Амбиции некоторых критиков Центробанка используют за океаном для раскачки экономической ситуации в России
Любой человек, набрав в каком-нибудь новостном агрегаторе в Интернете слово «Центробанк» или «ЦБ РФ», легко может познакомиться с теми, кто в последние несколько месяцев описывает денежно-кредитную политику Банка России в негативном свете. Особенно одиозными являются высказывания о якобы несамостоятельности ЦБ РФ при принятии решений. Что это – кампания в СМИ против главного финансового органа в стране, который отвечает за кровеносную систему российской экономики? Думаю, что каждый сможет легко ответить на этот вопрос сам, но выскажу свои соображения на этот счет.
Начнем с аргументов, которые выдвигают критики нынешних действий ЦБ РФ. Их не устраивает, что Центробанк поднимает ключевую ставку, что делает более дорогими кредиты и, по их словам, это негативно влияет на экономический рост. На самом деле высокие процентные ставки оберегают экономику от бездумного накручивания кредитного бремени, которое в России – как для кредитных организаций, так и для граждан, бизнеса и самого государства – является одним из самых низких в мире, если соотнести это с размером российской экономики, то есть объемом ВВП.
При том то, что инфляция в стране часто вызвана не только избытком денег в обращении, это вовсе не отменяет факт того, что существуют и монетарные причины роста цен. Критикам политики ЦБ РФ по подъему ключевой ставки хотелось бы задать простой вопрос: а вы готовы взять на себя ответственность за то, что при снижении этой ставки в стране не будет расти индекс инфляции? Думаю, подписаться за это не отважится ни один из критиков.
Попытка сравнить уровни денежной массы и денежной базы в стране в динамике к ВВП, конечно, носят любопытный характер, однако где в этих коэффициентах учитывается показатель средней скорости обращения купюры того или иного достоинства? Эти данные есть, однако критики ЦБ РФ почти нигде не оперируют ими.
Чем же вызвана тогда такая критика действий Центробанка? Здесь есть несколько мотивов. Один из них – это карьерная борьба за пост его главы. При этом, отметим, что нынешняя глава ЦБ РФ – Эльвира Набиуллина – эффективно выполняет свои функции, реализуя многое из того, что стало просто необходимым. В частности, это освобождение банковского сектора от сомнительных структур. Конечно, это непростая работа, и она может вызывать раздражение у некоторых.
Есть и откровенный популизм в критике ЦБ РФ, мол, низкие процентные ставки – это почти всегда благо. Популисты почему-то умалчивают, что такая политика в США и ЕС привела к колоссальному росту задолженности всех субъектов экономики, а экономический рост носит там весьма неустойчивый характер.
Более того, нулевая ключевая ставка ЕЦБ в августе и сентябре сопровождалась снижением объемов кредитования в еврозоне – на 1,5% и на 1,2% соответственно. Что-то, уже обремененный огромными долгами европейский бизнес, как-то не стремится набирать дешевые кредиты.
Все это приводит нас к выводу, что экономический рост – это не просто функция величины ключевой ставки Центробанка. Напомним критикам, что с финансами России все намного лучше, чем во многих странах мира: много ли вы знаете стран, у которых с января по сентябрь текущего года бюджет исполнен не с дефицитом, а с профицитом в 2% ВВП?
Критиков волнует снижение курса рубля? Напомним, что за год иена подешевела к доллару США на 21%, а шведская крона только с начала года потеряла 12% своей стоимости. А что с курсом российской национальной валюты? 2 марта этого года евро продавалось за 51,5 рубля – лишь несколько процентов выше наблюдалось пиковое значение в конце октября. Рубль – денежная единица, которая относится к тому большинству мировых валют, и которая снизилась к доллару США этой осенью, при том, что у многих из них нет почти никакой связи с динамикой цен на углеводороды.
В России низкий экономический рост? В этом году ВВП вырастет на 0,5%, это при том, что еврозона в среднем покажет нулевой рост. Сам показатель величины экономического роста мало о чем говорит. К примеру, ВВП Эфиопии вырос в прошлом году на 10,4% – это больше чем темп роста экономики Китая. Российская экономика росла медленнее, однако ВВП на душу населения в России более чем в два раза выше, чем в Китае. Зачем же западные аналитики так настаивают на необходимости экономического роста? Ответ прост: при огромном государственном долге большинства западных экономик, значительные средства их бюджетов направляются на выплаты процентов по обязательствам, которые взяли на себя государственные органы. А проценты растут год от года, и это значит, что нужно увеличивать бюджет, а чтобы увеличивать бюджет при том же уровне налогообложения нужно, чтобы в этих странах обязательно был экономический рост.
И последняя популярная тема – отток капитала. При том, что в сумму оттока капитала включаются те средства, которые граждане перевели в иностранную валюту, сам факт вывоза заработанных в России средств и их вложение, например, в недвижимость Болгарии или Великобритании, а также покупка акций иностранных компаний не являются чем-то необычным. Так поступают, в той или иной мере, владельцы капиталов в любой стране мира: что-то вкладывают в свою экономику, что-то – в другие страны. Ведь когда кто-то в России открывает какое-нибудь иностранное предприятие, это означает, что иностранный собственник предпочел вкладывать средства не в свою родную экономику, а в российскую.
Насколько эта проблема носит преувеличенный характер можно проиллюстрировать следующими статистическими данными: отток капитала из Канады в прошлом году составил 170 миллиардов долларов – это при том, что ВВП этой страны и России схожи по величине. По прогнозам, максимальный отток капитала из России составит 100 миллиардов долларов.
В очередной раз видно, что критика политики ЦБ РФ, чем бы не руководствовались ее авторы, легко начинает использоваться «доброжелателями» России за океаном, чтобы раскачать всю экономическую ситуацию в России. Вы спросите: почему же рубль дешевеет из-за карьерной борьбы за пост главы ЦБ РФ? Почему это происходит не только из-за колебаний цены на нефть – я пояснил выше.
Есть такой термин – инфляционные ожидания. Поведение инвесторов, включая обычных граждан, подвержено эмоциям. Эти эмоции формируются под влиянием, в том числе, той критики Центробанка, которую мы наблюдаем. Доверие – это ключевой ингредиент стабильной экономической и финансовой ситуаций. Почему-то в России очень мало гордятся теми реальными экономическими и финансовыми успехами, которые достигнуты за последние годы. Достаточно сравнить ключевые параметры российской экономики с тем, что было в 90-е годы и с тем, что есть в других странах, чтобы стало понятно: да, всегда есть куда двигаться дальше, но вряд ли стоит рассуждать лишь с позиции того, что «стакан наполовину пуст». В соседней с нами стране – Украине – именно искусственное и накрученное недоверие привело к тому, что абсолютное большинство населения стало жить значительно хуже, чем до смены власти в феврале. Нынешние киевские политики вряд ли смогут ответить, сколько лет потребуется хотя бы для того, чтобы вернуть уровень жизни граждан Украины к той точке, от которой они стали двигаться в «светлое европейское будущее».
Владислав Гинько — экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