Украина должна стать «военным государством» до 2020 года, заявил замглавы администрации президента Дмитрий Шимкив. По его словам, этот тезис предусматривает резкий рост расходов на оборону, развитие военно-промышленного комплекса и увеличение количественного состава армии. Проблема, однако, в другом: на все эти радости у Украины нет денег.
«Стратегия-2020» – более 60 реформ и специальных программ, озвученных президентом Петром Порошенко в области реформирования украинской экономики, социально-политических аспектов жизни общества и, конечно же, ответ на «внешнюю агрессию» со стороны России. Именно в рамках обсуждения этой стратегии Шимкив и сделал свое заявление. Тем более что ее главный пункт – как раз военный ответ «агрессору», под которым Киев понимает Москву. Для этого, как заявляется, стране надо срочно поднимать из руин военно-промышленный комплекс и заново воссоздавать армию.
Шимкив напомнил, что объявленный Порошенко курс реформ предусматривает увеличение военного финансирования с 1% в 2014 году до 5% от ВВП в 2020-м. «На Украине будет увеличено число военнослужащих с 2,8 до 7 человек на одну тысячу населения»,– добавил он. В свою очередь представитель СНБО Андрей Лысенко сообщил, что во исполнение поручения президента предприятия Укроборонпрома–холдинга, объединяющего практически все оборонные предприятия страны–переходят на трехсменный график работы.
Считая потери
Заявления Порошенко прозвучали на фоне практически полного разгрома украинской армии на юго-востоке страны. Только за один август месяц, по данным штаба ДНР, украинские силовики потеряли почти 220 танков и свыше 480 бронемашин. Силами ополчения сбито 14 самолетов и 10 беспилотных летательных аппаратов, уничтожено или выведено из строя почти 190 реактивных систем залпового огня и около 750 автомобилей. Можно с сомнением относиться к этим цифрам, но даже сам Порошенко на днях заявлял, что 60% украинской военной техники уничтожено.
На этом фоне Киеву было отказано в прямой военной помощи со стороны НАТО и США. Украина не смогла добиться внеблокового военного союза с Вашингтоном, хотя такой статус имеет как ряд высокоразвитых стран – Япония, Южная Корея и Израиль, так и находящийся в средневековье Афганистан. Кроме того, Петр Порошенко еще и подписал смертный приговор украинскому военно-промышленному комплексу, запретив любые военно-технические связи с Россией. До последних событий доля российского рынка в украинском экспорте составляла до 60%.
«Практически все предприятия украинской оборонки работают только благодаря российским контрактам,– уточнил газете ВЗГЛЯД глава Центра АСТ Руслан Пухов.– Более 70% поставщиков систем и комплектующих для украинских оборонных предприятий находится в России. Без участия россиян Украина производит лишь танки «Оплот», а также ряд старых бронетранспортеров».
Экономика военного времени
Не поможет стране и экспорт. До последнего времени Украина входила в десятку ведущих экспортеров вооружений и военной техники. Однако события на Юго-Востоке внесли серьезные коррективы в этот процесс. 26 августа правительство Украины приняло решение о срочном выкупе минобороны и Национальной гвардией всей военной техники, которая производится государственным концерном «Укроборонпром», для немедленной поставки в зону боевых действий. На экстренном заседании кабинета министров было решено передавать в течение 48 часов от момента заявки руководства силовой операцией оружие и военную технику со складов минобороны для потребностей армии, Национальной гвардии и вооруженных формирований, участвующих в АТО.
Правительство также потребовало немедленного ремонта и модернизации военной техники без дополнительных согласований и разрешений. В связи с этим глава компании «Укроборонпром» Роман Романов в интервью изданию Jane’s Defence Weekly посетовал, что из-за свалившихся проблем предприятия компании погрязли в ремонте и не могут заниматься развитием вооружений и военной техники. Это одна из причин, почему на украинских предприятиях введена трехсменная система работы, а ранее уволенных специалистов в приказном порядке мобилизовали обратно на работу.
«Рано или поздно война закончится,–подчеркивает Пухов,– но украинские оборонная промышленность и машиностроение к этому времени умрут. В нынешних экономических условиях Порошенко не сможет выполнить свое обещание дать более трех миллиардов долларов на перевооружение украинской армии и обновление военной техники в 2015–2017 годах. Их неоткуда взять. Внутренний заказ не заменит внешний–российский».
Точки роста
Ремонт, модернизация, разработка и производство вооружений и военной техники идет за счет увеличивающегося военного бюджета. В 2014-м, согласно заявлению Романова, расходы страны на вооруженные силы составят 53,2 млрд гривен (4,04 млрд долларов), что на 17% больше по сравнению с прошлым годом.
Однако есть и серьезные проблемы. Запрет экспорта комплектующих и узлов для военной техники в Россию снизит не только прибыль, но и загрузку отрасли. В результате эмбарго Укроборонпром, по оценке Романова, может потерять до 15% объемов экспорта по сравнению с 2013 годом. Эта проблема особенно актуальна для производителей авиационных двигателей и агрегатов, ракет класса «воздух–воздух», газотурбинных двигателей.
Учитывая факт, что Россия перестала быть приоритетным партнером, Украина намерена развивать связи со странами Евросоюза в области совместного производства, модернизации и ремонта ВВТ. Есть надежда на прибыль, получаемую в результате офсетных сделок, так как ряд иностранных государств стремится извлечь выгоду из роста оборонных расходов Киева. «Украина в качестве рынка вооружения привлекательна для европейских и американских компаний в связи с тем, что мы начали программу массового перевооружения армии»,–предполагает Романов.
Мечтатели и прожектеры
«Сплошная маниловщина,– прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.– Производства современных вооружений на Украине нет. Они могут только делать БТР и военно-транспортные самолеты».
Именно поэтому очень сомнительным выглядит сотрудничество с Западом, утверждает эксперт. «Почему не было офсетных программ, совместных разработок вчера или год назад? – задается вопросом Коротченко. – Почему Запад должен включить ее в сферу своих военных интересов и разработок?»
В поставках вооружений Киеву отказали и Брюссель, и Вашингтон. А денег, выделенных Западом на поддержку украинской армии – чуть больше 100 млн долларов–хватит разве что на поддержание в боевом состоянии совместного военного подразделения Польши, Литвы и Украины ЛитПолУкрБриг (LitPolUkrBrig), которое создается для «участия в миротворческих операциях под эгидой ООН и ЕС, создания основ для образования боевой группы Евросоюза» и призвано обкатать украинскую армию под стандарты НАТО без принятия ее в ряды Североатлантического альянса.
Проблемы производства вооружений и военной техники для украинской армии только часть сложной ситуации, в которой она оказалась. Не менее непростым будет и увеличение численности армии. Уже сейчас содержание батальонов Нацгвардии полностью перенесено на плечи украинских налогоплательщиков. В стране введен специальный налог на «армию». С каждой зарплаты, вне зависимости от желания плательщика, взимаются деньги в размере до одной пятой от заработка. Сможет ли Украина сохранить этот налог в перспективе – большой вопрос. При свертывании товарооборота с Россией, снижении экспорта оружия будет снижаться и налогооблагаемая база. Судя по тому, что Киеву в преддверии зимы нечем заплатить за газ, денег на оборону в ближайшей перспективе не будет.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня