Япония никак не может решить для себя: отменяет она крайне важный для нее государственный визит Владимира Путина или не отменяет. Причина – очевидное давление со стороны Вашингтона, но сам факт того, что этому давлению Токио сопротивляется уже не первый месяц, вносил определенные коррективы в расстановку сил в регионе.
Во вторник японское агентство Kyodo сообщило, что глава правительства страны Синдзо Абэ по просьбе американских властей отозвал приглашение президенту России Владимиру Путину посетить Японию в этом ноябре. Также сообщалось, что Абэ все-таки надеется на личную встречу с российским лидером в рамках ноябрьского саммита АТЭС в Пекине, а сам визит хочет отложить на весну следующего года «или позднее – в зависимости от российско-американских отношений».
Депутат японского парламента Хироюки Араи, известный как близкий друг Абэ, в свою очередь, заявил РИА «Новости», что приоритеты в этом смысле расставлены логично. «Есть отношения Японии и России и их история. Опять же, между нашими странами не заключен мирный договор. В то же время у Японии заключен договор о безопасности с США. А Америка связана со странами НАТО. Есть глубокие и давние экономические связи. Поэтому на наши (с Россией) отношения влияет и эта международная ситуация», –сказал он.
Однако вскоре японская сторона данное сообщение опровергла. «Пока никакого решения не принято. Правительство Японии рассматривает этот вопрос, вот это факт», – цитирует «Интерфакс» министра–советника японского диппредставительства в Москве Оцуки Котаро. То есть либо японские СМИ приняли сам факт дискуссии (и факт давления со стороны США) за отзыв приглашения, либо господин Котаро располагает устаревшей информацией.
В любом случае возможность отмены визита Путина в Японию обсуждается далеко не первый день, просто ранее СМИ и японские чиновники говорили о риске отмены мероприятия, всячески подчеркивая, что для Токио это крайне нежелательный вариант: такого уровня визиты согласуются сильно заранее, а на приезд Путина у Абэ были большие планы. Об этой вероятности упоминал, к примеру, посол Японии в США, а сам Абэ еще в июле заявил, что надеется на приезд Путина, отметив при этом важность российско-японского сотрудничества. Сотрудничество это для Токио настолько важно, что Япония с видимой неохотой присоединялась к западным санкциям против РФ. На первом уровне эти санкции в принципе были сугубо формальными, на втором – гораздо более существенными, но все-таки гораздо менее значимыми, если сравнивать их с санкциями США и ЕС. Более того, Япония является единственной страной, которая пошла на попятную и восстановила прерванный было диалог в области обороны, о чем газета ВЗГЛЯД подробно писала на прошлой неделе.
Почему для Японии так важен диалог с Россией (а для РФ – с Японией), в общем и целом известно. Японии нужна оборонная и политическая координация с Россией перед лицом очевидной и напористой экспансии Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Кроме того, Токио категорически не устраивает уровень экономических отношений с РФ, тем более что колоссальная по общему объему экономика Японии уже десять лет находится в стагнации, пытаясь нащупать новые рынки и новые точки роста. Уровень этот не устраивает и саму Россию, крайне заинтересованную в развитии Дальнего Востока и в инвестициях для него.
Что до вопросов обороны, то Россия, хотя и ориентируется на Китай, никакого военного союза с ним не имеет (более того, саму возможность создания такого союза отметают китайские генералы, указывая, что помимо общих интересов есть и «принципиальные противоречия»). Бесконтрольное усиление Пекина (в том числе за счет задавливания дружественного Москве Вьетнама) России попросту невыгодно. Ей выгоден баланс между силами и интересами Китая, Японии, США, Кореи и самой себя в данном проблемном регионе. Уже поэтому координация между сторонами необходима. Особенно с такой мощной (пятый по объему оборонный бюджет в мире) и высокотехнологичной страной, как Япония. Особенно с учетом того, что неподалеку находится КНДР, где есть ядерное оружие и проводятся бесконтрольные испытания баллистических ракет.
