Москва готова признать результаты запланированных на начало ноября выборов руководителей и парламентов Донецкой и Луганской народных республик и надеется, что они не будут сорваны, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«Мы считаем, что это одно из важнейших направлений минских договоренностей. Ожидаем, что выборы состоятся, как уславливались, и мы, конечно, признаем их результаты. Рассчитываем, что волеизъявление будет свободным, и никто извне не попытается его сорвать», – цитируют речь министра «Известия».
Лавров также заявил, что Россия выступает за начало полноценного национального диалога на Украине с участием Донецкой и Луганской народных республик. По словам министра, обязательство немедленно начать такой диалог взяли на себя пришедшие к власти в Киеве структуры в Женевском заявлении еще в апреле 2014 года вместе с американцами, Евросоюзом и Россией.
С подобным заявлением выступил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Причин для того, чтобы не признавать выборы в Донецкой и Луганской «народных республиках» у России нет, считает он. «Проведение выборов — это решение, которое принято руководством этих республик. Эти выборы состоятся», — цитирует Пескова РИА «Новости».
Подобные заявления можно было бы только приветствовать, если бы не одно «но». Как можно признавать премьер-министров ДНР и ЛНР, если сами эти образования до сих пор Россией не признаны?
Данный парадокс – следствие непродуманности действий российского руководства или часть тонкой политической игры? Поможет ли признание ноябрьских выборов легитимизировать саму Новороссию?
— В целом российским руководством продолжается тот курс, о котором ещё весной заявляли наши политики – нам нужна нейтральная федеративная Украина, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. – Эта линия продолжается, хотя и видно, что она не приносит заметных успехов. Попытки удержать Украину за счёт неопределённого статуса ЛНР и ДНР, на мой взгляд, не приведут ни к чему.
Либо эти республики окажутся уничтоженными, либо они отделятся от Украины. И оставшаяся часть «незалежной» будет ориентироваться на вхождение в НАТО, и превратится в откровенный антироссийский форпост.
Что касается выборов в ДНР и ЛНР, то формально – это часть Минских договорённостей. Мы тут никаких антиукраинских действий не предпринимаем. Другое дело, что украинская сторона хотела, чтобы выборы в Донбассе проходили синхронно с выборами на остальной части Украины.
Видимо, всё-таки существовал российско-украинский план, по которому Порошенко собирался консолидировать власть в своих руках и найти какой-то компромисс по федеративному устройству Украины. Хотя выборы в Верховную Раду его поколебали, этот план ещё имеет шанс на реализацию.
Многие люди из российского руководства под этим планом подписались, их личная репутация – на кону. Пока спешить с выводами рано.
— И всё же ни в каких Минских соглашениях не было зафиксировано, что на территории Донбасса будут выбирать своих премьер-министров…
— Пункт о выборах в этих соглашениях был сформулирован довольно расплывчато. Поэтому используя обычный дипломатический приём, мы можем всегда сослаться на этот документ.
— Что будет, если украинские силовики попытаются сорвать выборы в ДНР и ЛНР в обход соглашений?
— Многое зависит от того, сумеет ли Порошенко консолидировать власть. Он будет пытаться максимально сдерживать ультранационалистов и горячие головы в армии от новых наступлений на Донецк и Луганск. Однако за ним нет силовой поддержки. И если он захочет сделать что-то, что сильно не понравится радикалам, его тут же свергнут. В отличие от Турчинова и Яценюка, Порошенко – умный человек. Он понимает, что на кону его собственная жизнь. А плясать под дудку американцев – совершенно не значит эту жизнь сохранить. Поэтому Порошенко пытается вести свою игру. Экономическая ситуация на Украине всё хуже. Ему волей неволей придётся о чём-то договариваться с Россией.
Однако не исключено, что когда прояснится окончательно картина после выборов в Верховную Раду, возможностей влиять на положение в стране у него будет недостаточно. И он вынужден будет согласиться на новую силовую операцию против Новороссии. Я бы даже сказал, что это наиболее вероятный вариант.
В этом случае Порошенко утратит контроль над ситуацией, и тогда России надо будет действовать по мере обстановки, уже не оглядываясь на план по федерализации Украины. В том числе – силовыми методами.
— Думаю, что в данной ситуации наиболее конструктивный подход – это не делая резких движений, продавливать решение вопроса о независимости ЛНР и ДНР. – Говорит публицист, российский политик, народный депутат РФ, конституционный монархист Виктор Аксючиц. – В этом смысле время работает на нас. На Украине усугубляется экономическая и политическая ситуация. При этом украинская армия ослаблена поражениями в Новороссии, возможности для масштабного наступления у неё резко ограничены.
Резкие шаги со стороны России сейчас будут оправданы только в случае, если, к примеру, киевская власть попробует всё-таки ударить по Донецку и Луганску. Пока же спокойная твёрдая линия оправдывает себя. Помните, сколько шуму было, когда отправлялся первый гуманитарный конвой в Новороссию? На весь мир кричали о том, что Россия нарушает украинскую границу. Теперь же очередной конвой идёт в Луганск и Донецк. И это мало кого смущает.
— Весной тот же МИД делал громкие заявления о том, что не допустит ущемления прав наших соотечественников на Юго-Востоке Украины. Однако сегодня, даже, несмотря на так называемое перемирие, ежедневно гибнут жители донецких и луганских городов. Как в этой ситуации мы можем «без резких движений» договариваться с киевской властью?
— Выбор у нас сейчас уже невелик. Лучше, когда гибнут несколько человек в день, чем когда ежедневно гибнут сотни. Сейчас уже ввод войск не гарантирует нам быстрой победы. Большая часть населения Центральной, а тем более Западной Украины под воздействием пропаганды настроено по отношению к России откровенно враждебно. Поэтому не исключена партизанская война против наших воинских частей.
В таких условиях наиболее эффективно помогать ополчению Новороссии неофициально – оружием, специалистами. Так советское правительство действовало в годы Корейской войны, и эта тактика принесла свои плоды. Если бы мы сейчас открыто ввели войска в Донбасс, то даже Китай, сохранявший до сих пор доброжелательный нейтралитет, вынужден был бы публично осудить наши действия.
— Каков будет положительный для России эффект, если мы признаем выборы в ДНР и ЛНР?
— Расширение легитимизации. Нельзя не понимать, что российское руководство добилось многого, заставив Запад и Киев считать руководство непризнанных республик стороной переговоров.
Со временем власть в Новороссии становится всё более легитимной. Легитимность, по большому счёту, – в головах у людей. Люди привыкают к тому, что существуют вот такие-то государственные образования и у них есть такие-то лидеры. Сегодня всего спустя полгода все мы привыкли к тому, что Крым российский, что там действует новая власть и новые законы. Возможно, со временем нечто подобное произойдёт и с Новороссией.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня