Появление на международной военно-морской выставке Euronaval 2014 малых российских подводных лодок типа «Пиранья» вызвало ажиотаж среди зарубежных военных моряков. Эти лодки – идеальное средство для доставки подводных диверсантов и охраны морских платформ, добывающих нефть и газ
Последние две недели октября вся Северная Европа была увлечена поисками таинственной подводной лодки у берегов Швеции. Начавшись с полуразмытой фотографии некоего объекта, попавшего в объектив шведкиАнне Берлин, эта история быстро приобрела международный резонанс, поскольку шведские военные развернули беспрецедентную со времен окончания «холодной войны» операцию по поиску «иностранной подводной активности» в районе Стокгольмского побережья. «Это может быть подводная лодка, может быть и легкая подлодка, а может быть и водолаз, который использовал скутер для передвижения», — заявил на одной из первых пресс-конференции по этому поводу командующий ВМФ Швеции контр-адмирал Андерс Гренстад.
Поискав неделю, шведские военные ничего не нашли. И это дало основание многим экспертам говорить о том, что «иностранная подводная активность», якобы замеченная у берегов Швеции, на самом деле была поводом для того, чтобы увеличить оборонный бюджет этой страны. И в этом есть свой резон. За полгода до парламентских выборов в Швеции (они состоялись 14 сентября этого года), правоцентристское правительство Фредрика Рейнфельда объявило о том, что необходимо наращивать военные расходы. В 2014 году оборонный бюджет Швеции составил 47 млрд крон (7,1 млрд долларов), но уже в следующем году расходы на оборону должны были вырасти до 7,93 млрд долларов, а через 10 лет – вдвое. Однако, выборы 14 сентября в Швеции выиграла «красно-зеленая» оппозиция, состоящая из Социал-демократической и Левой партий, а также «зеленых». И ее лидер – нынешний премьер-министрСтефан Лёвен, довольно критически во время предвыборной компании отзывался об идее финансировать темпы роста военного бюджета за счет повышения размеров штрафов за нарушение общественного порядка и мелкие преступления или сокращение расходов на сотрудничество с Россией в области охраны окружающей среды. «Финансирование строится на том, что люди должны неправильно парковать свои машины (и штрафоваться за это) или платить штрафы за опоздание с выплатой налогов. Никто не может сказать, что это серьезное обращение с оборонной политикой» — передавало его мнение информационное агентство ТТ. И история с «иностранной подводной активностью» в Стокгольмском архипелаге, в данном случае, могла быть разыграна для того, чтобы убедить и новое правительство, и депутатов Риксдага не сворачивать темпы роста военных расходов Швеции.
Однако, другие эксперты, в частности Йоахим фон Браун, утверждали, что шведские военные, действительно, могли искать сверхмалую подводную лодку «Тритон НН», которая, предположительно, в количестве 1 единицы стоит на вооружении российского подводного спецназа и может использоваться для проведения разведывательно-диверсионных операций. Поэтому на проходившей в эти дни во Франции международной военно-морской выставке Euronaval 2014 особое внимание военных моряков из 115 стран вызвали малые подводные лодки, представленные нашей страной.
Скажем сразу – «Тритона НН» в числе экспонатов там не было. Об этом погружающемся катере-носителе водолазов, который способен передвигаться со скоростью до 40 узлов, вообще известно очень мало. Зато ЦКБ «Малахит» (Санкт-Петербург, разработчик атомных подводных лодок) по полной программе представил малые подводные лодки «Пиранья», которые, помимо высадки десанта, ведения разведки и спасательных операций, могут эффективно применяться для охраны побережья, борьбы с кораблями противника, уничтожения береговых сооружений и минирования акваторий. Семейство этих лодок начало создаваться еще в начале 80-х годов прошлого века. По проекту «Малахита» «Адмиралтейские верфи» в 1988-1990-х годах передало ВМФ две малые ПЛ «МС-520» и «МС-521» проекта 865 «Пиранья». У лодок были титановые корпуса, поэтому стоимость одной «Пираньи», по свидетельству очевидцев, была сопоставима с ценой двух бомбардировщиков Ту-22М. Но технические характеристики лодок были выдающимися. Длина двухкорпусной лодки составила чуть более 28 метров, глубина погружения — 200 метров, автономность – 10 суток, скорость подводного хода – почти 7 узлов, дальность плавания – до 1 тыс миль. Экипаж – всего 3 человека. Плюс 6 легководолазов на борту. Снаружи к лодке привешивалось два аппарата для минных постановок и пуска торпед и два контейнера для водолазного снаряжения. Обнаружить такую лодку было практически невозможно.
Для транспортировки «Пираний» для выполнения ими специальных задач за пределами СССР планировалось переоборудовать атомную подводную лодку. Однако, в 1999-2000 годах МС-520 и МС-521, задолго до окончания срока их эксплуатации, были выведено из состава Балтийского флота и разрезаны на металлолом4 на Кронштадтском морском заводе. Две уникальные лодки превратились в 200 тонн титанового лома.
Однако, в «Малахите» с этим не смирились. На смену «Пиранье» в последние годы была разработана «Пиранья-Т». Она мало отличается от своей предшественницы по габаритам, но водоизмещение «Пираньи-Т» увеличено до 500 т, дальность плавания – до 2 тыс миль, мощность гребного электродвигателя – до 250 кВт, соответственно в два раза увеличена полная скорость – до 12 узлов. Автономность составляет уже 20 суток. «Пиранья-Т» вооружена четырьмя торпедными аппаратами. В составе боекомплекта могут быть две ракеты или торпеды калибра 533 мм, восемь торпед калибра 400 мм и четыре мины. Это вооружение позволяет эффективно действовать в районах, где большое значение придается скрытности ПЛ не только по акустическому, но и электромагнитным полям. Экипаж – от трех до пяти человек. «Пиранья» оснащена специальной шлюзовой камерой. Скрытный выход боевых пловцов осуществляется при постановке лодки на подводный якорь методом шлюзования. Боевые пловцы забирают из внешних контейнеров оружие и специальную аппаратуру и приступают к выполнению поставленной задачи. Возвращение на лодку осуществляется также методом шлюзования.
Более того. «Малахит» сейчас разработал четыре модификации «Пираний» водоизмещением от 218 до 750 тонн, с глубиной погружения до 300 метров и с экипажем от 5 до 9 человек (хотя специалисты утверждают, что «легчайшей» версией лодки может управлять и один человек). Плюс до 6 боевых пловцов на борту. И к этим лодкам проявляют устойчивый интерес представители южных стран, обладающие месторождениями углеводородов на шельфе, которые нуждаются в их охране и защите. По – прежнему свободна ниша для «Пираний» и как средства доставки разведчиков-диверсантов в мелководные прибрежные районы. «Лодки малого водоизмещения могут конкурировать с большими субмаринами в прибрежной зоне при решении диверсионных задач, охране конкретных районов или морских баз. С этой точки зрения их область применения — это Балтийское море, Черноморский и Каспийский бассейны, в общем, все, кроме Севера» — убежден генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев.
Проблема одна. Зарубежные потенциальные заказчики, естественно, в первую очередь, интересуются, стоят ли на вооружение подобные подводные лодки в России. Но за 15 лет, прошедших с момента утилизации двух действующих «Пираний», командование российского Военно-Морского флота так и не нашло им применения. «У нас флот более крупный, и задачи, которые эти лодки могли бы решать в другой стране мира, у нас в принципе решаются теми силами, которые есть. В будущем, если у нас будет более крупный флот, более специализированный, то возможно их и закажут. Но пока интереса нашего флота к ним фактически нет» ,- передала «Русская планета» мнение на этот счет эксперта Владимира Щербакова. Поэтому шведы могут спать спокойно – по крайней мере, у их берегов «Пиранья» появится еще не скоро.