В Новороссии творится что-то странное: из Донецкой области приходят всё более тревожные и взаимоисключающие новости.
Так, утром в понедельник через 14 часов после того, как Павел Губарев написал в Facebook: «Завтра сделаю очень важное заявление! Репост!», появилась информация, что на бывшего народного губернатора Донецкой области совершено покушение, и он находится без сознания в одной из больниц Ростова-на-Дону. Какое важное заявление хотел сделать Губарев, правда ли, что его и возглавляемый им блок «Новороссия» не допустили до выборов в ДНР, выяснить пока не удалось.
«По поводу отказа в регистрации меня кандидатом на должность Главы ДНР… Это фейк. Я еще не подавал документы. Я собирался сделать это завтра», — писал с соцсети Губарев. Это «завтра» наступило в понедельник…
Ранее появилась информация, что по приказу президента России Владимира Путина более 17 тысяч военнослужащих РФ, успешно выполнивших программу учений в Ростовской области, отводятся от российско-украинской границы, чтобы вернуться к местам постоянной дислокации.
Кто «сливает» Новороссию?
Тем временем, судя по сообщениям СМИ, ЦИК Донецкой народной республики отказался регистрировать не только партию Губарева, но блок «Единая Россия» и партию «Оплот», с которой ранее был тесно связан нынешний глава ДНР Александр Захарченко.
Теперь Захарченко, которого зарегистрировали первым, представляет новое и доселе неизвестное движение «Донецкая республика».
При этом и в России, и в Донбассе всё громче звучат обвинения в адрес Захарченко, что он предал дело Новороссии.
Некоторые основания для таких обвинений есть.
Так, Захарченко объявил, что после пятидневного так называемого «режима тишины» ополченцы готовы начать разграничение территорий и отвести тяжелую технику в рамках подписанных в Минске договоренностей.
При этом Захарченко заявил, что ополченцы больше не претендуют на оставленные в ходе боев Славянск и Краматорск и отказываются от планов взять Мариуполь.
Озвученную главой ДНР информацию, что якобы под контроль ополченцев переходит поселок Пески с населением (довоенным) около двух тысяч человек, позже опровергли в Киеве.
«Мы не оставим тех мест, которые находятся под нашим контролем», — недвусмысленно заявили в СНБО Украины.
Сторонники Новороссии отреагировали на заявления Захарченко крайне жестко, сочтя всю эту ситуацию «сливом» освободительной борьбы Донбасса, а поведение премьера ДНР предательством.
«Захарченко о вчерашнем соглашении с украинцами: «Конец войне, будем договариваться политическими методами. Мариуполь, Краматорск и Славянск остаются у украинских силовиков». «Хороший человек… но украинец», — написал по этому поводу в Facebookактивный участник ополчения петербуржец Александр Жучковский. — Всего вам доброго, Александр Владимирович. P.S. Созванный Мозговым (и поддержанный Стрелковым) Совет полевых командиров во вторник так и не состоялся».
Позже Жучковский оставил новую запись в соцсети:
«Извините, не могу сейчас отвечать на вопросы по ситуации в ДНР. Поспешных выводов делать не хочу, ближайшие дни все еще может сильно поменяться. Полевые командиры недовольны и будут реагировать. «Стрелковцы», мягко говоря, в сложной ситуации. … Россия помогает. Украинцам. Потому что грузы для ополчения просто не провезти, по крайней мере, на некоторых участках».
Негодует и лидер международного Евразийского движения политолог Александр Дугин. По версии Дугина, «слив» Новороссии – это часть заговора против Владимира Путина, организованного Владиславом Сурковым.
«Очень важно. Последовательно развертывающий заговор против Путина Сурков подавил Захарченко и подошел к последней стадии слива Новороссии. … Вся компания против Стрелкова и вообще всех патриотов за Новороссию как на Донбассе, так и в России – его рук дело. Лично его. Путина он просто откровенно дезинформирует. Конечно, он не один. Он действует в авангарде всей шестой колонны, куда входят многие структуры высшего уровня, включая ряд людей из Правительства, и естественно, проамериканский либеральный олигархат. …И этот сценарий развертывается на наших глазах. Наше имя – Стрелков. Линия поведения Захарченко квалифицируется однозначно: предательство», – пишет Дугин.
Вечером в воскресенье на новостном портале «Новороссия» появилась информация, что в Донецке прошел народный сход против правительства Захарченко.
