Статьи

Несгибаемый Путин

От саммита «Азия – Европа» для России многие обреченно не ждали ничего хорошего. Дело было не только в широко распространившейся в рунете истерики на тему «путинслил», но и в ряде определенных событий, предшествовавших саммиту.

Сюда относятся и трехмесячные поставки газа Киеву «в долг» с марта по середину июня, тут и «нормандская встреча» Путина с Порошенко, за которой тут же последовал пик карательной операции в Новороссии, тут и невнятная позиция российского посла Зурабова на переговорах в Минске.

В общем, были основания для тревоги относительно того, что в Милане наши «европейские партнёры» Путина «нагнут», заставив Россию спасать киевский режим за российский счёт. Наверняка многие уже потирали руки, ожидая от Путина продолжения поставок газа в долг и согласия на мониторинг российско-украинской границы со стороны партнеров из НАТО.

Конечно, некоторые намеки на то, что отрезвление украинцев и их новоиспеченных западных друзей будет быстрым и жёстким, из Москвы поступали и до саммита.

Но на саммите эти намеки превратились в самую что ни на есть безжалостную реальность.

Первым звоночком стало то, что на встречу в Милане Путин опоздал. И скорее всего, он не очень переживал по этому поводу.

Хотя в результате задержки Путина сорвалась двухсторонняя встреча с канцлером Германии, вряд ли кто-то посмеет его упрекнуть в том, что он не бросил торжественные мероприятия посвященные 70-тилетию освобождения Белграда от немцев ради встречи с Ангелой Меркель. Не исключено, что задержка была связанна с попыткой дать госпоже Меркель время подумать о том, стоит ли так уж сильно ссориться с Россией по украинским вопросам.

Было очевидно, что стратегия переговоров с западными партнерами выстраивалась заранее и результат налицо: попытка «коллективно насесть» на Путина обернулась феерическим провалом. Особенно по газовому вопросу:

Владимир Путин:

— Россия больше не может брать на себя дополнительных рисков. Дело в том, что мы всё-таки выдали кредит Украине в конце прошлого года в 3 миллиарда долларов. По нашим оценкам, 4,5 миллиарда долларов — задолженность Украины за уже поставленный и неоплаченный газ. «Газпром» перешёл на порядок предоплаты и в соответствии с контрактом не может уже изменить условия поставок. Мы понимаем и финансовое состояние украинских партнёров… здесь наши европейские партнёры, Еврокомиссия, тоже могут и, на мой взгляд, даже должны подставить плечо Украине и помочь решить эту проблему с кассовым разрывом. Есть определённые инструменты: или это бридж-кредит, или это перенос очередного транша МВФ, либо гарантии первоклассного европейского банка.

Переводим с дипломатического на общепонятный: бесплатного газа больше не будет. А если бледнолицым братьям так дороги интересы киевской власти, то пусть они за неё сами заплатят. Долг, к слову, уже составляет около 5 миллиардов долларов. Особую же пикантность этому предложению придает то, что кредит украинцам на оплату поставок российского газа наивные европейцы уже выделяли. Министр энергетики Украины Продан даже хвастался: деньги якобы лежат на отдельном счету, но мы их клятым москалям не дадим, пока те требуют за газ 385 долларов.

Но вот прошла встреча в Милане, и пан Порошенко сдался на этих самых 385-ти долларах. Но где же деньги? По ходу — исчезли. Перекочевали на какие-то иные, совсем уже не газовые, и стопроцентно не украинские счета.

По всей видимости, европейцам придется теперь придумать какую-то новую систему оплаты газа для Украины, чтобы европейские деньги напрямую попадали на счета Газпрома, минуя бездонные карманы украинских демократов.

Попытка европейцев и представителей Укораины давить на жалость тоже не увенчалась успехом.

Владимир Путин:

— В долг Россия уже ничего поставлять не будет. И я скажу почему. Я уже говорил, три миллиарда мы дали кредит в конце прошлого года. Один миллиард четыреста наши партнёры нам должны за последние два месяца прошлого года — за ноябрь и декабрь. Один миллиард четыреста — это бесспорная цифра. По поводу поставок в прошлом году вообще никто ни о чём не спорит, но денег платить никто не хочет… А наша проблема в том, что, посчитайте: четыре с половиной плюс миллиард восемьсот плюс миллиард четыреста – сколько там набегает? Уже под десятку набегает. Но мы больше не можем поставлять в кредит, это невозможно.

