Российско-американские отношения нуждаются в «перезагрузке». Об этом в воскресенье, 28 сентября, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью Пятому каналу. По его словам, сегодня отношения между двумя странами «откатились в последние годы нахождения у власти Джорджа Буша», и теперь «требуется то, что американцы, возможно, назовут «перезагрузкой 2.0» – термином, придуманным при администрации Барака Обамы».
«Контакты есть, есть диалог, пусть и в очень усеченной и урезанной форме, но он сохраняется. Главная проблема – мы абсолютно заинтересованы в нормализации этих отношений, но не мы их разрушали», – отметил министр.
По мнению главы внешнеполитического ведомства, именно нынешняя администрация США демонтирует созданные совместно с Россией структуры сотрудничества, и занимается выстраиванием «вертикали власти на международной арене, чтобы определять, какая музыка будет звучать в международном оркестре».
Лавров особо подчеркнул, что Россия не ощущает себя в изоляции из-за санкционного давления, и не желает «впадать в крайность, и отказываться от европейского и американского векторов нашего внешнеэкономического сотрудничества».
Ключевой вопрос в такой ситуации, – на каких условиях возможно возобновление полноценных американо-российских отношений?
Сам Сергей Лавров, выступая в субботу, 27 сентября, на Генассамблее ООН, озвучил следующие принципы, на соблюдении которых настаивает Москва в разговоре с Западом, в частности, с США:
– равноправный и уважительный диалог для поиска консенсуса с учетом интересов всех сторон при обсуждении международных проблем;
– непризнание госпереворотов, как методов смены власти;
– отказ от давления одних государств на другие;
– отказ от применения двойных стандартов при оценке мировых кризисов.
Согласятся ли американцы играть по этим правилам сегодня, – когда, по словам Лаврова, налицо «противоречие между коллективными действиями ООН и стремлением ряда государств к доминированию, к возрождению архаичного блокового мышления, основанного на казарменной дисциплине и ущербной логике свой-чужой»?
– «Перезагрузка» возможна, только если будет понятно: Россия выдержала санкционное давление, и ее экономика не рухнула, – уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Поэтому судьба нашей внешней политики решается, по большому счету, внутри страны. Единственный способ улучшить отношения с Западом – продемонстрировать потенциал самодостаточности, и способность сформировать новую модель развития в условиях частичной изоляции.
– По словам Лаврова, Россия не ощущает себя в изоляции из-за санкционного давления. Это не так?
– Россия, возможно, не ощущает себя в изоляции на дипломатическом уровне. Но наш крупный бизнес кредитовался на Западе, а сейчас доступ к финансовым и технологическим ресурсам Запада ограничен. Чтобы компенсировать эти потери за счет внутренних ресурсов, необходимы серьезные изменения в отечественной финансовой и промышленной политике. Об этих изменениях много говорится, но пока они не происходят с желаемой интенсивностью.
– Российское общество способно проявить характер, чтобы выдержать санкции?
– Надо понимать: главная причина трудностей в нашей экономике – не санкции, а структурный кризис экономической модели. Я не исключаю, что российская экономика столкнулась бы со стагнацией и без всяких санкций – они лишь усугубили ситуацию. Однако давление Запада позволяет руководству страны призывать граждан проявить твердость перед лицом внешних вызовов.
Проявить характер наша страна была способна всегда. Проявит и на этот раз. Но важно, чтобы при этом изменился еще и экономический курс.
– Если ситуация сейчас переходная, почему вообще Лавров заговорил о «перезагрузке»?
– Москва постоянно посылает сигналы, что не хочет эскалации напряженности в отношениях – ни с США, ни с Западной Европой. Разумеется, многие западные политики тоже этого не хотят, особенно в ситуации, когда нарастает угроза в лице возникновения нового исламского халифата. Причем, угроза эта не конъюнктурная, а перспективная: даже если удастся решить конкретную проблему с «Исламским государством», потом будут появляться другие подобные террористические организации.
При таком раскладе делать из России главного врага в глазах западной цивилизации – крайне недальновидная позиция, и ряд политиков на Западе это хорошо понимает. Именно к ним подспудно обращается Москва, говоря о «перезагрузке». Другое дело, что сейчас шансы России быть услышанной не очень велики.
– Почему?
– Санкции – лишь факт указания со стороны Запада на то, что уровень экономического и технологического суверенитета России (он довольно низкий) не соответствует уровню ее военно-политического суверенитета и внешнеполитических амбиций (высокому). К сожалению, это правда. Выйти достойно из этой ситуации можно, лишь нарастив потенциал экономического и технологического суверенитета, и продемонстрировав положительные сдвиги в этом направлении.
