Армия

Подъем с глубины: как Россия испугала Пентагон за последние две недели

Подъем с глубины: как Россия испугала Пентагон за последние две недели

Практические пуски баллистических ракет «Булава» с борта атомного подводного крейсера 955 проекта типа «Борей» — «Юрий Долгорукий», запуск шахтной баллистической ракеты «Тополь-М» с полигона Плесецк, и, наконец, удачный запуск баллистической ракеты РСМ-54 «Синева» с борта атомного подводного крейсера Северного флота проекта 667 типа «Дельфин» — «Тула» показали не только то, что Россия обладает ядерными силами, но и способна их эффективно применить. Особенно это важно в контексте поддержания и обновления морской компоненты стратегических ядерных сил сдерживания.

«Пуск баллистической ракеты был выполнен из подводного положения. По телеметрическим данным, боевые блоки ракеты прибыли в назначенное время на полигон Кура на Камчатке», — сообщили телеканалу ЗВЕЗДА в пресс-службе Минобороны.

«Тула» — стратегический атомный подводный крейсер 667 проекта типа «Дельфин» (в НАТОвской терминологии Delta IV) был построен в 1987 году на Северодвинском машиностроительном предприятии. Всего таких лодок в составе ВМФ шесть штук. И до появления атомоходов 955 проекта типа «Борей» именно они считались основой морской компоненты ядерной триады России.

Лодка способна произвести пуск 16 межконтинентальных ракет с глубины 55 метров прямо на ходу, при волнении моря в 6-7 баллов. Причем на все про все у корабля уйдет чуть больше полутора минут. Эту «автоматную» очередь наши подводники демонстрировали трижды в ходе операций под кодовым названием «Бегемот». Тогда экипажам стратегических ракетоносцев ставилась задача проверки возможности полного 16-ракетного залпа. Последний раз подобная стрельба проводилась АПЛ «Новомосковск» в августе 1991 года.

Бревно в глазу

Пуск «Синевы» не остался незамеченным и на другом берегу Атлантики. Американское издание USNI News обратило внимание на то, что активность российского подводного флота значительно возросла на фоне ухудшения отношений между Россией и Западом. Об этом, в частности, говорил Адмирал Джонатан Гринерт, выступая в Бруклинском институте. Пентагон редко обсуждает подводные операции союзников или потенциальных противников, однако представители ведомства отмечали очевидный рост активности российских подлодок в последние несколько лет.

«Хотя Москва не делает никаких попыток скрыть тот факт, что планирует активизировать подводные операции, дерзость некоторых из них показывает тревожную тенденцию», — написал лейтенант-коммандор ВМС США Том Спан в статье, опубликованной в июне прошлого года в USNI News. Он напомнил, что в 2012 году российская подводка несколько недель оставалась незамеченной во время проведения операции в Мексиканском заливе. Позже в том же году ракетный подводный крейсер подкрался на расстояние в 200 миль к восточному побережью США. Российские подлодки также проявляли активность в Средиземном море и принимали участие в военно-морских учениях у берегов Сирии.

Стратегический конфуз

В 2004 году прошли знаковые для России стратегические командные учения с участием верховного главнокомандующего Владимира Путина. Их финалом должен был стать двойной пуск баллистических ракет РСМ-54 «Скиф» со стратегических подводных ракетоносцев 667 проекта типа «Дельфин». Но обе лодки выполнить задачу не смогли. Оправдывая конфуз, бывший главком ВМФ Владимир Куроедов сообщил тогда, что корабли и не должны были производить практическую стрельбу ракетами, а имитировали ее. И это так называемые «электронные пуски».

Впрочем, для специалистов все было понятно. Морская компонента ядерных сил России не просто устарела, но и оказалась полностью неэффективной. Предпосылок для этого было более чем достаточно. Это и процесс взаимного разоружения России и США в рамках договора СНВ-2, по которому Вашингтон оплатил утилизацию двух третей советских атомных субмарин, и отсутствие гособоронзаказа на ремонт оставшихся кораблей и производства к ним новых ракет.

В середине 90-х годов производство ракет РСМ-54 на заводе «Красмаш» в Красноярске было полностью остановлено. ВМФ ждал новых лодок 955 проекта и баллистических ракет к ним — «Булава». Однако Московский институт теплотехники не справился со сроками сдачи комплекса. «Бореи» так и оставались на заводских стапелях, а «Дельфины» практически оказались безоружными.

Работа над ошибками

Морской конфуз не прошел незамеченным. Только на модернизацию лодок 667 проекта правительство выделило 5 млрд. рублей. На кораблях поменяли практически все — от систем пожаротушения до гребных винтов и установили новые стратегические комплексы РСМ-54 «Синева». Эта ракета стала глубокой модернизацией стоявших на вооружении «Дельфинов» ракет «Скиф».

В отличие от предшественницы, «Синева» имеет расширенные тактико-технические возможности и систему управления на новой элементной базе. Как и «Скиф», ракета не имеет аналогов в мире по своим потенциальным возможностям и энерго-массовым характеристикам — то есть соотношению веса ракеты к забрасываемому ею весу боевых частей. А ее надежность близка к абсолютной. Это утверждение «Красмаш» последовательно подтверждал несколько последних лет. По словам представителя завода, у них не было ни одного отказа двигателя РСМ-54 «Синева» во время контрольно-выборочных и специальных стендовых испытаний.

Успешными оказались и все запуски красмашевских ракет — как по программам поддержания боеготовности ВМФ, так и по программам контрольно-серийных пусков в защиту партий новых ракет. Более того, в ходе учений «Стабильность-2008» ракетой РСМ-54 «Синева» был установлен мировой рекорд дальности полета для ракет данного класса — 11500 км. Машина пролетела из акватории Баренцева моря до Гавайев. Сейчас «Синеву» меняют на еще более мощную версию под названием «Лайнер»: по некоторым данным, на этой ракете стоит уже 10 боеголовок индивидуального наведения.

Стратегический паритет

Москва наращивает темпы обновления группировки стратегических ядерных сил сдерживания и уже практически сравнялась по развернутым носителям и стоящим на них боеголовкам с аналогичной группировкой ядерных сил США. Об этом говорится в докладе Госдепа, опубликованном после обмена данными между Москвой и Вашингтоном 1 сентября этого года.

Практических выводов доклад не делает. Он всего лишь констатирует, что и Москва, и Вашингтон следуют букве Договора об ограничении ядерных вооружений, также известного как СНВ-3, подписанного Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 года). По нему предусмотрено сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков до 700 единиц. Как следует из доклада, на настоящий момент стороны имеют: Россия — 528, США — 794 носителя. На этих носителях у нас развернуто — 1643, у американцев — 1652 ядерные боеголовки.

Любопытно, что публичное оглашение данных обмена информацией по состоянию стратегических ядерных сил Госдеп сделал по следам заявлений российских политиков. Сначала вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что «формирование технической основы стратегических ядерных сил идет у нас опережающими темпами, и, по сути дела, мы не на 70% обновим СЯС, а на все 100%». Срок этого обновления вице-премьер, отвечающий за оборонку, обозначил на 2020 год. Затем свою лепту внес министр иностранных дел Сергей Лавров, заметив, что «Россия обновит свои арсеналы вооружений — обычные и ядерные». И сделал акцент на том, что это «не гонка вооружений, а просто подошел срок».

Как именно будут обновляться стратегические ядерные силы (СЯС), ни Рогозин, ни Лавров не уточняли. Может, потому, что в середине августа нынешнего года президент Владимир Путин на встрече с членами фракций политических партий Госдумы в Ялте говорил, что разработки российского военно-промышленного комплекса удивят наших западных партнеров.

«Нам нужны современные компактные вооруженные силы, — уточнил глава государства. — Для этого мы приняли программу, это амбициозная цель, огромные деньги, 20 трлн. руб. Их еще предстоит освоить. Речь идет о современном вооружении. Кое-что уже удалось сделать в области сил ядерного сдерживания. Но говорить об этом необходимо тогда, когда придет время», — подвел черту Владимир Путин.

Каждый пятый рубль

Важно другое. Москва сделала правильные выводы из допущенных ошибок. Кроме масштабной модернизации лодок 667 проекта, было начато массовое строительство кораблей нового поколения 955 проекта типа «Борей». Именно они должны стать основой морской составляющей ядерной триады России и в будущем полностью заменить «Дельфинов». Сейчас заканчивают испытания два первых крейсера – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». К выходу в море готовится третий корабль — «Владимир Мономах». Четвертая лодка – «Князь Владимир» — еще на стапелях. До 2020 года по госпрограмме вооружений Военно-морской флот получит 8 таких кораблей, вооруженных баллистическими ракетами «Булава». Каждая из лодок будет нести 16 баллистических ракет. На каждой ракете будет стоять до 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения.

«Путин как-то сказал, что каждый пятый рубль, потраченный на оборону, идет на развитие ракетно-ядерного щита страны, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА военный эксперт Виктор Литовкин. — Общие расходы на оборону составляют до 2020 года 22 трлн рублей. Так что можно посчитать, сколько денег вкладывается в развитие ракетных технологий».

Помимо этих средств, напоминает эксперт, была отдельно принята программа по модернизации предприятий, занятых в создании ракетной техники. А это еще не менее 5 млрд. рублей. Итог процесса — увеличение производства баллистических ракет с 10 штук в год для всех ядерных сил сдерживания России до нескольких десятков. В этом отношении очень показательным стал запуск баллистической ракеты «Булава» с борта ракетоносца «Юрий Долгорукий». Корабль впервые вышел в море не с одной «испытуемой» ракетой, а с полным их боезапасом.

Это не только означает, что баллистических ракет «Булава» теперь хватает для вооружения всех кораблей сдаваемой серии. Но, и что самое важное, до момента поступления команды на применение оружия экипаж ракетоносца не знал, на какую именно из 16 ракет придет приказ. То есть, у командования ВМФ, руководства Минобороны и Верховного главнокомандующего не было ни малейшего сомнения, «какую кнопку нажать». Лодка могла выпустить, как одну ракету, так и провести их залп. Подводный ракетный щит снова заработал, как часы.

Дмитрий Литовкин

Фото: Министерство обороны РФ
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.