Американско-украинская ракета «Антарес» с частным грузовиком «Сигнус» взорвалась сразу после старта — через шесть секеунд после отрыва от стартового стола она рухнула на него, разнеся его «в клочья». НАСА уже сообщила на МКС, что американский сегмент не получит обещанного и требуемого запаса питания, воды и одежды, запретив своим сотрудникам общение с прессой.
«Взрыв произошел приблизительно через шесть секунд после пуска», — сообщили представители НАСА, добавив «Мы подтверждаем, что мы потеряли Cygnus». Также НАСА заявило, что ситуация в американском секторе МКС «поначалу» не ухудшится из-за имеющихся запасов, однако судя по всему США будут вынуждены обращаться к России с просьбой о доставке жизнеобеспечивающих грузов на МКС.
«Ракета является совместной разработкой американской Orbital Sciences Corporation и украинского КБ «Южное»,- напоминает пресса. Да, тот самый украинский «Южмаш», которому западные экономисты строго советовали перейти с разработки и производства ракет на … выпуск по конверсии собачьих (!) ошейников.
Напомним, что Antares с американским грузовым кораблем Cygnus уже осуществляли полет на МКС летом 2014 года, после чего российская оппозиция и журналисты либеральных СМИ начали «хоронить» космическую программу РФ и приоритет России в космической отрасли. Достаточно вспомнить, как публицисты, оппозиционные блогеры и «эксперты» заявляли, что запуск «Сигнуса» является прорывом, после которого их обожаемые США «не будут обязаны и связаны с РФ, осуществляющей доставку астронавтов и грузов на МКС».
Стоит отметить, что после аварий и неудачных запусков ракет «Протон-М» и «Булава» (на данный момент они производятся в штатном режиме) оппозиционеры и протестные лидеры заявляли о полном провале российской космической программы — указывая на то, что в США «уже летают частные коспические аппараты». Впрочем, эксперты и более-менее утруждающие себя проверкой фактов журналисты отмечали — во-первых, США не имеет собственных ракетных двигателей, закупая их у РФ, а во-вторых, количество аварий ракет в США превышает или сравнимо с российским.
Отметим, что никакой радости «что-то пошло не так», «снова авария, взорвалась ракета» сейчас российские оппозиционные активисты и СМИ не высказывают. Наоборот, они заявляют, что это редкий и не исключительный для космонавтики случай, хотя при российских авариях говорили строго противоположное. Абсолютно аналогично обвинений в адрес постмайданной Украины оппозиционные блогеры (в случаях аварий российских ракет тут же «переквалифицирующиеся» в специалистов по космосу) не высказывают. Наоборот, в сети началась (и, уверены, будет активно продолжена) кампания о невиновности «Южмаша» и украинской стороны.
«Процент неудачных запусков за период 2004-2010 у России ниже, чем у США, запустивших в 1,6 раза меньше КА, чем Россия. Так, что все пока в рамках погрешности, хотя хотелось бы, чтоб не падали совсем!»,- пишут эксперты.
«Построила корабль, как и ракету-носитель Antares, частная американская компания Orbital Sciences, базирующаяся в штате Вирджиния. В прошлом году она успешно осуществила первый пробный полет Cygnus к МКС, после чего NASA подписало с компанией контракт на $1,9 млрд на восемь запусков космического грузовика в течение трех лет»,- напоминают информагентства. Также у США есть «частный» корабль Dragon, разработанный компанией SpaceX. Почему слово «частный» взято в кавычки? Так ведь даже НАСА признавало, что источником финансирования и некоторых технологий для нЙего являлся официальный Вашингтон.
Отметим, что несмотря на реально высокий уровень современных технологий (впрочем, часто разраборанных вне США и производимых для Америки в Китае), «заокеанские партнеры» так и не смогли создать собственный реактивный двигатель, позволяющий доставлять на МКС грузы и астронавтов. Сейчас США используют, в основном, российские «Протоны-М».
Источники НАСА, впрочем, уже заявили СМИ, что вне зависимости от запуска Dragon, США «скорее всего обратится к России за помощью в обеспечении МКС». Также стоит добавить, что в хоже объявления России санкций, власти и парламентарии США вначале запретили себе приобретать российские двигатели, но потом оперативно сняли этот запрет.
В свою очередь, некоторые российские политики и активисты уже предлагали «в случае ужесточения санкций отказать США в полетах на МКС. Тогда еще вице-премьер Дмитрий Рогозин и поделился ставшей культовой фразой про «батут», с помощью которого США «могут добираться до МКС». Хотя… как сообщили источники Politonline.ru, близкие к руководству «Роскосмоса», отказываться от обязательств по полетам и оплаты доставки до МКС «Роскосмос пока не собирается».
Сергей Ларин