Статьи

«Новороссия» как мечта, или, Каковы перспективы «ДНР» и «ЛНР»

«На данный момент «Новороссия» не более чем идея, мечта части украинского общества, уставшего от бесконечных бед и проблем Украины», — пишет Андрей Ваджра.

Андрей Ваджра, публицист, главный редактор сайта «Альтернатива»
Но при этом никто не знает что такое «Новороссия». Точно так же, никто толком не знает каковы перспективы даже формально уже существующих «ДНР» и «ЛНР». Назвать их государствами сложно. На данный момент они не более чем мятежные территории, большая часть населения которых не желает иметь отношение к Украине.

Перспективы Донецкой и Луганской «народных республик» крайне туманны. Причем при любом развитии военно-политической ситуации в регионе. Негативный сценарий войны для донбасского ополчения автоматически предполагает жесткое и безжалостное уничтожение «ДНР» и «ЛНР» Киевом. Однако и при позитивном для восставшего региона развитии военного конфликта, сама необходимость существования данных образований оказывается под вопросом. Если ополчение расширит пространство контролируемых им территорий вглубь юго-востока, перед восставшими автоматически встанет задача создания более крупного, единого и централизованного государственного образования.

Однако на данный момент это всего лишь одна из умозрительных вероятностей.

Впрочем, говорить сейчас о реальном существовании самопровозглашенных «республик» Донбасса не приходится. Как государства они не существуют. Вместо них — совокупность организованных, вооруженных групп разной численности, контролирующих определенные территории восставшего региона. При этом нередко данные группы не только не координируют свои действия, но и вступают друг с другом в противостояние.

Подобную ситуацию можно охарактеризовать одним словом — хаос.

Гражданская власть на территории «ДНР» и «ЛНР» (как и ее представители) осталась от Украины. И по форме, и по содержанию. Подчинена она полевым командирам ополчения и продолжает выполнять по мере своих сил и возможностей свои организационно-административные функции. Это позволяет как-то поддерживать работу инфраструктуры, обеспечивающей население самым необходимым — электроэнергией, водой, газом, теплом, транспортом, подвозом продуктов питания.

Вместе с тем, единой государственной системы в мятежных «республиках» уже нет. Украинская система была разрушена, а «новороссийская» до сих пор не создана. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием на территории «ДНР» и «ЛНР» единоначалия — централизованной власти.

Разрушение централизованной власти, в свою очередь, лишило самопровозглашенные «республики» полноценно функционирующей экономической и финансовой систем. И это погружает регион в социальный коллапс. Проще говоря, чтобы нормально жить, людям как минимум необходимы безопасность, работа и социальные выплаты, но обеспечить это может лишь единая, централизованная власть, а ее как раз в регионе до сих пор и нет.

Фактически на данный момент самая главная и важная проблема «ДНР» и «ЛНР» — проблема единовластия. «Республикам Донбасса» необходим единый лидер, обладающий всей полнотой власти. Причем с учетом того, что регион охвачен хаосом, власть верховного правителя не может опираться только на батальоны ополчения и доступ к необходимым ресурсам. В сложившихся условиях главным преимуществом общедонбасского лидера может быть только его общепризнанный в регионе личный авторитет. Без авторитетного, харизматического лидера власть в «ДНР»-«ЛНР» будет крайне неустойчивой, зависящей от капризов полевых командиров и настроений основной массы ополченцев. На Донбассе сейчас такого лидера нет.

Именно поэтому в данной ситуации, спущенные/назначенные кем-то «сверху» формальные «начальники», взять в свои руки всю полноту власти в регионе не смогут. Они даже не будут первыми среди равных. Реальный общедонбасский лидер может быть выдвинут лишь общим решением полевых командиров при поддержке простых ополченцев. Появление подобного лидера само по себе может стать главным стабилизирующим и организующим фактором «ДНР»-«ЛНР». Назначаемые же кем-то в Москве премьеры Донбасса это не решение проблемы единовластии, а, скорее, ее отсрочка. Без реально избранного полевыми командирами общедонбасского «правителя» и «главнокомандующего», преодолеть хаос в регионе будет крайне тяжело, практически невозможно.

При этом необходимо отметить, что в условиях войны крайне сомнительно выглядит идея проведения на территории мятежных «республик» выборов. На данный момент кого бы народ не выбрал в органы гражданской власти, реальная власть все равно останется в руках военных. Сейчас на Донбассе, выражаясь словами Мао, — «винтовка рождает власть». И это необходимо учитывать. Поэтому пока идет война, пока настоящая власть на местах в руках вооруженных людей, любые демократические процедуры будут сугубо декоративными и по сути бессмысленными, неспособными что-либо изменить в сложившейся ситуации.

Очевидной выглядит та простая мысль, что преодолеть негативные тенденции в «ДНР» и «ЛНР» во время войны, может лишь концентрация всей полноты власти в руках военных, которые на данный момент являются единственной, более-менее, организованной силой в регионе. А функционирующие институты гражданской власти — временным элементом системы военно-государственной организации.

Кроме того, не ясно, понимает ли сейчас руководство «ДНР»-«ЛНР», что с учетом тяжелой экономической и финансовой ситуации, распределение продуктов питания, медикаментов, горючего и пр. целесообразно осуществлять централизованно с помощью карточной системы, концентрируя все имеющиеся финансы «республик» на тех вопросах, которые невозможно решить без денег.

Карточная система не только позволяет рационально распределять ресурсы, но и создает условия, при которых практически все население, так или иначе, включается в определяемую правительством работу. Благодаря карточной системе каждый гражданин может получить доступ к необходимым благам лишь деятельно встроившись в социально-политическую и экономическую систему отношений. Это позволяет максимально использовать людские ресурсы, а так же хотя бы частично решать острую нехватку денежных средств и не менее острый социальный кризис.

Кроме того, не совсем ясно, понимает ли нынешнее руководство «ДНР»-«ЛНР» необходимость подчинения задачам обороны «республик» всех сил и ресурсов контролируемой им территории, удерживание которой имеет смысл лишь в том случае, если она превращена в тыл, обеспечивающий донбасскую армию всем ей необходимым. От этого напрямую зависит само физическое выживание «народных республик».

На данный момент складывается впечатление, что в большей степени правительства «ДНР»-«ЛНР» исходят из той простой мысли, что все их проблемы решит Москва. Однако любая помощь извне всегда будет иметь ограниченный, а нередко дозированный масштаб и она в принципе не способна устранить целый ряд проблем стратегического характера. Высокая степень несамостоятельности «донбасских республик», ставит под вопрос возможность их дальнейшего полноценного существования.

Не менее важная проблема «ЛНР»-«ДНР» это их внешняя политическая изоляция и финансово-экономическая блокада. Эти мятежные «республики» никогда не будут признаны Западом. Сие, в свою очередь, предполагает осуществление целого ряда последовательных шагов со стороны руководства «ДНР»-«ЛНР» в направлении приспосабливания к условиям непризнанного существования. Крайне сомнительно, что Москва реализует на Донбассе крымский сценарий. Крым это — исключение.

В целом, крайне сомнительно, что у «ДНР»-«ЛНР» есть какие-то шансы на выживание в нынешнем их организационном виде и размерах. Вероятнее всего «донбасские республики» это — либо переходный этап к чему-то более эффективному и масштабному, либо — территория катастрофы без всяких перспектив на будущее.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.