В десятых числах июля 2014 года случился в Израиле переполох. Боевики палестинской организации ХАМАС запустили с территории сектора Газа в сторону Израиля два беспилотных дрона. ПВО страны их обнаружила и благополучно сбила. Скандал возник потом, когда израильские военные нашли место падения обломков. Выяснилось, что это были беспилотники Abadil-1 иранского производства. Ценой менее 50 тыс. долларов за штуку. А ПВО Израиля по ним отстрелялась ракетами «Пэтриот» по 3 млн. долларов за штуку. Сколько точно зенитчики потратили ЗУР, не сообщается, но обычно такая батарея расходует по две ракеты на одну цель. Хотя, даже если дроны были поражены первым же выстрелом, все равно финансовый баланс оказался явно не в пользу Тель-Авива. Собственно, отсюда и возник скандал. Почему стреляли «пэтриотами», если «у нас есть ЗРК «Железный купол»?
Справедливости ради следует отметить, что комплекс «Железный купол» (Iron Dome) у Израиля действительно есть. И на самых опасных направлениях эти батареи уже размещены. В том числе против Газы. Более того, он и вправду так хорош, как о нем рассказывает пресса. Одна его батарея обеспечивает прикрытие территории площадью 150 квадратных километров, перехватывая цели на дальностях от 4 до 70 километров. Когда, в марте 2011 года на боевое дежурство заступила первая батарея ЗРК «Железный купол», она обеспечивала перехват с вероятностью 0,85. К настоящему моменту, за счет совершенствования ПО и разных других ухищрений, вероятность перехвата уверенно поднята до 0,9 — 0,92. Таких батарей у Израиля, по состоянию на 15 июля 2014 года, развернуто девять.
Просто так уж получилось, что те дроны зенитчики батареи «Пэтриот» заметили первыми, а характер цели не позволил разобраться в нюансах степени возможной угрозы. Так как чисто разведывательный дрон Abadil-1 мало чем отличается от ударного дрона Mohajer-1, оснащенного четырьмя ПУ ракет от РПГ 7.
Просто так уж получилось, что те дроны зенитчики батареи «Пэтриот» заметили первыми, а характер цели не позволил разобраться в нюансах степени возможной угрозы. Так как чисто разведывательный дрон Abadil-1 мало чем отличается от ударного дрона Mohajer-1, оснащенного четырьмя ПУ ракет от РПГ 7.
Да и сам Abadil-1, теоретически, может быть легко быть переделан в одноразовую летающую телеуправляемую бомбу. Так что израильские зенитчики вполне справедливо решили, что перебдеть куда лучше, чем прошляпить, и отстрелялись, чем в тот момент под рукой было.
Это конечно малость поменяло некоторые детали шумихи, но изначальный вопрос не облегчило. Дело в том, что рост эффективности ЗРК «Железный купол» был оплачен переходом на более сложные, от того более дорогие модификации ракет, что подняло стоимость одного выстрела с изначальных 60 тыс. долларов, до нынешних 100 тыс. Как сообщают официальные источники, за три года (с марта 2011 по июль 2014) «Железным куполом» успешно сбито 1200 реальных воздушных целей. Включая как беспилотники по 40 — 50 тыс. долларов за штуку, так и самодельные ракеты «Кассам», обходящиеся палестинцам едва ли в 5 тыс. долл. Точной статистики, какими именно типами ЗУР указанные цели «Железный купол» отработал, но все равно, только на ракеты, без стоимости обслуживания и прочих издержек, Израиль израсходовал не менее 100 млн. долларов.
Причем, как выяснилось, «Железный купол» страну от всех угроз прикрыть не смог. Вопрос даже не в деньгах. С ними то как раз израильтяне нашли по-своему изящное решение. Точность стрельбы у арабов сильно хромает. Далеко не каждый запуск автоматически ведет к попаданию даже по такой большой цели, как город. «В молоко» уходят не менее половины ракет. По этому израильтяне отказались от автоматического перехвата каждой цели. Радар «Железного купола» позволяет отличить управляемую маневрирующую цель от неуправляемой, летящей по баллистической траектории, и с упреждением вычислить точку ее падения. Если она находится за пределами границ населенных пунктов или других важных объектов, цель просто не перехватывается. Ну упала ракета где-то в пустыне и черт бы с ней. Сбиваются только те цели, которые действительно представляют реальную угрозу.
