Недавно на местном телеканале АTR жители полуострова смотрели очень интересное, можно сказать — знаковое интервью. Глава Республики Крым, председатель Совета Министров РК Сергей Аксёнов отвечал на вопросы известной в Крыму журналистки (в том числе своей горячей поддержкой майдана — ред.) и поэтессы Лили Буджуновой. Эта женщина, выросшая в Узбекистане, куда депортировали крымских татар, активно занималась и политикой. Избиралась делегатом Курултая крымско-татарского народа, членом Меджлиса и депутатом Верховного Совета Крыма.
Сергей Аксёнов в это время учился в военном училище, потом стал бизнесменом, входил в руководство «Русского единства» и тоже был депутатом Верховного Совета, представляя в крымском парламенте противоположную сторону политического спектра. А весной 2014 года время ещё раз переменилось. Крым вернулся домой в Россию. И вот теперь напротив друг друга сидят большой русский начальник и татарская женщина в ярко красном костюме. Она задаёт Аксёнову очень правильные вопросы, какие у других российских журналистов большому начальству задавать «не принято»: почему власть в Крыму перекрашивается, но не меняется? Почему всем известные воры-чиновники как воровали, так и воруют? Почему так дико растут цены? Где обещанная бесплатная медицина и бесплатные лекарства?
Мои крымские знакомые говорят, что смотрели эту передачу со смешанным чувством. С одной стороны, Сергей Аксёнов – такой «нашенский». Сильный, уверенный, открытый. Воплощение «русской весны» и русской победы. С другой, говорили крымчане, не все обещания Аксенова выполняются.
Я тоже хорошо помню, как в начале июня, после выхода в свет моей заметки «Крым: кто накачивает цены» («Свободная пресса» первой подняла тему бесконтрольного роста цен на «полуострове свободы»), Сергей Валерьевич Аксёнов сделал несколько веских заявлений о том, что правительство примет необходимые меры и разберётся со спекулянтами. Однако цены продолжили свой галоп и даже ускорились.
То же самое происходит с обещаниями навести порядок в кадровой политике. Многие из вороватых чиновников, которых в Крыму знают как облупленных, остаются на своих местах. Других тихо, без шума и пыли, пересаживают из одного кресла в другое. Состав правительства с «украинских» времён почти не изменился. Парламент после недавних выборов обновился от силы процентов на 30. Причём, это довольно своеобразные перемены.
Некоторые крымские наблюдатели отмечают в последние месяцы обострение межклановой борьбы в местных органах власти. В Севастополе она уже вышла наружу, там бывший «народный мэр» Алексей Чалый и официальный руководитель города вице-адмирал Сергей Меняйло не скрывают взаимной неприязни. В «Большом Крыму» всё пока происходит под ковром. Но в регионах при переходе на «двухуровневое управление» (глава муниципального образования и сити-менеджер), как мне объяснили, председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов расставил на посты глав муниципальных образований своих людей. Так произошло в Евпатории, Симферополе, Феодосии, Ялте. Эти главы назначают сити-менеджеров, кандидатуры которых даёт Совет Министров и лично Сергей Аксёнов. И вот «аксёновских» сейчас вроде бы теснят, и даже не дают им кабинетов. Например, в Симферополе и Евпатории вокруг этой темы складываются почти водевильные ситуации.
Кстати, Евпатория по-прежнему считается в Крыму одним из самых криминальных городов, и это уже не водевиль, а триллер. Про местного авторитета по кличке Котлета мне рассказывали такое, что отдыхают краснодарские Цапки. Как и «герои Кущёвки», братки из Евпатории стремятся попасть во власть, некоторым из них это удаётся. Опять же на глазах у местных жителей.
В интервью Лиле Буджуновой Сергей Аксёнов обещал самым решительным образом разобраться с коррупцией. Говорил о том, что обычная для руководителей украинского периода «тенденция рассовывания денег по карманам» теперь уже «носит угасающий характер, её не будет в Крыму, это я вам гарантирую». Однако многие жители полуострова хорошо знают, например, мутную историю с гуманитарной помощью, которая поступала из России. По факту присвоения гуманитарки чиновниками социальной службы одного из районных центров Крыма в начале июня было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения). Затем СК РФ возбудил еще ряд уголовных дел. За получение и распределение гуманитарной помощи отвечал Сергей Донич, вице-премьер крымского правительства. И хотя сам Донич призывал не делать до решения суда скоропалительных выводов, разразился большой скандал. Он полыхал несколько месяцев. В результате Аксенов настоятельно рекомендовал министру здравоохранения Петру Михальчевскому написать заявление об увольнении по собственному желанию, что тот и сделал. А Донича по-тихому перевели в ректоры Федерального Крымского университета.
Много интересного происходит и в крымской сфере закупок. Вот история, взятая почти наугад: на днях Федеральная служба исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю провела конкурс на закупку тысячи тонн картофеля. Победила компания, предложившая товар по 18 рублей за килограмм. Вроде и не дорого по российским и тем более по московским меркам. Но на симферопольском рынке отличная картошка стоит 10 рублей за кило. И это в розницу! С тысячи тонн можно было сэкономить как минимум восемь миллионов рублей, но зачем, если «большая Россия» и так дает деньги?
По-прежнему вызывает вопросы ситуация вокруг проекта закона «О курортах,природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым». Я уже писал, что, по мнению активистов общественной организации «Чистый берег. Крым», проект носит откровенно лоббистский характер и составлен для того, чтобы «легитимизировать» незаконные прибрежные ограды и калитки, коих в Крыму многие сотни. Проект закона, кстати, внёс на рассмотрение парламента премьер-министр Сергей Аксёнов.
После скандала в прессе был создан общественный совет при Министерстве курортов Республики Крым – для выработки единой позиции по проекту закона. Но в совет не пригласили ни одного общественника из «Чистого берега», представители которого и подняли шум вокруг странностей законопроекта. Мои собеседники, рассказавшие о продвижении проекта, почти не сомневаются, что Госсовет Крыма примет лоббистский закон о курортах, потому что среди депутатов немало владельцев тех самых «калиток», которые пытаются узаконить.
С приближением зимы всё большую тревогу в Крыму вызывает и то обстоятельство, что некоторое время назад прекратил действие договор о перетоке электроэнергии. Ещё недавно Россия поставляла на север Украины определенное количество электричества, а взамен Крым получал столько же мегаватт из Херсонской области. Но сейчас на Украине больше проблемы с газом и другими видами топлива, поэтому договор не продлили. Электричество из Херсонской области больше не поступает. Своей электроэнергии в Крыму не хватает. На многих предприятиях установлены генераторы контейнерного типа. Получаемая на них энергия очень дорогая. На полуострове уже начались веерные отключения. Зимой проблема ещё больше обострится. Что с ней делать, крымские власти не знают.
Наверное, до определённого момента Москва будет закрывать глаза на промахи крымских властей. Однако уже в феврале или в марте, как предсказывают некоторые мои собеседники, начнутся поиски крайнего, и будет «большое месилово» между группировками Аксёнова, Константинова и Сергея Цекова (это представитель Госсовета РК в Совете Федерации России, третий из наиболее влиятельных крымских политиков). «Тогда Севастополь покажется скучным городом, а конфликт Чалого и контр-адмирала Меняйло – детской вознёй в песочнице», — предсказывают коллеги.
Но пока кредит доверия к новой крымской власти ещё не закончился – ни у кремлёвских начальников, ни у населения полуострова. На одной из улиц Севастополя висит баннер в виде российского триколора. И надпись в три строки: «И что теперь? Да хоть камни с неба. Мы на Родине!».
— Сегодня для новых крымских руководителей самое главное сохранить доверие народа, — говорит политолог и публицист Виктор Милитарёв. – Конечно, ещё некоторое время эйфория от возвращения на Родину будет преобладать над критическими чувствами. Когда я месяц назад был в Крыму, местные жители вполне откровенно мне говорили, что, да, мы кое-что знаем и про Аксёнова, и про Константинова, но пока нам это всё равно. Однако долго такие настроения не продержатся. Максимум год. И я хочу высказать надежду, что Аксёнов, который производит впечатление волевого человека и сильного политика предпочтёт выбор политической карьеры выбору бизнесмена. Сам Аксёнов несколько месяцев назад, отвечая на вопрос журналиста – не опасается ли он, что в Крым понаедут московские олигархи и «братки» и начнут наводить свои порядки, — сказал, что имел на эту тему разговор с Путиным, и Владимир Владимирович ему обещал, что такого не произойдёт. И в этой ситуации сведения о том, что Аксёнов и Константинов, как бы это сказать повежливее, бывают не очень правы в экономических и кадровых вопросах, не могут не дойти до Путина. Потому что Крым сегодня территория особого контроля. И это может означать, что в течение года на полуострове сменится власть. Но у меня есть надежда, что всё будет хорошо и что руководители Крыма окажутся в первую очередь «государевыми людьми» и патриотами, а не политиками-бизнесменами, как в прежние украинские времена.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня