Монстр военной и гражданской авиации разрабатывает гиперракету
1 октября 1881 года родился Уильям Эдвард Боинг, основатель компании, носящей его имя. В 1966 году Боинг был внесен в Зал славы авиации США. Он заслужил это в полной мере – бомбардировщики Boeing внесли весомый вклад в победу над гитлеровской Германией. Современные машины компании также востребованы в армиях НАТО.
Пересадка с аэроплана на рысака
Уильям Боинг заболел небом сравнительно поздно, когда ему было уже под тридцать. Что выразилось в полетах на аэропланах, которые он сконструировал со своим закадычным другом Джорджем Конрадом Вестервельтом, бывшим военным моряком. В 1916 году компаньоны основали фирму «по пошиву» гидропланов – в их конструкциях использовалось много полотна, в связи с чем на Boeing было больше швей, чем плотников и механиков.
Первый коммерческий успех пришел к компании в 1917 году, когда ВМФ США заказал Boeing Airplane Company семь десятков гидропланов. У новоиспеченной фирмы резко вырос авторитет. Посыпались новые заказы. Расширилось производство, вырос штат сотрудников. Даже Великая депрессия не сильно ударила по компании, которая к тому времени уже перешла к выпуску «сухопутных» самолетов – истребителей, бомбардировщиков, разведчиков…
После Второй мировой войны президент компании и председатель совета директоров Уильям Боинг вдруг потерял интерес к авиационному бизнесу. И занялся разведением лошадей на обширном ранчо. Умер в 1956 году на борту собственной шикарной яхты.
Чемпион в тяжелом весе
Конечно, Boeing в настоящее время всемирно известна благодаря своим гражданским суперлайнерам, на которых летает весь мир. Но еще более громкая слава выпала ей во время Второй мировой, когда заводы компании выпускали несколько шедевров бомбардировочной авиации. В-17, В-29, В-47…
И, наконец, стратегический бомбардировщик В-52 Stratofortress. Начиная с 1955 года, он находится на вооружении ВВС США уже почти 60 лет. Это 8-двигательный гигант с размахом крыла 56 метров имеет дальность 16 тыс. км и способен нести 32 тонны бомб и ракет. Используется для боевого дежурства с ядерным оружием на борту. Надо сказать, что и эффективная площадь рассеяния у него громадная – 100 кв.м. Его заметность, что называется, для невооруженного глаза компенсируется средствами электронной и противоракетной защиты, а также мощным эскортом из истребителей.
До 1962 года было построено 744 В-52. До сегодняшнего дня «дожили» 60 самолетов. Их проводы на заслуженный отдых намечены на 2040 год.
Вполне понятно, что В-52 постоянно модернизируется. Как и наш его симметричный «коллега» и ровесник Ту-95. Оба этих самолета имеют самую большую дальность среди военных машин.
Еще один «шедевр» середины прошлого века – транспортный самолет C-135 Stratolifter, выпущенный в 1961 году и также эксплуатирующийся и поныне. Он берет на борт 176 человек и имеет практическую дальность в 14800 км. На его базе построено несколько различных модификаций, среди которых заправщик, ДРЛО, воздушный командный пункт, разведчик.
В борьбе с Lockheed Martin
В результате за Boeing закрепилась репутация производителя «тяжеловозов». Которые к 70-м годам стали не столь актуальны в мировой военной авиации. Пришло время сверхзвуковой и высокоманевренной техники. И компании пришлось изрядно посоперничать в этом сегменте с конкурентами, прежде всего с Lockheed Martin.
В конце концов, чтобы утвердиться на новом для себя рынке, Boeing поглотил в 1997 году McDonnell Douglas, компанию, разработавшую удачный палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик F/A-18 Hornet. Эта машина, совершившая первый полет в 1978 году, сейчас является основным ударным средством ВМФ США.
В 1995 году совершил первый полет F/A-18E/F Super Hornet – сильно улучшенный и, по сути, совсем новый самолет. А принят он был не вооружение уже в 2000 году, после присоединения McDonnell Douglas к Boeing. В связи с чем он выпускается уже под брендом Boeing.
В этом самолете конструкторы использовали геометрию планера, близкую к Су-27. При этом двигатели были поставлены более мощные, поскольку разработка велась с упреждением данной советской модели. В итоге получилась машина, которую по ЛТХ можно соотнести с Су-35. Между ними существует разница в пользу Super Hornet в боевой нагрузке в 20%. Но при этом у «американца» на 15%-20% хуже скорость, дальность, потолок и скороподъемность. Лишен он и неоспоримого достоинства нашего истребителя – двигателей с изменяемым вектором тяги.
