Уже стало общим местом ругать отечественный космос за его «косность», отсутствие «прорывных результатов» и постоянные неудачи. Либеральная общественность постоянно вспоминает те или иные «эпохальные» успехи НАСА и принижает вклад Роскосмоса и России в целом в мировую космонавтику. Были конечно и неудачи – вспомнить хотя бы падение «Фобос-Грунта» или эпопею со сгоревшими в атмосфере спутниками ГЛОНАСС. Но были и существенные успехи, сравнимые с миссией НАСАовских марсоходов – взять, к примеру, тот же проект «Радиоастрона», который является крупнейшим мировым радиотелескопом, вращающимся на околоземной орбите. С «Радиоастроном» работают ведущие европейские и американские астрономические центры и это, несомненно, успех. Вот только в либеральных СМИ об этом не скажут, зато в очередной раз расскажут про «распилы» и «откаты» в отечественной аэрокосмической сфере.
И вот теперь, когда американская ракета с космическим грузовиком Cygnus взорвалась на старте космодрома Валлопс в Вирджинии, настал в некотором смысле момент истины. Бойкие журналисты тут же выяснили и изложили своим читателям версию о том, что опять во всем виновата Россия, так как двигатели ракеты Антарес, которая и должна была выводить Сигнус к МКС были якобы российского производства. Проблема в том, что двигатели НК-33, а точнее их американская модификация AJ-26 являются вовсе не российским, а уже скорее украинским новоделом. Следует напомнить, что двигатели НК-33 разрабатывались для советской лунной программы, и после ее консервации более 10 лет пролежали на складах, пока технологией не заинтересовались американцы. И тут им на помощь пришли их «украинские партнеры» из КБ «Южное», которые совместно с американской двигателестроительной корпорацией «Аэроджет» и начали выпуск двигателей для ракеты Антарес. Тут на самом деле два весьма печальных для США выводов. Во-первых, хоть американцы и лицензировали НК-33 на своей территории, но ключевые технологии находятся у «Южного», которое само сейчас на грани развала, особенно на фоне проблем на Украине и общего падения промышленного потенциала страны. А во-вторых, выясняется, что у «великой технологической державы», коей декларирует себя Америка нет альтернатив двигателям советской постройки 40-летней давности. Все ж таки двигатели делать – это не айфоны клепать, посложнее будет.
И если уж сравнивать результаты между «Верхней Вольтой с ядерными ракетами», то есть Россией и США, то картина кА ни странно выглядит удручающей. Для США. В открытых источниках есть, к примеру, данные за 2004-2010 года. За 6 лет в России произведено 166 удачных и 8 неудачных запусков. В США 102 удачных и 5 неудачных. Таким образом процент неудачных запусков у России составляет 4,6%, а у США – 4,67% . То есть в Штатах при меньшем количестве запусков было большее количество неудач.
Для полноты картины стоит привести таблицу соотношений успешных и неудачных запусков в СССР/России за более широкий промежуток времени (взято на Руксперте).
В сухом остатке имеется определенный кризис в американской космонавтике. Связан он с тем, что после прихода администрации Обамы были отменены масштабные и крайне амбициозные планы команды Буша по программе «Констеллейшн». Ставка была сделана на частные, коммерческие проекты, которые к тому же должны были аутсорситься НАСА в пользу частных подрядчиков. По сути администрация Обамы предложила развивать частную космонавтику и отказаться от крупных корпорация-конгломератов, ведомых специалистами НАСА, типа того же UnitedLaunchAlliance. На арену пришли люди вроде Элона Маска, у которых было много энтузиазма и желания посоперничать с монстрами аэроспейса, но слишком мало собственно инженерных заделов. В итоге, чтобы поспеть к дедлайнам контрактов с НАСА частники и пошли на закупки и лицензирование старых советских технологий. И что-то там пошло не так.
Злорадства тут конечно быть не должно – освоение космоса это без пафоса чуть ли не единственный по настоящему общечеловеческий проект. Но и принижать достижения России не стоит – мы были, остаемся и будем великой космической державой с серьезными технологическими наработками и ноу-хау. Не нужно верить байкам про отсталость и неперспективность российского космоса. У нас активно строится космодром «Восточный», дорабатывается тяжелая ракета-носитель «Ангара», есть амбициозные планы по Луне и Марсу. Проблемы есть везде и у всех, особенно в такой высокорисковой сфере как космонавтика. Ну а после неудачи с запуском Сигнуса мы и вовсе оказываемся в положении локального монополиста в деле снабжения МКС. Так что работы много, надо засучить рукава и увеличивать отрыв России от остальных игроков в сфере космоса – предпосылки этого есть.