Трагедия малазийского пассажирского «Боинга», сбитого в небе над Украиной, сблизила россиян и малазийцев, замечает Дмитрий Косырев.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА «Россия сегодня»
Встречи и конфиденциальные беседы с лицами, близкими к ВВС и другим военным структурам Малайзии, показывают: никто в этой стране не забудет и не «спустит на тормозах» то, что произошло 17 июля на территории Украины. В этом позиции Москвы и Куала-Лумпура совпадают буквально дословно.
Чуркин: отчет о причинах катастрофы MH17 дает повод для новых вопросов
Самое недавнее подтверждение тому прозвучало в конце октября, когда в столицу Малайзии приехал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Напомним, среди погибших было 193 гражданина Нидерландов и 44 малайзийца, включая команду. По большей части лидеры двух стран обсуждали ход расследования, идущего, как известно, на голландской территории, в Гааге.
Так вот, премьер-министр Малайзии Наджиб Разак высказался накануне визита следующим образом: «мы хотим довести это расследование до логического завершения, что означает довести до суда людей, которые ответственны…
Мы должны показать, что кто бы это ни сделал, ему придется заплатить. Потому что нельзя сбить гражданский самолет… даже если вы оправдываетесь, что это было ненамеренно».
К этому неофициально добавляют: дело не в том, чтобы кто-то оказался в тюрьме, а в том, чтобы была сказана правда.
Достаточно посмотреть на все, что говорили и говорят на эту же тему российские представители всех уровней, чтобы увидеть буквально текстуальные совпадения в наших высказываниях. И это не только вопрос филологии. По части сбитого «Боинга» Россия и Малайзия с самого начала выступают, фактически, вместе.
Почему — об этом мои конфиденциальные источники в малайзийских официальных структурах рассказали много интересного.
Для начала, ни в коем случае не следует считать Малайзию страной «третьего мира». Это развитое государство, где достаточно умных технических специалистов, которые очень хорошо видят всяческие странности в идущем сейчас расследовании катастрофы.
Например, 20 октября 10 коробок обломков, якобы с места катастрофы, были отправлены голландцам. Малайзийцам эта история не понравилась. Да что там, она не понравилась даже причастным к расследованию австралийцам (на борту самолета были и граждане этой страны). Россия, заметим, выступала за то, чтобы обломки сначала побывали в руках малайзийцев. Но голландцы настояли на прямой передаче таковых себе. Отсюда, возможно, и визит премьера этой страны в Куала-Лумпур.
Здесь надо напомнить, что расследование в Гааге ведут Бельгия, Австралия и Нидерланды, участвует в нем и Украина как ответственная страна (катастрофа произошла в ее воздушном пространстве). Малайзия передала свое право расследования Нидерландам по чисто техническим причинам. Но существует малайзийская команда экспертов, которая держит руку на пульсе и постоянно проявляет самостоятельность.
Работа этой команды, понятно, пока секретна, но все же какие-то крохи информации или намеки от нее расходятся по узким специализированным кругам, а оттуда, видимо, протекают и к широкой публике. Общее и все укрепляющееся ощущение — это очень странное расследование, причем странности по большей части сводятся к тому, чтобы держать от него малайзийцев подальше. Об этом не говорится властями в открытую? Тем энергичнее распространяется информация «из уст в уста».
Кое-что об уважении
Важным событием здесь стал визит в Москву министра обороны Малайзии Хишамуддина Хусейна и, в частности, его разговор с российским коллегой Сергеем Шойгу. Хусейн — в первой декаде сентября — путешествовал по маршруту Киев — Москва — Амстердам. Известен вот какой эпизод его беседы с Шойгу: российский министр сказал, что на посту главы МЧС был причастен не менее чем к полусотне расследований по авиаинцидентам и катастрофам. И везде, по всему миру, тут сложились стандартные процедуры. Берутся все переговоры летчиков, диспетчеров, все данные контроля с земли — и сравниваются по секундам; и так далее. Этого всего в данном случае не сделали. Почему-то. Опять же — странное расследование.
Далее, Хусейну передали все снимки, которые у нас были, провели по ним брифинги. И подсказали: почему бы голландцам не запросить снимки из космоса у США, поскольку мы установили — и сказали малайзийцам — что американский военный спутник там был, 10 минут до и после инцидента.
Здесь есть один деликатный момент, как бы к нему подобраться… А вот как: есть свежая публикация в Foreign Affairs, США. Насчет того, что у Москвы «большое преимущество перед Киевом, когда дело доходит до разведки — украинские коммуникации и командные структуры глубоко пронизаны российскими агентами». И Киеву, говорит автор журнала, надо радикально реформировать свой аппарат безопасности. «Иначе будет оставаться под вопросом и украинский суверенитет, и доверие к стране». Ну, а зачем мы будем спорить с хорошим журналом — вот, процитировали, и только… В Малайзии тоже, наверное, такие вещи читают и понимают, что мы много знаем о том, что было.
К этому можно добавить слова, сказанные мне малайзийским источником: у нас уже выработалось чутье на такие вот странные истории по части этого расследования. Многие из наших три месяца провели в Киеве и «все поняли».
Да-да, не только в Москве, Вашингтоне и, конечно же, Киеве, хорошо знают, кто и как сбил самолет. Малайзия — ключевая жертва этой акции — тоже знает. На экспертном уровне, с которого информация потихоньку просачивается и на иные уровни. И оттуда, «снизу», звучат вопросы: почему Малайзию, жертву катастрофы, систематически унижают?
Как ни странно, особую роль в этой истории сыграл тот факт, что за минувшие месяцы в Куала-Лумпур постоянно наезжали делегации и — оказывали давление. Вообще-то Малайзия была и остается членом пятистороннего соглашения (еще в нем состоят Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур). Эти страны обязаны Малайзию защищать, это ее официальные военные союзники. А США имеют около 50 программ военного образования для малайзийцев. Так что масштабы давления на страну можно себе представить. Тем более с учетом неконфликтности малайского характера (да и характера других народов, населяющих страну). И все-таки есть ощущение, что не надо было им давить на Куала-Лумпур, особенно с учетом тех самых «странностей» расследования в Гааге.
Так или иначе, трагедия «Боинга» сблизила россиян и малайзийцев не только в целом, но еще и в военной сфере. 14 ноября в один из портов страны зайдет сторожевой корабль Балтийского флота «Ярослав Мудрый», готовится российское участие, как всегда, на выставке вооружений «ЛИМА-2015» на острове Лангкави, с неплохими делегациями от наших ВМФ и ВВС.
Дальше — посмотрим. Особенно с учетом того, что в Гааге обещали к лету выдать хоть какой-то результат расследования.
2 комментария
в ситуации когда Украина подаётся как «жертва Москвы»
нельзя признавать Киев сбившим тот «Боинг»,
иначе рухнет вся конструкция «поддержки реформ Украины»,
и прочих пакостей против России,
кто же захочет иметь после этого дело с Киевом?
Будь хоть косвенные улики в данной истории против Москвы и ополченцев,
расследование уложилось бы в несколько недель.
Ну а правда всё равно всплывёт,
слишком много народа задействованы в расследовании…
Все расследования проводимые сша и оон глохнут, если это выгодно им… а они сейчас готовы на все что угодно — лишь бы против России.