Военные действия Киева перечеркнули мирный план, принятый в столице Белоруссии
Не успев обосноваться в Верховной Раде, украинская «партия войны» сворачивает и без того во многом иллюзорный переговорный процесс, делая необратимым возобновление полномасштабных боевых действий в Донбассе.
Минувшие сутки в Новороссии ознаменовались обострением ситуации, а также боями на всех участках фронта — донецком, мариупольском, луганском. Массированных артобстрелам подверглись множество населенных пунктов, число погибших измеряется десятками. Последние 24 часа мирным жителям пришлось прожить под непрерывным огнем гаубиц, минометов и «Градов».
Больше всего от бомбежек пострадал Донецк. Наибольшие разрушения отмечены в Октябрьском, Петровском, Киевском районах, а также в Путиловке. В Куйбышевском районе было применено стрелковое оружие. РСЗО «Град», гаубицы, САУ, минометы работали по Авдеевке, Горловке, Макеевке, Карловке, Дебальцево, Новотроицкому, Волновахе, Новокалиново, Ясиноватой. Как утверждают ополченцы, киевские силовики стягивают военную технику ко многим городам и поселкам. Как сообщают новостные ленты ДНР и ЛНР, республиканские власти готовятся к широкому наступлению силовиков.
На территории ЛНР обстрелы велись по населенным пунктам Кировск, Краснодон, Стаханов, Золотое, Чернухино. Местные жители из Славянска (ДНР) выдвинулась колонна бронетехники и автомобилей с личным составом и боеприпасами. В качестве реакции на вопиющее нарушение минских договоренностей власти Донецкой народной республики решили приостановить переговоры по продаже угля Киеву до прекращения боевых действий. Напомним, к этому их подтолкнул обстрел школы в Донецке, в результате которого погибли двое подростков и еще четверо получили ранения.
Помимо полномасштабного саботажа режима прекращения огня со стороны Киева, майданные власти демонтируют и правовую базу, лежащую в основе минского соглашения. Так, спикер Верховной рады Александр Турчинов выразил уверенность, что одним из первых новый состав парламента Украины отменит закон об особом статусе Донбасса. Затем очередь дойдет до закона об амнистировании и «недопущении преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».
Разрываются «бомбы» и на информационном фронте. 7 ноября симпатизирующие майданным властям СМИ распространили со ссылкой на главу Центра оборонной реформы Украины Александра Данилюка сообщение о гибели одного из командиров ополчения Игоря Безлера по прозвищу Бес. Как написал Данилюк на своей странице в Фейсбуке, легендарного командира отряда ополченцев якобы ликвидировали российские спецслужбы за отказ подчиняться и намерение признать Горловку территорией Украины. Однако спикер парламента Новороссии Олег Царев опроверг информацию о гибели Игоря Безлера, назвав ее ложной.
Говорить о нарушении минских договоренностей можно только с известной долей условности, поскольку они изначально представляли собой формальность, отмечает заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько.
– Минское соглашение это, скорее, был первый шаг в направлении достижения компромисса в результате длительных и неудобных для обеих сторон переговоров. Однако вслед за каждым шагом вперед в установлении перемирия неизменно следовали два шага назад. Не приходится сомневаться в том, что оно многократно нарушалось со стороны вооруженных сил Украины. Это подтверждается документальными данными, которыми располагают авторитетные международные организации (такие, например, как Human Rights Watch или Amnesty International). К тому же в результате нарушения перемирия погибли люди, уход которых нельзя не заметить или замолчать. Такие как представитель Красного Креста из Швейцарии.
«СП»: – Украинский «политикум» не самостоятелен в принятии решений. Вашингтон нажал на паузу, чтобы дать Киеву провести выборы, после чего потребовал новой крови?
– Естественно, позиция администрации Порошенко это производная американской внешней политики. Сейчас на Украину направляется вице-президент США Джозеф Байден. Для того, чтобы слепить из разношерстной дерущейся своры националистов, попавших в парламент, единую боевую единицу, способную оказывать эффективное давление как на власти и жителей Донбасса, так и на Россию.