– Если пойти на «перезагрузку» с США немедленно, что это будет означать для России?
– Снижение планки военно-политических амбиций, отказ от претензий на реальный суверенитет и самостоятельную внешнюю политику. Но даже в этом случае, на мой взгляд, полноценной «перезагрузки» не получится. Выступление Обамы на Генассамблее ООН доказывает, что России уже уготована роль «плохого парня». Вопрос только в том, будет ли этот «парень» неудачником, или будет достаточно силен и опасен на протяжении длительного времени. Лично я убежден: разрядки в отношениях России и Запада на пути уступок быть не может…
– Первые месяцы масштабного дрейфа России на Восток – и в политической, и особенно в экономической областях, – показали, что мы не вполне понимаем риски этого процесса, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Чем дальше, тем яснее становится, что, в частности, для захода на азиатские финансовые рынки требуется существенно больше усилий и времени, чем представлялось ранее. Это дает основания российскому бизнесу заявлять руководству страны, что во внешнеэкономической области России следует развиваться по всем азимутам.
Прогнозы, которые мы видели в минувшую неделю, начиная от отчета Всемирного банка и заканчивая отчетом Центробанка РФ, показывают: продление санкционных режимов приведет к тому, что темп роста российской экономики не превысит 1% ВВП в год. Это обстоятельство заставляет российское правительство думать о «перезагрузке» отношениях с США, – именно американцы являются лидерами в санкционной гонке против РФ.
– Если «перезагрузка-2» состоится, то как она будет проходить?
– Пока ни с нашей, ни с американской стороны нет четкого понимания, по какой «дорожной карте» должна двигаться «перезагрузка-2». На первых порах речь может идти о тактическом взаимодействии. Однако есть признаки, что США и Россия начинают поиск формата большого компромисса, при котором отношения Москва-Вашингтон повышали бы свое качество.
В выработке такого формата не обойтись без серьезного диалога с американцами по Украине, прежде всего – по внутриполитическому устройству «незалежной». Начиная с югославского кризиса 1999 года, все чаще возникает вопрос: как относиться к некоторым нормам международного права? В Югославии формат безопасности, который сложился в 1975 году, – я имею в виду Хельсинский акт о нерушимости границ, – де-факто прекратил свое существование. Значит, должна быть выработана новая система европейской безопасности – с более универсальными принципами, прозрачными методами контроля, большей ответственность всех сторон-подписантов.
На мой взгляд, дело идет именно к созыву большой международной конференции по безопасности – в этом истинная подоплека предложения о «перезагрузке». Об этом пока напрямую не заявляют ни Сергей Лавров, ни госсекретарь США Джон Керри. Однако по тональности, по дискуссиям, которые ведутся в элитах обеих стран, возникает ощущение, что такая международная конференция – фундаментальное условие выстраивания отношений нового уровня между Россией и США.
– России действительно нужна «перезагрузка» отношений с американцами, – уверен президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – Поскольку уничтожение США не является целью России, какие-то отношения между нашими странами все равно будут существовать. А любые государства стремятся поддерживать хорошие отношения, а не плохие.
Сейчас, в обостренной ситуации, российско-американская «перезагрузка» едва ли возможна, но эта ситуация меняется. Поэтому дипломатам уже сегодня необходимо искать компромисс, который бы устроил обе стороны. Однако чтобы перейти от нынешнего состояния – практически «холодной войны» – в состояние мира, желание идти на компромисс должно быть взаимным, а сам компромисс – учитывать коренные интересы сторон.
Россия – это очевидно – может не вмешиваться в проблемы Мексики или Канады, а США, в свою очередь, вполне могут обойтись без вмешательства в проблемы Украины, Азербайджана или Узбекистана. В принципе, если будет взаимное понимание, что лучше жить в мире и договариваться, механизмы компромисса найдутся.
Другое дело, сейчас Лавров заявляет о пожеланиях России, но это вовсе не означает, что они соответствуют пожеланиям самих Соединенных Штатов…
– Лавров подает американцам сигнал о готовности к диалогу, но не стоит забывать, что недавно, выступая на Генассамблее ООН, Барак Обама включил действия РФ на Украине в тройку главных мировых угроз, и фактически поставил нас на одну доску с ИГИЛ, – напоминает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов. – Это доказывает, что Штаты, скорее, намерены не договариваться с Россией, а всячески ее «прогибать». В такой ситуации Москве необходимо занять взвешенную, но жесткую позицию. Особенно по вопросам, которые касаются наших национальных интересов и нашей безопасности. С учетом сказанного, говорить с Вашингтоном о «перезагрузке-2» сейчас явно преждевременно…
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня