Шаткое затишье в проведении карательной операции, периодически прерываемое сторонами, актуализирует дискуссию о том, каким именно Киев видит формат своих отношений с самопровозглашенными республиками и каковы будут его дальнейшие действия на этом направлении.
Стратегия самого П.Порошенко относительно Новороссии так до конца и непонятна. С одной стороны, нацеленность на мирную составляющую выглядит достаточно последовательно – вопреки желанию целого ряда украинских политиков Порошенко старается хотя бы сделать вид, что его интересует мирный процесс. Ввиду того, что его действия явным образом контролируются Западом, следует предположить, что это делается согласованно с внешними игроками.
Впрочем, формат процесса «замораживания» конфликта все еще неоднозначен. Судя по конкретным шагам Киева, он де-факто полностью признал потерю контроля над территориями ДНР и ЛНР и начал целый ряд мероприятий, направленных на экономическую и политическую изоляцию этого региона от остальной части Украины.
Прежде всего, Госказначейство Украины перестало работать с отделениями, находящимися на территории Новоросии, тем самым пытаясь усложнить социально-экономическую обстановку в регионе. 7 октября Верховная рада проголосовала за изменение административно-территориального устройства Луганской области, утвердив новые границы четырех районов: Новоайдарского и Славяносербского, Перевальского и Попасненского. Как сообщил недавно назначенный глава Луганской областной государственной администрации Г.Москаль: «…изменение границ районов позволит наладить социальные выплаты, выдачу зарплаты и оказание других госуслуг на территориях этих районов. Изменение границ касается тех районов, административные центры которых временно находятся на территории, которую не контролируют официальные киевские власти. Соответственно, административные органы этих районов не могут полноценно выполнять свои функции». То есть де-факто Украина уже уходит с территорий, контролируемых ЛНР и ДНР.
В минувший понедельник в Вашингтоне министр финансов А. Шлапак заявил: «К сожалению, сегодня есть два Донбасса. Если говорить о территориях, которые контролирует Украина, то, по предварительным оценкам, для ее восстановления потребуется около $2 миллиардов». И восстанавливать «украинскую часть» Донбасса правительство намерено с помощью зарубежных «доноров».
* * *
Дискуссия, которая развернулась вокруг внеочередных парламентских выборов и того, пройдут ли они на территории Луганской и Донецкой областей, показывает некоторые долгосрочные политические тренды, ключевой из которых – политическая эксклюзия (изоляция) Новороссии.
Власть явно не настроена давать возможность жителям целого ряда районов принять участие в выборах (хотят они этого или нет – другой вопрос), а тем более не собирается допускать, чтобы через эти выборы в парламент попали люди, стоящие на позициях федерализации Украины.
Между тем всем понятно, что в парламентских выборах эти районы участвовать не будут. На эту проблему обратил внимание первый заместитель главы Фолькетинга Королевства Дания Б.Хаарде: «Мы выражаем поддержку Украине от имени Дании. Мы уже были в Молдове, где увидели похожую проблему в Приднестровье. Поэтому мы хотим услышать: как Украина будет решать проблему, учитывая, что миллионы избирателей не смогут проголосовать, будет недобор в результате выборов? Как Украина будет решать эту проблему?» На что Турчинов заявил, что пока Киев не восстановит контроль над этими регионами, выборов там не будет.
На тех же позициях стоят и радикальные группировки. В частности «Свобода» не просто против проведения выборов на этих территориях, но даже внесла на рассмотрение парламента специальный законопроект, запрещающий подобное голосование в принципе.
Порошенко по этому поводу молчит, акцентируя внимание на местных выборах. Так, закон про «спецстатус» двух областей указывает, что власть заинтересована в проведение там местных выборов – про парламентские выборы там не говорится.
Причем эти выборы должны пройти 7 декабря, хотя в ДНР и ЛНР назначили выборы на 2 ноября. А их Киев не намерен признавать. Порошенко говорит о том, что «на пока что подконтрольных боевикам территориях должны состояться выборы местных органов власти. Но не те, которые намерены провозгласить террористы. А только те, которые предусмотрены украинскими законами». А как можно провести выборы по украинским законам на территории, где эти законы не действуют, а жителей ЛНР и ДНР Киев называет террористами? Видимо, Турчинов рассказывает европейцам то, о чём не говорит Порошенко в обращении к соотечественникам?
С целью усилить свою позицию по выборам Порошенко пытается привлечь внешних игроков – во время встречи с представителями парламентов Дании, Ирландии, Литвы, Польши и Швеции он попросил эти страны прислать своих наблюдателей на местные выборы 7 декабря.
* * *
Судя по всему, своими действиями в экономической и политической сферах Киев пытается добиться нескольких целей. Экономически Киев рассчитывает оказать давление на Новороссию как раз накануне зимы. Судя по комментариям провластных обозревателей, в Киеве вполне серьезно рассматривают перспективу сдачи Новороссии именно по причине экономической ситуации в регионе. По мнению Киева, этому способствует разрушенная инфраструктура Донбасса, рост давления западных стран на Россию (в том числе через политику понижения цены на нефть) и потенциальный рост на этом фоне внутренних противоречий между руководителями Новороссии и командирами отрядов ополчения. Все это в целом должно вынудить ДНР и ЛНР пойти либо на серьезные уступки, либо на полную сдачу Киеву (хотя и на относительно достойных условиях).
Политическая же ветка должна отсечь даже потенциальную возможность распространения идей федерализации (тем более отсоединения) в общеукраинском политическом пространстве, которая существует до сих пор из-за специфичности статуса двух новых государственных образований (у большинства их граждан сохраняются украинские паспорта, а значит и возможность повлиять на общеукраинское политическое поле). Киев этого допускать не собирается.
* * *
В контексте вышесказанного следует принимать во внимание и еще один фактор, существенно влияющий на «миротворческий» тренд Порошенко и его властной команды (определенной ее части): необходимость закрепить за собой политическое пространство и максимально ослабить политических конкурентов.
Это представляет собой особую проблему ввиду того, что он в лучших традициях украинской политики привлек в свои ряды большое количество политиков и бизнесменов, которые весьма жестко ассоциируются с прошлыми властями. И таких политиков он ведет на выборы не только по спискам своей партии, но и поддерживая их на мажоритарных округах. Уже сейчас это вызывает весьма жесткую реакцию со стороны разнообразных «активистов», требующих что-то сделать с этим.
Сам же Порошенко прекрасно понимает, что пафосные требования «люстрировать» всех и каждого в итоге направлены лишь на одно – ослабление его лично и его команды. Сейчас Порошенко и его блок обладают высоким рейтингом. И есть обоснованные предположения, что они возьмут если не 50% голосов на выборах, то очень существенную долю (по некоторым данным, до 40%). Соответственно, его приоритетные задачи (здесь и сейчас, а не в стратегической перспективе) – обеспечить себе сначала конституционное большинство, а потом с его помощью внести изменения в Конституцию Украины.
О том, что у Порошенко есть идея создать конституционное большинство, говорят и некоторые политологи. В отношении же второго, то на днях Венецианская комиссия одобрила проект изменений в украинскую конституцию, которую подал П.Порошенко. Суть этих изменений – усиление президентской власти и некоторые элементы децентрализации (в рамках унитарной модели государства). Порошенко понимает, что если ему не удастся этого сделать в ближайшее время, то чем дальше, тем сильнее будет падать его рейтинг, а значит, политические конкуренты уничтожат его весьма быстро. Кроме того, над Киевом все время витает дух нового Майдана, который грозит быть куда жестче, чем предыдущий. Этому способствует рост силы партий группы «Правого сектора», прежде всего на улицах.
В этих условиях иметь дело с еще одним фактором политической неопределенности, которым является ЛНР и ДНР и их политические предпочтения, Порошенко не может себе позволить. Таким образом, политическая эксклюзия Востока кажется Киеву сегодня единственно возможным форматом.
Следует отметить, что, несмотря на кажущуюся разницу в подходах партии войны и партии мира по вопросам будущего Донбасса, на самом деле все их шаги ведут ровно к двум выше обозначенным целям, значит, тут сформировался некий ситуативный консенсус. И, скорее всего, причина этого консенсуса – в четкой установке западных игроков относительно стратегического курса Киева в этом конфликте.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
Источник