Премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко 4 октября подал документы в республиканский Центризбирком в качестве кандидата на пост главы республики. Первые в истории Новороссии выборы глав республик пройдут уже меньше чем через месяц, 2 ноября. Регистрация кандидатов продлится до 14 октября.
Известно, что последние трагические события в Донбассе сделали известными многих ярких харизматичных персонажей. Бабай, Моторола, Игорь Безлер, конечно, же Игорь Стрелков – этих людей в лидеры выдвинула сама жизнь.
Стоит ли ждать, что-то кто-то из этих пассионарных деятелей поборется за должность главы республики? И насколько вообще удастся провести полноценные выборы в условиях фактически военного времени?
— Я думаю, что основная цель выборов – придание большей легитимности власти в Донецкой и Луганской республиках, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Киев после выборов в Верховную Раду 26-го октября, скорее всего, будет отказываться от прежде взятых обязательств перед ДНР и ЛНР. У президента Украины Петра Порошенко после этих выборов будут развязаны руки. Он снова затянет свою старую песенку в отношении руководства Новороссии: а кто вас, собственно, выбирал, кого вы представляете?
В своё время, кстати, Киев сам форсированно провёл президентские выборы, чтобы придать некоторую легитимность произошедшему в феврале государственному перевороту и тем, кто в результате стал во главе Украины.
Непризнанные республики Донбасса сейчас идут тем же путём. Легитимность президентов ДНР и ЛНР должна, кстати говоря, повлиять не только на Киев, но и на тех командиров ополченцев, которые не очень охотно подчиняются центральному руководству самопровозглашённых республик.
Стоит ли ждать, что яркие харизматичные лидеры, вроде Стрелкова и Моторолы, попытаются побороться за пост главы республики?
— На данный момент Москва всё-таки ставит не на ярких, а на управляемых лидеров. Именно их она будет поддерживать на выборах. Для Кремля желательно, чтобы во главе ДНР и ЛНР стояли люди, которые, скажем так, внимательно прислушивались бы к позиции России. В самом ополчении сейчас явственно произошло разделение на два лагеря. С одной стороны – умеренные полевые командиры и гражданские лица, которые ориентируются на пожелания России и Рината Ахметова. С другой стороны – радикальное крыло, которое ставит целью продолжение наступления, начавшегося в конце августа. Эти люди недовольны Минскими соглашениями, и тем, что им запретили вести полномасштабные боевые действия. В итоге война сейчас, в основном, ведётся вокруг донецкого аэропорта. Правда, ещё совершаются диверсионные вылазки в тыл противника.
Думаю, что радикальное крыло всё-таки не сможет провести в президенты ДНР или ЛНР своих людей. В республиках все понимают, что без поддержки Москвы им не устоять.
— Значительная часть ДНР и ЛНР по-прежнему не контролируется ополченцами. Соответственно на них проведение выборов невозможно. – Говорит публицист, главный редактор журнала «Русский обозреватель Егор Холмогоров. – Значительная часть жителей покинуло республики и стали беженцами. То есть предстоящие выборы будут не вполне представительными.
Число реальных кандидатов в президенты ДНР и ЛНР также весьма ограничено. Мы знаем, что тот же Игорь Стрелков по политическим причинам участвовать в этих выборах не сможет.
То есть придётся выбирать из тех лидеров республик, которые имеются. Пока что выборы производят впечатление, скорее, легитимизации ранее назначенных глав республик. Ничего плохого, в принципе, в этом нет. Если у республик появятся легитимные, выбранные народом лидеры – это будет хорошо.
Но при этом гораздо важнее, с какой целью проводится эта легитимизация. Одно дело, если она усилит позицию Новороссии на переговорах с Украиной и поможет, к примеру, добиться освобождения оккупированных территорий ДНР и ЛНР. И совсем другое, если легитимизация будет использоваться, как инструмент давления на общество. Дескать, вы сами меня избрали, и вот я подписываю «капитулянские» соглашения с Киевом.
К сожалению, есть основания предполагать, что после выборов будет продолжена наметившаяся в последние месяцы линия на постепенное ослабление позиции руководства республик в диалоге с Киевом.
— Имеется в виду перемирие?
— Да, в первую очередь. Кроме того, как мы видим, новое руководство ДНР и ЛНР довольно слабо взаимодействует с руководством России по вопросам военно-технической помощи. В результате, значительная часть ополченцев до сих пор не имеет зимнего обмундирования.
Не решены многие принципиальные военно-политические задачи. В частности, до сих пор не удалось освободить один из крупнейших городов Донецкой республики – Мариуполь.
Его можно было бы довольно быстро взять в начале сентября. Однако этому помешало подписание Минских договорённостей. А теперь придётся выбирать главу республики без учёта мнений жителей этого важного промышленного центра.
— Из ваших слов можно сделать вывод, что особых интриг на выборах в Новороссии ждать не стоит?
— Да, реальных конкурентов ныне действующим руководителям республик, я не вижу. Да и, честно говоря, жёсткие конкурентные выборы, которые бы не помешали сейчас Новороссии в условиях прифронтовой территории, не реальны.
На мой взгляд, в данных условиях для республик важнее выборы в парламентские органы. При выборах парламентов можно было бы использовать мажоритарную систему, чтобы в последствие на освобождённых территориях проводились довыборы.
Легитимный весомый парламент сейчас бы не помешал бы ни ЛНР, ни ДНР.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня