские системы калибра свыше 100 миллиметров на удаление их максимальной дальности стрельбы». Да, в случае выполнения этого условия сторонам очень сложно будет проводить наступательные операции, но именно поэтому они и не собираются его выполнять. К тому же непонятно, каким образом можно вывести украинскую артиллерию из котлов — в частности, из Донецкого аэропорта, откуда украинские войска регулярно обстреливают столицу ДНР.
Пункт 5 предполагает «запрет на размещение тяжелого вооружения и тяжелой техники в районе, ограниченном населенными пунктами», однако поскольку стороны отказались называть эти поселки и города, то оценивать эффективность его выполнения сложно. 6 пункт, говорящий о запрете установки новых минно-взрывных инженерных заграждений у границы зоны безопасности и обязательстве снять ранее установленные заграждения в зоне безопасности возможно и будет выполнен. Он крайне важен для минимизации жертв среди мирного населения. Все понимают, что война на Донбассе рано или поздно закончится, однако если стороны перейдут к масштабному минированию территории (как это обычно бывает при позиционных боевых действиях), то отголоски этой войны будут раздаваться еще долго.
Седьмой пункт запрещает полеты боевой авиации над зоной конфликта. Как показал опыт войны в Ливии, господство в воздухе дает стороне конфликта очень серьезные преимущества. Да, за несколько месяцев гражданской войны ополченцам удалось «приземлить» значительную часть тех боевых машин украинской армии, которые были еще в состоянии летать, однако это не значит, что угроза с воздуха для них ликвидировала. По некоторым данным, Украина вела переговоры о покупке или получении боевых машин из-за рубежа. Теперь же с юридической точки зрения поднять их в воздух будет непросто. Ведь если боевые действия на земле (обстрелы артиллерии или контактные бои) можно в любой момент назвать «оборонительными мерами», то авиация даже не имеет права подняться в воздух. В ином случае это будет явное и однозначное нарушение соглашения с украинской стороны.
Восьмой пункт предполагает увеличение наблюдателей ОБСЕ и не вызывает особых вопросов ни у одной из сторон. Девятый же пункт «вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ» фактически дублирует пункт соглашения от 5 сентября. Интерполит.ру уже писал о том, что он должен был быть ветирован российской стороной или ополченцами, поскольку при буквальном прочтении требует безоговорочного вывода с Донбасса всех отрядов ополченцев (подпадающих с юридической точки зрения под определение «незаконные вооруженные формирования), а при прочтении между строк в нем признается факт российского военного присутствия в регионе.
Таким образом высока вероятность того, что данная дорожная карта будет восприниматься исключительно как ширма, а стороны будут выполнять лишь те ее пункты, которые им выгодны и до тех пор, пока их это устраиват. Так, вопреки всем заявлениям, ополченцы не могут начать полномасштабное наступление пока не ликвидируют котлы, обучат новых бойцов и не подготовят с помощью России регион к зиме. Поэтому им нужно тактическое перемирие, пусть формальное и избирательное. Их отношение к долгосрочному политическому урегулированию отношений с Киевом в рамках концепции единой Украины проявится во время парламентских выборов на Украине. Сейчас они уверяют, что в них участвовать не станут. «Никаких выборов Украины на территории Донецкой народной республики не будет», — заявил Александр Захарченко. Премьер понимает, что, проведение этих выборов станет символом суверенитета Украины над этой территорией, легитимизирует избранных людей как представителей Донбасса (даже если на участки придет минимальное число избирателей), а также вызовет гнев командиров ополченцев, и без того недовольных излишними уступками Киеву на Минских переговорах.
В свою очередь, Петру Порошенко нужно формальное перемирие для того, чтобы избежать серьезных провалов в АТО, которые повлияют на его рейтинг. Сейчас у президента иные приоритеты — ему нужно разбираться с украинскими радикалами, которые начали блокирование против него в рамках созданного премьер-министром Арсением Яценюком «Народного фронта». «Я иду в команде, где есть Арсений Яценюк, но есть и много комбатов, сотников Самообороны, много тех собратьев, с которыми прошли Майдан. Это было командное решение Самообороны Майдана, с кем и как мы идем», — заявил бывший комендант Майдана и бывший глава СНБО Андрей Парубий.
Конфликт между президентской командой и «Народным фронтом» постепенно переходит в открытую стадию. Так, назначенец Петра Порошенко — министр обороны Валерий Гелетей — публично раскритиковал желание лидеров добровольческих батальонов пойти в политику. «Когда я вижу в списках партий людей, которые еще вчера были командирами, я не нахожу в этом позитива… Сейчас важнее именно война — нужно ее закончить и принести мир и спокойствие. Именно поэтому настоящих героев в партийных списках вы не найдете», — отметил Гелетей. В ответ он получил критику от своего коллеги по кабинету Арсена Авакова — члена избирательного списка «Народного фронта”. «Да, товарищ министр, генерал- полковник, — я точно знаю — все настоящие герои работают в вашем штабе, в вашем аппарате снабжения войск… Ваши высказывания выходят за рамки военной и человеческой этики», — высказался Аваков через свою страницу в одной из социальных сетей. Интересно, как на столь серьезное нарушение корпоративной уже этики отреагирует премьер-министр Арсений Яценюк, в чьем ведении формально и находятся оба министра. При том, конечно, что фактически симпатии Яценюка однозначно на стороне Авакова.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня