В Мире

О кадровой чехарде в руководстве ДНР и ЛНР

Чем больше читаешь новостей из Новороссии, чем больше получаешь информации, в том числе и эксклюзивной, тем меньше удается понять суть политической игры в самоопределившихся республиках ДНР и ЛНР. И такое ощущение складывается не только у обывателей, но и у многих маститых политологов.

Наблюдатель видит только бесконечную вереницу перестановок в высшем эшелоне Новороссии, появление неизвестно откуда и исчезновение непонятно куда всё новых и новых никому дотоле неизвестных деятелей. Поэтому у многих искренне переживающих за народные республики россиян появляются разного рода догадки, от «Новороссию сливают» до «скоро русские поднимутся в Прибалтике». При этом никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть появляющиеся слухи, некому рассеять сомнения. В то же время очевидно, что вся чехарда на политическом поле ДНР и ЛНР связана с такой простой вещью, как отсутствие в этих республиках законной власти.



Когда сопротивление в Донбассе только зарождалось, у него появились свои стихийные лидеры. Чаще всего это были люди не известные, но инициативные. Многим из них пришлось многое испытать за короткий срок. И стоит только радоваться тому, что в нужное время и в нужном месте никому дотоле особо не известные люди нашли в себе мужество и крикнули в толпе: «Я – ваш лидер! Слушайте мои команды». Так «народным губернатором» Донецкой области стал 30-летний Павел Губарев, который скоро оказался в застенках СБУ. Так главой ЛНР стал старший сержант запаса Валерий Болотов. Так попытались возглавить протест в Одессе 28-летние Антон Давидченко и Алексей Албу. В тот момент, когда ничего не было ясно, практически никакой надежды на успех, когда стихийно собравшаяся на площади масса стояла растерянная и задавалась вопросом, что делать дальше, эти люди решились взять на себя ответственность.

Позже появились такие яркие фигуры, как Игорь Стрелков и Александр Бородай. Последние годы они занимались журналистикой, каким-то пиаром, исторической реконструкцией, ходили на «околопатриотические» собрания. Но, как оказалось, эти собрания стали инкубатором для сильных личностей. Приехавший в Донбасс Стрелков смог собрать вокруг себя боеспособные отряды и долгие недели сдерживал наступление превосходящих сил противника на Славянск. Бородай начал формировать гражданскую администрацию. Нашлись стихийно и полевые командиры в самой Новороссии. Как во время Гражданской войны в России, когда командирами целых армий стали бывший пастух и шахтер Климент Ворошилов или вахмистр Семен Буденый, так и сейчас командиром стал бывший солист театра Алексей Мозговой.

В Харьковской области таких стихийных лидеров не нашлось, и СБУ смогла выбить активистов Антимайдана из захваченного здания обладминистрации. А изначально планировалось, что референдум о самоопределении одновременно с Луганском и Донецком пройдет еще и в Харькове.

Первый месяц после народного референдума 11 мая ДНР и ЛНР жили более-менее спокойно. В Киеве еще шел процесс взятия под контроль сторонниками Майдана государственных структур. На фоне политического успеха референдумов в народных республиках многие не думали о том, что строить государственность весьма непросто. Люди по инерции доверяли всем, кто возглавил республики. Бородаю, Болотову, Губареву, Пушилину, Пургину…

Но вскоре начались непонятные перестановки. Вначале ушел Денис Пушилин, за бортом оказался Павел Губарев. Потом покинул свой пост Бородай. Его уход всем объяснили тем, что в руководстве ДНР должен быть местный человек. Им стал зарекомендовавший себя в боях с украинской армией Александр Захарченко. Но потом неожиданно исчез и ставший легендарным Игорь Стрелков. Это попытались объяснить народу теми же мотивами. Мол, местный Кононов будет лучше, а Стрелкову надо отдохнуть. Но тут же о своей отставке заявил в ЛНР и Валерий Болотов. На его место рекомендовали никому не известного Игоря Плотницкого.

Позже было странное «волшебство с разоблачением» с созданием «армии Новороссии». Пять полевых командиров подписали некое соглашение об избрании главой «армии» некоего генерала Корсуня. В ополчении поползли слухи, что всех пытаются заставить подчиниться неизвестному человеку угрозой прекратить снабжение отрядов. Но вскоре Корсуня арестовали и публично назвали авантюристом.

Сейчас вряд ли у кого есть сомнения, что все перестановки имеют в качестве основы чью-то волю за пределами Донбасса. Называют, понятное дело, Кремль. Вернее, «его башни», которые борются друг с другом и не могут определиться, «сливать» Новороссию или бороться за нее. Но, так или иначе, а находящиеся сейчас у власти в ДНР и ЛНР Захарченко и Плотницкий поставили свои подписи под минским протоколом о прекращении огня. В документе они обозначены как частные лица, но командиры ополчения вынуждены были остановить победное наступление.

В своем недавнем интервью Александр Захарченко заявил, что собирается уйти в отставку по той причине, что его будут «ломать» и пытаться заставить выполнять перемирие, которое ополченцы считают предательством. Фактически, премьер ДНР открыто признался в том, что не может принимать решений без оглядки на какие-то могущественные силы.

Сегодня вопрос о формировании власти в Новороссии стоит ребром. Народные республики совершенно легитимны, они были образованы в результате референдумов. Явка и результат голосования говорят сами за себя. Но вот власти республик оказались действительно самопровозглашенными. И в этом корень многих проблем. Ведь избранные руководители ДНР и ЛНР могли бы даже в Кремле запросто сказать, что у них есть доверие народа, а потому они будут выполнять его волю. И никто бы, конечно, не смог бы снимать и назначать на ответственные посты, не спросив жителей Донбасса. Сейчас же получается, что руководители и искренне преданы своему народу и своей земле, а вынуждены или уходить, или покоряться непонятной «большой силе».

На ноябрь назначены выборы Верховного Совета и главы ДНР. Многое говорит о том, что всех самостоятельных людей попытаются отодвинуть от них. Но, по крайней мере, это выборы. Только будут ли они легитимными? Больше половины населения народных республик живет на территориях, занятых украинской армией.

В этих условиях можно было бы провести выборы по квотам. Скажем, от отрядов ополчения, от районов, от трудовых коллективов. В случае освобождения новых территорий, проводить довыборы там. Проведение «всеобщего голосования» на контролируемых ополчением землях чревато признанием установившихся границ Новороссии. Да и манипуляции (что отлично видно на примере Украины и России) при таком избрании неизбежны. И хуже всего – при отсутствии должной легитимности руководству ДНР и ЛНР опять придется во всем слушаться силы в Москве. И ладно, было бы кого слушать. Но «башни» у Кремля все разные, борьба между ними идет сейчас серьезная, каждая группа пытается утвердить свое видение. В каждой телепередаче мы видим, что ведущие госканалов зовут одновременно и не могут определиться с симпатиями между «либералами» и «патриотами», сторонниками «мирного урегулирования» и «наступления на Киев».

Но пока в руководстве народных республик происходит чехарда, стремительно падает авторитет независимости среди жителей. Конечно, обратно в Украину никто не хочет. Но и ДНР с ЛНР многих уже не прельщает. А в этих условиях люди будут ориентироваться пусть на несбыточный ныне идеализированный образ «единой Украины». Вот этой усталостью и может воспользоваться Киев.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.