К настоящему моменту построено более 500 F/A-18E/F Super Hornet. Его производство запланировано продолжать до 2020 года. Помимо ВВС США эта машина поставляется в Австралию. Существуют планы поставок натовским новичкам из Восточной Европы – в Венгрию, Польшу и Чехию.
На базе F/A-18F Super Hornet в 2008 году Boeing выпустила палубный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18 Growler. При этом за счет сложной электронной «начинки» он почти в два раза дороже своего прототипа – Growler стоит 101 млн. долл.
Истребитель, которого заждались
К самым последним разработкам компании относится многоцелевой ударный истребитель поколения 4++ F-15SE Silent Eagle, совершивший первый полет летом 2010 года. В нем использована стелс-технология. Но не «на полную катушку». По незаметности F-15SE уступает двум суперхитам американского авиапрома пятого поколения F-22 и F-35, разработанным главным конкурентом Boeing – компанией Lockheed Martin. Однако ненамного.
Как и положено самолетам «околопятого» поколения, в этой машине все ракетно-бомбовое вооружение находится во внутренних отсеках. Что предопределено прежде всего требованиями незаметности. За счет этого снижен объем топливных баков в сравнении с прототипом F-15 Eagle. Однако радиус действия получился весьма внушительный – 1480 км.
Самолет оснащен самыми современными средствами радиоэлектронной борьбы. Такие же стоят и на F-22, и F-35. Однако конструкторы Boeing сочли полный функционал системы Lockheed избыточным и немного его подсократили, чтобы снизить цену. В результате стоимость F-15SE составляет 100 млн. долларов против 150 млн. у F-22. С точки зрения стратегии бизнеса это оказался верный ход. Производство F-22 свернуто из-за непомерной цены машины. А F-15SE ждут в ВВС США с распростертыми объятьями, поскольку его характеристики вполне соответствуют современным требованиям к многоцелевым истребителям. Характеристики же F-22 эксперты считают избыточными.
Но при всех плюсах F-15SE самолет имеет один громадный минус. Сейчас выпущен только один истребитель, который уже 4 года проходит испытания и доводки. И неизвестно, когда же начнется его массовое производство.
ЛТХ F-15SE
Длина – 19,43 м
Высота – 5,63 м
Размах крыла – 13,05 м
Площадь крыла – 56,49 кв.м.
Масса пустого – 14300 кг
Максимальная взлетная масса – 36700 кг
Тяга двигателей – 2х79,19 кН
Тяга на форсаже – 2х129,45 кН
Максимальная скорость – 2655 км/ч (2,5М)
Крейсерская скорость – 917 км/ч
Скороподъемность – 15240 м/мин
Радиус действия – 1480 км
Практический потолок – 18200 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка – 9
Экипаж – 2 человека
Вооружение – 20-мм шестиствольная пушка, 11110 кг боевой нагрузки
Позволяющий заглянуть за горизонт
Новинкой вертолетного подразделения компании является AH-64E Apache Guardian. Эта машина стала глубокой модернизацией знаменитого «Апача» — McDonnell Douglas AH-64 Apache, который с 80-х годов является основным ударным вертолетом армии США.
Boeing начал производство AH-64E Apache Guardian в 2011 году. В 2013 году армии США было передано 28 вертолетов. Всего же будет построено 634 такие машины, которые пойдут на замену AH-64 Apache.
Модернизация машины оказалась столь радикальной и она приобрела такие дополнительные качества, что командование армии США посчитало необходимым присвоить ей новое обозначение с приставкой Guardian.
На AH-64E Apache Guardian установлен более мощный двигатель с цифровым управлением, заменена трансмиссия, установлен несущий винт из композитных материалов и изменена его геометрия. Установлена система, позволяющая управлять полетом беспилотников четырех типов и получать от них видеопоток в реальном времени. Что существенно повышает боевые возможности экипажа, расширяя обзор. В AH-64E Apache Guardian улучшены и все остальные системы, включая систему управления огнем и радиолокационной защиты.
Гиперракета
Ну, и наконец, необходимо сказать о разработке компанией крылатой ракеты Х-51, которая должна развивать скорость в 7М. О ней мало что известно. Ее длина равна 8 метрам, двигатель – прямоточный, а масса топлива – 120 кг. Ракета испытывается с 2010 года. Но пока не продвинулась дальше «условно-успешных» результатов. Пока достигнута скорость в 5М. В этом испытании двигатель отработал 3 минуты из положенных 5 минут. Максимальная дальность полета составила 426 км.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня