«Мировая экономика напоминает самолет, все двигатели которого должны работать в нормальном режиме, чтобы он мог взлететь и уверенно продвигаться среди туч и гроз», пишет американский экономист Нуриэль Рубини из Нью-Йоркского университета в своей статье для издания «Project Syndicate».
К сожалению, только один из четырех двигателей работает сегодня надлежащим образом: так называемая «англосфера», представляющая собой США и их ближайшего партнера – Великобританию. Экономика США росла в течение двух последних кварталов в среднем на 4 процента в годовом исчислении.
Второй двигатель – Еврозона – сейчас буксует после слабого посткризисного рывка. Экономика Евросоюза во втором квартале текущего года выросла всего на 0,1 процента по сравнению с первым кварталом.
Подобный процесс характерен и для третьего двигателя, Японии, страдающей от «недостатка топлива» после целого года налогового и монетарного стимулирования. Объем экономики Японии сократился во втором квартале на 7,1 процентов годовых.
Четвертый двигатель – развивающиеся страны – резко замедлили экономический рост, подводит неутешительный итог своему перечислению Нуриэль Рубини.
«Таким образом, главный вопрос в том, сможет ли глобальная экономика сохранять способность к полету на одном единственном двигателе и как долго это будет продолжаться», подчеркивает он.
Слабость остальных экономик мира ведет к усилению доллара, а это неизбежно влечет замедление экономического роста США. Чем глубже будет экономический спад в других странах и чем выше будет расти курс доллара, тем меньшими будут шансы США удержаться от пагубных тенденций, несмотря на то, что внутренний спрос сегодня представляется устойчивым.
В то же время, Нобелевский лауреат экономист Пол Кругман пишет в газете «New York Times», что подобно Японии, экономика которой в течение последних двадцати лет значительно ослабла, весь Запад погружается в глубокую рецессию, значительно более тяжелую, чем японская. В чем же причина? Кругман считает, что западная экономическая политика после 2008 года была настолько неадекватна, если не контрпродуктивна, что японские провалы при сравнении выглядят мелкими и незначительными. Рабочие на Западе испытывают такую степень снижения благосостояния, которой в Японии удалось избежать. Япония была только предостережением, поучительной историей для всего мира. Однако все остальные запутались так сильно, что сегодня она выглядит уже скорее примером для подражания, утверждает Пол Кругман.