Несмотря на это, оборонные контакты между Москвой и Токио долгие годы находились в зачаточном состоянии, что признавали нездоровой ситуацией обе стороны. Вредила этому в том числе повышенная фиксация предыдущих правительств Японии на принадлежности Курильских островов. Эту ошибку допустил сам Абэ в свой первый срок (2006–2007), действуя скорее по инерции. Но с тех пор многое осознал, Курилы (как вечный вопрос) были отложены в сторону, а между Москвой и Токио появился новый институт – регулярные переговоры в формате 2 + 2 (речь идет о министрах обороны и главах дипломатических ведомств обеих стран). Более того, Абэ настаивал на дальнейшем развитии своего формата, а параллельно назвал постоянные контакты с Москвой для углубления отношений частью своей внешнеполитической стратегии. Также считается, что между ним и Путиным сложились в целом хорошие личные отношения.
Упомянутая внешнеполитическая стратегия в определенной степени отталкивается от оборонной реформы. Если коротко, Япония модернизирует армию, разрешает ей операции в третьих странах (в рамках упреждающего удара и помощи союзникам) и снимает запрет на продажу вооружений. Это – то, что хотелось бы обсудить и Москве. И две страны после долгих лет фактической холодной войны пошли друг другу навстречу.
Для США, которые являются главным союзником и главным гарантом безопасности Японии, это не было проблемой. Наоборот, американцы даже подталкивали Москву и Токио к переговорному столу, будучи также заинтересованы в сохранении баланса сил и сдерживании Китая. Но тут случился украинский кризис, Россия и Крым подписали соглашение о воссоединении, и Америка поставила себе целью заключить Россию в международную блокаду.
Понятно, что на уровне всего мира сделать это было невозможно. Но сделать это на уровне хотя бы западной части мира и его союзников для США было принципиальным вопросом. Нежелание Японии отменять визит Путина и вводить санкции стало бы настоящей «брешью в обороне», подрывом принципа западной солидарности, доказательством того, что США не так сильны, как раньше. На другие страны региона (к примеру, Южная Корея, которую активно уговаривали присоединиться к санкциям) давление было открытое и отчетливое, но не такое сильное, как на Токио – форпост Вашингтона.
Давление со стороны дипломатов США – явление в международной политике в принципе традиционное. В Восточной Европе основные обязанности в этом смысле лежат на послах (так, о том, как посол Вашингтона пытался предотвратить заключение соглашений по «Южному потоку», любят рассказывать в Болгарии). Франция, Великобритания, Германия – это уже высший уровень, когда Обама лично решает вопросы с Меркель или Олландом. Южная Корея, Филиппины, Австралия – это уровень специального представителя Госдепартамента в специальной командировке. Какой уровень Японии, точно сказать нельзя, но в целом можно сделать вывод, что если на Абэ давил не сам Обама, то как минимум вице-президент Джо Байден.
Учитывая, что подробности этой истории вырвались наружу, можно сделать два вывода. Во-первых, Япония продолжает сопротивляться. Сопротивляться давлению своего ближайшего и важнейшего военно-стратегического союзника, который просит немногого – полностью прекратить всякие контакты с Москвой, за исключением протокольной вежливости. И это для Японии – привычный уровень. Но Абэ, первый сильный премьер страны со времен Коидзуми (то есть с 2006 года, включая первый срок самого Абэ), продолжает сопротивляться.
Либо (и это уже во-вторых) сопротивляться так или иначе заканчивает, но утечка в прессу вряд ли случайна. Таким образом Абэ как бы снимает с себя ответственность. Вместо того, чтобы выдумывать априори неубедительные предлоги для отмены визита Путина, дает понять, что это не его воля, а следствие беспрецедентного давления Вашингтона. И, скорее всего, Москва подобную постановку вопроса оценит и учтет на будущее. Правда, не исключен и тот вариант, что одна отмена визита Вашингтон не устроит, и речь сейчас пойдет о введении Японией очередных санкционных мер против Москвы. Свидетельства этому также появляются в местной печати, однако в целом подчеркивается, что меры давления опять будут значительно более мягкими, чем со стороны США и ЕС.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня