В Мире

200 гривен за голос. Претенденты на теплые места в Верховной Раде махнули рукой на «условности»

Прямой и скрытый подкуп стал главной особенностью нынешних выборов в Верховную Раду. Разве что одни кандидаты напрямую раздавали деньги, а другие «мотивировали» избирателей «борзыми щенками» в виде детских площадок и поездок по святым местам.

За 12 дней до голосования Петр Порошенко подписал изменения в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за попытки купить голос украинского избирателя в обмен на деньги, услуги или подарки. Меры вводились суровые. Если кто из избирателей попадется на попытке продать свой голос, то будет оштрафован на сумму от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или приговорен к исправительным работам на срок до двух лет, или получит ограничение свободы на тот же срок. Скупщикам голосов грозит ограничение свободы до трех лет либо тюремное заключение на тот же срок плюс поражение в правах в виде запрета занимать ряд должностей или заниматься некоторыми видами деятельности сроком от одного до трех лет.

Полевые исследования украинского подкупа

Телеканалы, печатная пресса и интернет-сайты во время предвыборной кампании ежедневно сообщали о фактах подкупа избирателей, начиная с Киева и заканчивая глухими селами где-нибудь в Черниговской или Ивано-Франковской области. Разница лишь в том, что кандидаты в больших городах применяли чаще непрямые виды подкупа. Например, в Киеве жаждущие «защищать интересы народа» в Верховной Раде монтировали детские площадки во дворах, устанавливали новые почтовые ящики в подъездах, красили и ремонтировали все, за что может зацепиться глаз обывателя. Более креативные организовывали групповые поездки для верующих, например, в Почаевскую лавру в Тернопольской области.

«На почте не протолкнуться. Две очереди: одна — за коммуналку платить, вторая — получать триста гривен перевода от Королевской, в смысле, от ее мужа, который от Славянска баллотируется. Вот такой вот подкуп избирателей», — так женщина из Славянска описывала реалии в родном городе на своей страничке в Facebook. И сразу же призналась: «Я честно скажу: когда собирали заявки по домам на эту типа материальную помощь от Солода и Королевской, я подписала это заявление. Голосовать я не имею права, а эти уроды не обеднеют, если эти деньги пойдут ребенку на пару пачек анаферона и колготки».

А вот в глухих селах – деньги раздавали вообще напрямую, из рук в руки. Штабы одних кандидатов для вида заключали с избирателями договор «на агитацию» с оплатой по 100-200 гривен за голос. Другие готовились скупать голоса прямо на участках – за деньги или за бутылку водки.

Раздавать деньги напрямую в Киеве или Днепропетровске опасно – милиция и прокуратура рядом, плюс, скорее всего, избиратели возьмут деньги и не проголосуют. А вот в селе люди ведут себя «порядочно». Если сельская пенсионерка или учитель возьмут у кандидата 200 гривен, то считают, что обязаны проголосовать за «хорошего человека», поэтому практически 100 % придут на участок и проголосует.

Почему подкуп превратился в главное средство агитации на нынешних выборах, есть свое объяснение. Во-первых, государство и правоохранительные органы за все время кампании демонстрировали готовность закрывать глаза на факты скупки голосов, даже если кандидаты вместе со своими штабами напрямую раздавали деньги. Государственная вертикаль сегодня слаба как никогда, слабы и правоохранительные органы. А все без исключения кандидаты всегда действуют в рамках дозволенного. Раз окружная комиссия, суды, милиция и прокуратура не реагируют на прямой подкуп избирателей – значит, все можно. «Что главное?» — спрашивал главный герой антиалкогольного фильма «Хорошо сидим!» у своих попутчиков по купе. «Не нарушать!» — аж подпрыгивая, хором отвечали герои Бронислава Брондукова, Евгения Моргунова и Юрия Мешкова. «Не попадаться!» — отвечал герой Олега Анофриева и предлагал немедленно выпить. Это правило действовало и во время всей агитационной кампании.

Во-вторых, уровень жизни миллионов украинцев резко упал из-за обвала курса гривны, высокой инфляции и роста цен на хлеб, молоко, мясо, сыры и колбасы, в общем, на все продукты и товары. И если в Киеве и областных центрах можно найти вторую-третью работу или хоть какую-то подработку, то в глухом селе Черниговской, Тернопольской или Херсонской областей сельские жители доведены до крайней нищеты. А есть спрос – будет и предложение. Поэтому попытки купить голоса здесь встречают самую доброжелательную реакцию – когда человек поставлен на грань выживания, он будет благодарен кандидату, дающему ему 100-200 гривен, даже не задумываясь, что участвует в преступлении.

Где посадки?

Стоп, но ведь все СМИ сообщили, что президент Петр Порошенко 14 октября подписал изменения в Уголовный кодекс Украины, ужесточающие наказание за подкуп избирателей! Да все дело в том, что есть разница между рекламой и практикой. Если судить по витрине, то все чинно-благородно. Вроде как получается, что глава государства действительно заботится о том, чтобы выборы прошли честно и стоит на страже законов и Конституции. А вот на деле… По украинским законам, любой нормативный акт вступает в силу после публикации в официальном издании. А последняя строка закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усиления ответственности за нарушение избирательных прав граждан» гласит: «Данный Закон вступает в силу с дня, следующего за днем его публикации». Открываем номер официального издания «Голос Украины» и видим, что текст закона был опубликован в среду, 20 октября. То есть, более суровое наказание за скупку голосов применяется, начиная с четверга. А в воскресенье – уже финальный день избирательной кампании. И в конечном итоге получается, что закон о более суровом наказании действовал аж целых 4 (четыре) дня!

Каждый кандидат, сделавший ставку на подкуп, расшифровывал данный месседж по-своему. Ага, значит, власть только делает вид, что стоит на страже законности. А на самом деле — бороться против скупки не собиралась, иначе Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк в ежедневном режиме дрессировали бы министра внутренних дел Арсена Авакова и генерального прокурора Виталия Ярему, требуя не рапортов, а конкретных «посадок» за попытки подкупить избирателей. А раз власть по факту «дает добро», значит, главное в деле скупки голосов – это «не попадаться!»

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.