Однако экономия экономией, но ЗРК «Железный купол» имеют минимальную границу перехвата не ближе 4 километров. Иными словами, к примеру, ракету «Кассам», запущенную с пяти километров, комплекс перехватить может, а вот, скажем, 120-мм минометную мину, по разрушительности ее превосходящую так примерно раза в три — нет. Во-первых, выстрел ближе 4 километров не успевает обработаться всем комплексом операций (засечка — идентификация — расчет точки перехвата — запуск перехватчика — перехват и поражение цели). Во-вторых, минометная мина на много порядков более устойчива к поражающим элементам любой ЗУР, по сравнению с ракетой или другим летательным аппаратом. Сложность обостряется еще и характером территории страны, где объектов, достижимых минометным огнем «с сопредельной территории», слишком много. Раньше, в 70-х — 80-х годах ХХ века, израильская армия пыталась бороться с палестинской артиллерией совершенствованием контрбатарейных мероприятий и нанесением ударов по позициям этих минометов. По началу помогало. Но к 90-м арабы придумали, что с этим делать. Они стали размещать батареи в непосредственной близости от каких-либо значимых социальных объектов. А потом массово крутить в интернете видеозаписи бездушных ударов израильских агрессоров по мирным школам, больницам и жилым домам. Израилю пришлось задуматься над решением задачи, — как перехватывать боеприпас уже после выстрела за те секунды, в течение которых он летит к цели….
И, судя по всему, Израиль такой инструмент придумал. 11 февраля 2014 года на авиасалоне в Сингапуре израильский оборонный концерн Rafael Advanced Defense Systems Ltd представил публике прототип (по другим данным — макет) лазерного зенитного комплекса «Железный луч». Не смотря на значительную рекламную активность, точной информации по нему пока мало. Известно, что система основана на твердотельных лазерах малой мощности (около 10 — 15 кВт) и смонтирована на базе стандартного транспортного контейнера, устанавливаемого на любую подвижную базу по желанию заказчика. От гусеничных транспортеров на основе единых танковых шасси до обыкновенных колесных грузовиков для перевозки контейнеров. Батарея состоит из двух независимых «лазерных пушек», собственного радара наведения и центра управления стрельбой.
Вообще в области боевого применения лазеров Израиль экспериментировал давно. Как самостоятельно, так и в рамках совместной с США программы по разработке тактического высокоэнергетического лазера (THEL) Nautilus, на которую в 1996 — 2005 годах было потрачено более 300 млн. долларов. Хотя она и не привела к получению готовой системы вооружения (всплыли проблемы метеозависимости и сложности стрельбы по групповым целям, например, по пакетному залпу РСЗО), накопленный в ходе ее реализации опыт, позволил создать уже вполне работоспособные системы следующего поколения. В США корпорация Lockheed Martin создала и испытала прототип под названием Area Defense Anti-munitions (ADAM, или «система защиты территории от подлетающих боеприпасов»). Система фиксирует лазерный луч на цели, что приводит к ее температурному разрушению. На полевых испытаниях 22 апреля 2012 года комплекс успешно перехватил все цели на дальности в 1,5 километра.
Кроме того, в 2013 году американская армия провела успешные испытания другой схожей системы — HEL MD (High Energy Laser Mobile Demonstrator), относительно небольшого лазера малой мощности (до 15 кВт) на автомобильном шасси. В ходе тестов он сбил несколько ракет различных типов, а также артиллерийских снарядов и минометных мин. Разработчик утверждает, что HEL MD «вполне эффективен» и против беспилотных летательных аппаратов.
Так что заявлениям представителей концерна Rafael о том, что лазерная система «Железный луч» уже успешно прошла полевые испытания — вполне можно доверять. В том числе упоминаниям о дальности надежного поражения цели «до двух километров», а также некоторым сообщениям о способности комплекса производить серию выстрелов, способных сбить одновременно летящую групповую цель. Такую как, например, батарейный залп минометов или пакетный пуск ракет реактивных систем залпового огня.
Во всяком случае, военное ведомство Израиля заявило о принятии «Железного луча» на вооружение и постановке первый таких батарей на боевое дежурство уже в 2015 году.
Как говорят израильские военные, «Железный луч» будет развертываться совместно с уже существующими батареями «Железный купол» и дополнять их на дистанции от 4 до 2 километров. В том числе, закрывая собой сегмент артиллерийских и минометных боеприпасов, которые «Железный купол» перехватывать не способен.
Впрочем, дело тут не только в типах поражаемых целей и дистанции их перехвата. Далеко не в последнюю очередь вопрос упирается в деньги. Один выстрел «лазерной пушки» «стоит» примерно сто долларов… По сравнению со ста тысячами это практически даром. К тому же комплекс куда проще в обслуживании и контроле работоспособности, чем ракеты, требующие периодических проверок во время хранения, да и по «сроку годности» не дотягивающих даже до десяти лет. В то время как лазер готов к стрельбе в любой момент, было бы подключено электричество.
К тому же, инженеры в ближайшие 3 — 4 года обещают, во-первых, поднять мощность систем следующего поколения уже до 100 кВт, во-вторых, увеличить дальность перехвата до 15 — 18 километров, в-третьих, снизить стоимость одного выстрела до двух долларов. Если это им удастся, то, примерно к 2020 — 2023 году, можно ожидать появления лазерных мобильных систем, способных заменить ЗРК малой и средней дальности по всей гамме воздушных целей, включая вертолеты. И все это — за очень смешные деньги в смысле стоимости одного выстрела.