Это «больше не можем» следует понимать, как «больше не будем». То есть как сигнал к тому, что Россия, которая уже и так существенно сократила поставки газа в восточную Европу из-за реверса газа, готова вообще перекрыть трубу при отсутствии денег за поставленный газ.

Путин отдельно проехался по милым русскому сердцу полякам, которые требуют от России продолжения банкета и поставок газа на Украину в долг, но почему-то крайне изумляются, когда братский украинский народ требует польский уголь «за спасибо».

Другим важным посылом и фактически завуалированным ультиматумом Путина нашим так называемым партнерам стала его позиция по перспективам отвода войск на Донбассе.

Владимир Путин:

— Например, в некоторых населённых пунктах, которые должны быть оставлены ополченцами, выяснилось, что сами ополченцы из этих населённых пунктов. Они говорят: «Мы не можем оттуда уйти, там живут наши родственники, жёны, дети». То же самое касается других пунктов, где до сих пор находятся представители вооружённых сил Украины и в соответствии с минскими договорённостями должны были бы уйти оттуда, но пока тоже не уходят. Это вещи такие вроде как субъективные, но в то же время серьёзного характера. Мы постараемся поспособствовать, попосредничать, порешать, найти приемлемые развязки.

То есть фактически открытым текстом сделана заявка на существенный пересмотр Минских соглашений: ополченцам отступать некуда — уходить придется украинцам.

И ещё одна плюшка в рукаве:

Владимир Путин:

Вторая связана с законом, который был недавно подписан Президентом Украины. Я знаю реакцию и оценки, которые были сделаны представителями Новороссии. Наверное, это не идеальный документ, но, всё-таки, это шаг в правильном направлении.

Тут о многом говорит сам термин Новороссия, который применил российский президент. Как и реакция на закон об «особом статусе» Донбасса, про который премьер ДНР Захарченко отозвался как о внутриукраинской бумажке, на которую в ДНР внимания обращать не будут. То есть Путин дает понять, что разговор об окончательных границах Новоросии еще не окончен. И где в будущем пройдут эти границы — нам еще предстоит узнать.

Одним из самых ярких моментов встречи в Милане стал вопрос Путину о возможности удешевления российской валюты до 41 рубля за доллар, где российский Президент произнес фразу про условия, при которых бабушка могла бы стать дедушкой:

«Я Вам потом скажу. У нас есть поговорочка, грубоватая такая, про бабушку, про дедушку: если бы у бабушки были внешние половые органы дедушки, она была бы дедушкой. Поэтому что там говорить. Я не знаю, кто автор. Но, во всяком случае, это пока только всякие разговоры. Были случаи, когда падали цены на нефть и больше, падение было глубже, но будем исходить из этого»

Этот хлёсткий ответ запомнят все и надолго, но… ему предшествовал вопрос еще более интересный — про цены на нефть. Которые перед встречей в Милане довольно долго падали, вызывая безудержную радость российских креаклов.

Так вот — небольшой урок экономики от Путина:

Владимир Путин:

— Второе: добыча сланцевой нефти. Игра на понижение цен на мировых рынках нанесёт очень серьёзный удар по этому виду деятельности в тех же Соединённых Штатах. Не думаю, что нефтяная отрасль Штатов в этом заинтересована. Посмотрим, как будут развиваться события. Я думаю, что корректировка наступит, причём в сторону улучшения ситуации.

И ведь действительно — через несколько часов котировки нефтяных фьючерсов и в самом деле пошли вверх.

Особо язвительные комментаторы уже успели по этому поводу объявить Путина «нефтяным властелином», который издал «миланский эдикт» на тему «цены, на месте стой, раз-два!»

Это, конечно, для Путина очень лестно, но на самом деле все гораздо проще: «медвежий тренд» на нефтяном рынке был, по сути, огромной спекуляцией, направленной на то, чтобы лишний раз надавить на Россию. Но, как только выяснилось, что надавить не вышло — все стало возвращаться на круги своя. Что и понятно — иначе бы лопнул пузырь волшебной американской «сланцевой нефти», отчего эффект был бы сильнее, чем 11 сентября 2001-го.

Единственный вывод, который можно сделать после анализа поездки Владимира Путина в Милан – не надо истерить и дергаться раньше времени.

А если подергаться хочется – примите таблетку. Но будьте осторожны, чтобы не превратиться из бабушки в дедушку.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.