В сходе, по данным агентства, приняли участие около ста человек. Звучали требования разобраться с распределением гуманитарной помощи из России, раздавались и политические лозунги.
«На каком основании Захарченко подписывает соглашения, по которым половина Донецкой области отходит под контроль Киева? Почему не национализированы предприятия Ахметова? Почему в предвыборных списках нет Стрелкова? Почему в момент наступления были подписаны минские соглашения, которые остановили ополченцев?» — спрашивали собравшиеся у руководства ДНР и не получали ответа.
«Собравшиеся потребовали вернуть в республику Игоря Стрелкова и начать контрнаступление на Мариуполь, Краматорск и Славянск, — отмечают очевидцы», — сообщает издание.
Отметим, во время состоявшегося в воскресенье домашнего матча отборочного цикла Евро-2016 Россия — Молдавия (1:1) болельщики подняли портреты лидеров ДНР и ЛНР, среди которых был и портрет Игоря Стрелкова.
Ранее Федеральное агентство новостей сообщало, что, по словам официального представителя Игоря Стрелкова в Петербурге, тот собирается в ближайшее время выступить с важным сообщением. Сбрасывать со счетов эту фигуру пока рано, считает руководитель Центра внешней политики Института экономики РАН Борис Шмелев.
Концепция Новороссии не реализована
Борис Шмелев дал развернутый комментарий Федеральному агентству новостей по поводу нынешнего политического расклада в Новороссии и вокруг нее, шла, конечно, речь и о самом популярном командире ополчения Игоре Стрелкове.
— Минские соглашения, как известно, предполагают прекращение боевых действий, отвод тяжелой техники от линии соприкосновения примерно на 15 км, — напомнил Борис Шмелев. — Ситуация осложняется тем, что минские соглашения как бы фиксируют положение, которое занимали на тот момент боевые подразделения и украинской армии, и ополченцев. А это означает, что значительная часть или даже большая часть Донбасса оказывается под контролем украинской армией и не находится под контролем ополченцев. Более того, слова Порошенко, что на территории, которые находятся под контролем ополченцев, в течение трех лет распространяется режим предоставления особого статуса, на самом деле означают, что ополченцы смогут контролировать только очень незначительные территории.
Естественно, среди ополченцев возник вопрос: за что мы сражались? За что мы проливали кровь? — поскольку в этих условиях идея создания Новороссии, концепция Новороссии не реализована. И среди руководства ополченцев начались споры принципиального характера относительно того, что делать дальше.
Горячие головы
— Часть так называемых полевых командиров исходит из того, что нужно продолжать боевые действия, продолжать борьбу за Новороссию. Для этого, они считают, нужно добиваться расширения контроля над территорией Донбасса, поскольку, с их точки зрения, сейчас ситуация складывается в их пользу. Украинская армия ослаблена, в самом украинском обществе нарастает волна возмущения и протестов против боевых действий, нет единства между различными регионами Украины.
«Боевое» крыло ополчения считает, что в этих условиях они смогут нанести мощное поражение украинской армии, добиться контроля над Донбассом, взять Мариуполь. А более горячие головы считают, что в этих условиях можно идти и дальше: установить контроль над Харьковом и Одессой, идти на Запорожье, а может быть даже и на Киев.
Надо сказать, такие настроения пользуются определенной поддержкой и в России. Настроения, склоняющиеся именно в пользу такого развития событий, есть и среди некоторых российских партий, и среди российских экспертов, и среди части российских военных.
Иными словами, как в Киеве есть достаточно влиятельные сторонники «партии войны», так и на Донбассе есть сторонники войны, которые тоже хотят добиться военной победы над украинской армией и создать эту так называемую Новороссию.
Россия не хочет войны
— Однако здесь можно говорить о том, что на сегодняшний день любые боевые действия со стороны донецких и луганских ополченцев и их сколь-нибудь заметный успех против армии Украины возможен только при молчаливой поддержке со стороны России. Россия оказывает им большую морально-политическую поддержку и закрывает глаза на то, что через границу идет и материальная помощь.
Но в нынешних условиях продолжение боевых действий ополченцев с Киевом означает дальнейшее обострение отношений России с Западом. И на весы положено очень многое. Поэтому здесь в Кремле, в России нужно взвешивать, что Россия получит и в том, и в другом случае.
Конечно, Россия не позволит задавить ополченцев, но, я думаю, что в этих условиях Россия и не заинтересована в возобновлении боевых действий. Позиция России заключается в том, что в ее интересах существование единой Украины, целостной Украины, но Украины, построенной на федеративных принципах. И я так понимаю, что переговоры в этом направлении идут, идея федерализации поддерживается и в Германии канцлером Меркель. Реализация этой идеи обсуждаются и в Европе, и видимо сейчас идут какие-то переговоры, в рамках которых, может быть, будет найден какой-то компромисс.
Судьба Новороссии в руках дипломатов
— Нужно понимать, что при том, что в украинском кризисе в боевых действиях задействованы немалые силы в самой Украине, тем не менее, украинский кризис – вся эта совокупность взаимоотношений между Донбассом и Киевом – не может быть решена только на полях сражений. Многое решается в тиши кабинетов, на основе переговоров, в первую очередь, между Москвой и Западом. Кроме того конечно участником переговоров в той или иной мере является сам Порошенко, то есть идет очень сложная дипломатическая игра.
Сейчас очевидно, что Киев вооруженным путем ополченцев Донбасса не задавит, ему это не позволит сделать Москва. Но также совершенно очевидно, что и ополченцы не в состоянии нанести поражение украинской армии. В этом случае Киев получит всевозможную помощь и поддержку со стороны Запада, включая и направление определенного количества боевой техники, а возможно и военных специалистов, под видом так называемых «добровольцев».
Поэтому здесь ситуация, я бы сказал, патовая. Это тот случай, когда надо договариваться. Конечно, еще могут быть какие-то боевые столкновения на отдельных участках фронта, как это мы наблюдали сейчас в Донецке вокруг аэропорта, но это всё как бы уже частности, это уже столкновения локального плана. В основном соглашения о перемирии, о так называемой «тишине» соблюдаются.
Полевые командиры против лидеров ополчения
— Поэтому мы сейчас наблюдаем жесткие столкновения интересов среди самих ополченцев и среди их руководства. Отдельные полевые командиры недовольны руководителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик, они пытаются убрать их и поставить своих людей, чтобы продолжать боевые действия.
Но это всё, в общем, вписывается в общую логику, поскольку эти люди – не политики, это люди, мыслящие другими категориями. Всё-таки руководители самопровозглашенных республик как-то иначе мыслят, они лучше оперируют политическими категориями. И, видимо, под давлением со стороны Москвы руководство ополчения всё-таки вынуждено требовать от своих полевых командиров соблюдения договоренностей.
Само ополчение – это ведь объединение достаточно разнородных отрядов со своими полевыми командирами. Это гражданская война – это не армейские подразделения с жесткой дисциплиной, с жесткой вертикалью власти. Здесь каждый командир, который вчера был слесарем или вообще неизвестно кем, может быть, безработным, став, например, командиром батальона, приобретает в конкретных условиях немалую власть. Он становится заметной личностью и начинает судить о событиях, исходя из своей личности, и из того уровня знаний и понимания ситуации, которым он обладает.
Москва между Донбассом, Киевом и Западом
— Конечно в связи с этим ситуация в Новороссии очень непростая. С одной стороны Москва давит на лидеров Луганска и Донецка, чтобы они выполняли достигнутые договоренности, поскольку это бьет по имиджу Москвы, по имиджу Путина. А с другой стороны Москва четко требует предоставления гарантий, что Киев не начнет никаких боевых действий и будет выполнять достигнутые соглашения.
Тем более, что у Москвы, конечно, есть определенные сомнения, неуверенность в связи с тем опытом, который она уже имеет, ведя переговоры с Западом об урегулировании украинского кризиса. Вспомним, что 20 февраля в Киеве были достигнуты договоренности о проведении реформ на Украине, были поставлены подписи, даны гарантии со стороны Германии и Франции, а буквально через сутки ситуация изменилась. И Запад – и Германия, и Франция, и Соединенные Штаты Америки отказались от своих гарантий и стали осуществлять свой подход к событиям на Украине.
Поэтому сейчас Россия не может не испытывать определенную неуверенность. Но гарантом того, что нынешние договоренности будут выполняться, является наличие у России реальных возможностей в случае необходимости оказать ополченцам всю необходимую помощь, включая и вооруженную помощь. Да, Россия, как мы правильно всё время говорим, не является стороной в украинском конфликте: это внутриукраинский конфликт. Но, тем не менее, у России там есть свои интересы, которые она пытается так или иначе реализовать. И если эти интересы не будут учитываться, то этот конфликт может продолжаться бесконечно долго.
