В России

День народного единства: что мы отмечаем 4 ноября

Этот осенний праздник, появившийся в современной России взамен прежнего советского «самого красного дня календаря» 7 ноября до сих пор вызывает у многих недоумение: так по какому же поводу торжество, и почему именно в этот день – четвертого числа?

День 4 ноября (22 октября по старому стилю) на протяжении нескольких столетий был особо почитаем в стране. Начало такой традиции положил государь Алексей Михайлович. В 1649 году он издал указ, по которому «во всех городах, по вся годы» следует торжественно отмечать эту дату – в память о чудотворной иконе Казанской Божьей Матери, с которой русское ополчение освободило Москву в 1612 году («В воспоминание помощи, оказанной свыше заступлением Богородицы государству русскому в годину лихолетья» – как писалось в царевом указе).

Для наших прадедов это был праздник двойной – религиозный и гражданский.

Говоря о его «исторической составляющей», можно констатировать факт, подтвержденный документально: 22 октября (4 ноября) 1612 года войска народного ополчения под руководством Пожарского и Минина штурмом взяли укрепления московского Китай-города, где находились польско-литовские войска и поддерживающие интервентов русские бояре. Бой был жестокий, погибло несколько сот человек. Однако до окончательной победы над врагом дело еще не дошло: дальше, за китайгородскими укреплениями высились могучие стены Кремля, внутри которого укрылось еще много «супостатов». Правда поражение в Китай-городе сильно их деморализовало, но лишь через четыре дня – 8 ноября по новому стилю, поляки признали свое поражение и сдали Кремль ополченцам.

Однако война и смута на том отнюдь не завершились. Победители сидели в разоренной Москве на самом жестоком голодном пайке, а на них надвигались войска польского короля Сигизмунда. Поляки, подступив к Златоглавой, вновь заняли Тушино, неожиданным ударом захватили ближнее село Ваганьково и попытались оттуда ворваться внутрь городских укреплений, но были отбиты. Неудачей для Сигизмунда окончились и другие военные операции против москвичей. Пришлось королю-неудачнику 27 ноября отдавать приказ об общем отступлении. Вот на этом и закончилась почти двухлетняя боевая страда русской столицы (ведь поляки захватили город еще в сентябре 1610-го!).

Как видим, выбор знаменательных дат для назначения общенационального праздника богатый. «Красным днем» российского календаря можно было бы объявлять и 8 ноября – день капитуляции интервентов в Кремле, и 10 декабря (27 ноября по старому стилю) – начало массового отступления польских войск… Тем не менее с легкой руки «тишайшего» царя Алексея Михайловича предпочтение отдано 4 ноября: якобы именно победа у стен Китай-города, одержанная при небесном покровительстве Богородицы, предопределила все последующие военные успехи русских патриотов.

С уверенностью доказать или опровергнуть такое утверждение по прошествии многих веков, видимо, уже невозможно.

Приведем здесь еще пару малоизвестных фактов, касающихся двух главных героев освободительной эпопеи 1612 года – гражданина Минина и князя Пожарского.

Владелец мясной лавки в Нижнем Новгороде Кузьма Минин на самом деле должен был бы носить совсем другую фамилию. Дело в том, что по указу нового царя Михаила Романова герою войны против поляков пожалован был в 1613 году дворянский чин думного боярина. Но дворянину полагалось в отличие от простолюдина иметь фамилию. Поскольку отца новоиспеченного боярина звали Мина Анкундинов (Анкундинов – это отчество), то по правилам «назначения» фамилии, которые существовали в то время, сыну его Кузьме Миничу полагалось именоваться впредь Анкундиновым. Однако его записали во всех грамотах Кузьмой Миничем Мининым. – Так отцовское имя стало фамилией национального героя.

Другой прославившийся на всю страну руководитель боевых действий против поляков – соратник Минина по народному ополчению князь Дмитрий Михайлович Пожарский — тоже сделал попытку запутать для потомков свои «паспортные данные». В 1642 году, незадолго до смерти, он постригся в монахи. И взял себе, как положено при таком обряде, новое имя. Имя это было – Кузьма (Косма по-церковному).

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.