Известная «любовь» Польши к России и русским постоянно иллюстрируется все новыми фактами изощренной русофобии.
Несмотря на крайне сомнительный для историков и экспертов факт признания вины Россией за события в Катыни, Россия пошла на многочисленные односторонние уступки, чтобы нормализовать отношения с Польшей.
Россия простила полякам десятки тысяч расстрелянных красноармейцев, попавших в плен во время Гражданской войны в России,а также яростную русофобскую риторику польских политиков последних десятилетий.
Даже несмотря на то, что давно доказано, что в крушении польского самолета с официальной делегацией на борту под Смоленском виноват экипаж и те, кто мог оказывать на него давление внутри самолета, польские официальные лица не унимаются, требуя от России признать, что и российская сторона виновата тоже. И почему-то при этом, проявляющие бесконечное терпение по отношению к постоянному хамству и наглости как граждан Польши, так и её руководству, руководители России убеждают нас в том, что мы — почти что братские народы, которые пытаются намеренно поссорить. Из последних достижений польской русофобии — отказ владельца польского ресторана кормить русских, поддерживающих политику Путина.
Теперь в Польше разгорается очередной скандал связанный с Россией. В Варшаве может быть принято решение о высылке российских дипломатов с территории страны в связи со шпионским скандалом. Если это случится, Россия примет ответные меры, заявляют в МИД.
Однако международные эксперты считают, что Польша просто в очередной раз надувает щеки, пытаясь изобразить из себя сильную, что-то значащую в ЕС страну.
О возможной высылке российских дипломатов во вторник в эфире ведущего местного телеканала TVP2 заявила премьер-министр Польши Эва Копач. Еще 15 октября польский канал TVN24 сообщил о задержании офицера Войска Польского по обвинению в шпионаже в пользу России. Тогда же, по информации Radio ZET, был задержан еще один фигурант этого дела — адвокат, имеющий двойное гражданство России и Польши. Два дня спустя военный Окружной суд в Варшаве принял решение об аресте на три месяца обоих подозреваемых.
Высылка дипломатов является «стандартной практикой» в ситуациях такого рода, сообщила Копач, имея в виду шпионский скандал, разгоревшийся на прошлой неделе. «Гарантирую, что МИД не примет поспешного решения, а будет руководствоваться знаниями, которыми будет располагать», — пообещала она.
Некоторые польские СМИ сразу же стали распространять информацию, что на фоне шпионского скандала Варшава может выслать из страны не только дипломатов, но и граждан России, проживающих и работающих в Польше, в том числе, журналистов.
В российском МИД сообщили, что будут реагировать на ситуацию. Обычной практикой в таком случае является высылка такого же количества дипломатов страны, которая совершила подобные действия. Шпионские скандалы между Россией и Польшей уже случались: в 2000 году Варшава выслала из страны девять русских дипломатов за деятельность, несовместимую со статусом дипломата. Обычно за этим термином скрывается обвинения в шпионаже. Россия симметрично ответила высылкой сотрудников польской миссии.
По мнению руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Владислава Белова, в настоящий момент Польша предпринимает целый ряд попыток «заявить о себе как об одном из важнейших внешнеполитических игроков в рамках Евросоюза».
Накануне сообщения о возможной высылке из страны российских дипломатов, экс-глава польского МИДа, ныне маршал сейма Радослав Сикорский в интервью американскому изданию Politico рассказал, что в 2008 году Владимир Путин намекал главе правительства Польши Дональду Туску на возможность раздела Украины. Пресс-секретарь российского президента назвал эти заявления «клюквой».
ФАКТЫ
Согласно последним социологическим опросам, Польша сегодня замыкают пятерку самых неприятных россиянам государств. По данным американского исследовательского центра Pew Research, проводившего опрос об отношении граждан разных стран к другим государствам, 81% процент поляков испытывает негативное отношение к России. В 2013 таких было 54%.
Сам Сикорский заявил во вторник, что «некоторые его слова были интерпретированы в гипертрофированном виде».
В стороне не остался и президент Польши. В преддверии прошедшей вчера встречи глав МИД Евросоюза в Брюсселе в интервью газете Rzeczpospolita Бронислав Коморовский заявил, что условием отмены санкций против России является возвращение Украине Крыма. «Так это определил весь западный мир», — сказал Коморовский. По словам польского президента, «санкции против РФ приносят умеренный, но положительный результат. Политика санкций укрепила украинцев».
По мнению руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Владислава Белова, в истории с российскими дипломатами «Польша говорит от своего имени»: «Так как последние два месяца она фактически была отодвинута на второй план в рамках урегулирования украинского кризиса, польский политический истеблишмент в первую очередь обижен на высшее руководство Германии. Берлин и Париж действительно могли бы выступать в том же треугольнике, в котором подписывали соглашение от 21 февраля».
Эксперт имеет в виду соглашение об урегулировании кризиса на Украине, подписанном 21 февраля 2014 года Виктором Януковичем и лидерами парламентской оппозиции при посредничестве представителей Евросоюза — в присутствии глав МИД Германии, Польши и Франции.
«В большом коалиционном договоре прописан целый абзац, что германо-российские отношения немыслимы без диалога с Польшей», — напоминает Белов. Однако в последнее время про это подзабыли.
Отношения России и Польши обострились в самом начале украинского кризиса. В июле Польша объявила об отмене Перекрестного года культуры двух стран в 2015 году. Сикорский был среди тех, кто выступал за усиление военной составляющей НАТО в связи с событиями на Украине. Варшава старается играть более активную роль в альянсе, в 2016 году на территории страны планируется проведение саммита НАТО. В этой связи интерес российской разведки к Польше усиливается. На руку российским разведчикам играет тот факт, что в Польше есть еще военные чины, которые относятся к России с определенной симпатией в связи с тем, что начинали свою службу в армии еще дружественной СССР Польской народной республики. Двусторонние трения уже сказались на отношениях россиян и поляков друг к другу.