Судьба Игоря Стрелкова
— В этих условиях, в контексте той политической атмосферы, которая сейчас имеет место в Новороссии, можно говорить и о судьбе Игоря Стрелкова. Когда мы говорим о судьбе Стрелкова, мы в основном говорим о его политической судьбе, поскольку его личная и политическая судьба связаны.
В контексте минских договоренностей, в контексте заинтересованности России на сегодняшний день в прекращении боевых действий и в разрешении украинского кризиса, мне кажется, что каких-то особых политических перспектив у Стрелкова нет.
Совершенно очевидно, что хотя интересы Киева и интересы Луганска и Донецка радикальным образом различаются и взаимоисключают друг друга, тем не менее, существуют реальные возможности для реального прекращения боевых действий.
На мой взгляд, США, которые и определяют политику Киева в отношении Донбасса, в продолжении этой войны не заинтересованы, так как ее последствия для Вашингтона труднопрогнозируемы. Америка из украинского кризиса выжала всё или почти всё, что ей было нужно. Она добилась обострения российско-украинских отношений на многие годы. Современная Украина – это враждебное реваншистское по отношению к России государство. Ни о каком российско-украинском взаимодействии в рамках какого-либо интеграционного проекта говорить на обозримую перспективу не приходится.
Вашингтону удалось сплотить всю Европу под американской эгидой для борьбы против «российской угрозы». Говорить сейчас о стратегическом взаимодействии ЕС и России бессмысленно. Имидж России, как главного геополитического соперника США подорван.
России ввязываться в боевые действия на Украине тоже нет смысла. Ради чего? Ради захвата части территории Украины? Но после Крыма ей там больше никаких территорий не нужно. Остальные вопросы, касающиеся российских интересов на Украине, ее сосуществования с Украиной, можно решать политическим путем, т.е. путем переговоров. Политика – это искусство возможного. Поэтому дальше начинается длительный мучительный переговорный процесс по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины.
И Стрелков, который был решительно настроен на создание республики Новороссия, который решительно выступал за ведение боевых действий против украинской армии, как мне кажется, в этот политический тренд сейчас не вписывается.
Поэтому мне кажется, в обозримой перспективе он будет пока жить в Москве, будет поддерживать какие-то связи со своими коллегами на Донбассе, будет давать им какие-то советы, то есть будет находиться как бы в запасе. В случае, если всё-таки не удастся мирным путем найти взаимоприемлемые компромиссы, то Стрелков может обратно и выплыть. И мне кажется, что cучетом всего этого, можно предполагать, что он свое последнее слово еще не сказал, и списывать его со счетов преждевременно.
Но сейчас с учетом того, что сейчас происходит, с учетом политики России, я не представляю возможность его возврата на Донбасс и возможность того, что он смог бы там играть сколь-нибудь значимую видимую – я подчеркиваю – видимую – политическую и организационную роль. Он человек, я думаю, на Донбассе влиятельный, влияние его там сохранилось, но, тем не менее, ситуация меняется, ситуация изменилась, и он должен с этим считаться.
— Вы полагаете, что этот «козырь» еще может быть вынут из кармана?
— Да, безусловно.
— А Стрелкова могут попытаться убрать физически?
— Убить? Ну а кто его может убить? То есть, конечно, убить могут каждого, и очень даже может быть, что в Киеве есть силы, структуры и организации, которые могут попытаться это сделать. В той игре, в которую он ввязался и которую ведет, это вполне возможный исход. Поэтому я не исключаю такого развития событий.
— А могут ли Стрелкова попытаться убрать его бывшие сторонники?
— Нет, я думаю, что он как бы выведен в резерв, и я думаю, что в случае, если ситуация вновь обострится, то вполне возможно, что он опять может быть привлечен к решению тех проблем, которые встанут перед Донбассом, перед лидерами Луганска и Донецка. Но на сегодняшний день, мне кажется, перспективы включения в процессы, которые сейчас развиваются в этом анклаве, у Стрелкова не просматриваются, — отметил глава Центра внешней политики Института экономики РАН Борис Шмелев.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
1 комментарий
жители Шахтерска Донецкой области надеялись,что прийдет порядок с ДНР,но они с города превратили свалку для швали,пьяниц и наркоманов. Люди для них ничто