Потому что главной целью переворота и захвата власти в феврале 2014 года было разрушение нашей страны и получение доступа к ее ресурсам. Пока ни Порошенко, ни Яценюк, ни все остальные украинские политики не справляются с этой задачей. Точно так же как не справляются с Донбассом вооруженные силы Украины. Однако, так или иначе, возобновление военной кампании было неизбежностью.
Для того, чтобы «выписать себе индульгенцию» на кровопролитие, киевские силовики объясняют потери среди мирных жителей на ополченцев ДНР и ЛНР.
«СП»: – Это стандартный «перевод стрелок» – точно так же они объясняли трагедию в Одессе.
– Да, мы помним нелепые утверждения по поводу того, что люди, якобы, сами себя сожгли. Или когда нам рассказывали, что ополченцы сами расстреливают населенные пункты Донбасса из установок «Град».
«СП»: – Готовы ли власти непризнанных республик ответить на этот вызов?
– Ополченцы демонстрируют, что они занимаются выстраиванием независимых (пускай и небольших) государственных образований. Кстати говоря, выборы в ДНР и ЛНР не нарушали минских договоренностей. Закон об особом статусе Донбасса допускал формирование местных органов самоуправления путем выборов. Другое дело, ополченцы провели выборы тогда, когда посчитали нужным, а не когда им предписывал Киев. Тем самым, они продемонстрировали не только волю к самостоятельной жизни, но и способность к сопротивлению.
Весь мир увидел, что население Донбасса действительно поддерживает тех людей, которые выступают против Киева. И что это не «кучка террористов», которые не пускают майданных «освободителей» на донецкую землю. Украинские власти после госпереворота в феврале также продемонстрировали отсутствие собственной субъектности. Об этом, в частности, свидетельствует формат женевских соглашений, в котором Киев даже не был представлен в качестве стороны переговоров. На этот раз между собой будут договариваться американцы и Москва.
«СП»: – Ополченцы снова останутся «фигурами умолчания»? И насколько Москве выгодно появление за переговорным столом американцев?
– Отсутствие ополченцев это вынужденный компромисс и шаг назад по сравнению с форматом минских соглашений. Но даже в женевской переговорной конфигурации Москва готова обсуждать украинский вопрос. Де-факто судьбу Украины и Донбасса теперь будут решать РФ и США. А Киев это просто управляемая «кукла» в руках господ из Вашингтона. Видимо, Байден прилетает в украинскую столицу для того, чтобы в ручном режиме сформировать коалиционное правительство. Потому что люди, которые прошли в Раду, самостоятельно договориться не могут. Для того, чтобы согнать их в стадо, и требуется заокеанский «пастух».
«СП»: – Если ополченцам удастся оттеснить украинских силовиков к границам республик, это усилит позиции Новороссии на переговорах?
– Это сомнительное утверждение. Большинство военных экспертов сходится во мнении, что у военных ДНР и ЛНР очень высокая мотивация, но ресурсная база оставляет желать лучшего. По-крайней мере, она недостаточна для того, чтобы диктовать свою волю Киеву.
«СП»: – Несколько месяцев назад, когда международные переговорщики в Минске остановили контрнаступление сил Новороссии, ситуация для них складывалась более выигрышно?
– Это спорный вопрос. Конечно, для большинства ополченцев эта остановка была не совсем понятна и приятна. Хотя многие полевые командиры понимали, что выйти за пределы Донбасса силами 30-тысячной армии Новороссии было сложно.
Взять Мариуполь, крупный город, в котором проживают 600 тысяч человек, довольно проблематично. К тому же это привело бы к большому количеству жертв среди мирных жителей. Отсюда вполне понятный посыл избежать потерь путем мирных переговоров. К сожалению, последние показали свою неэффективность.
Теперь ополченцы в лучшем случае вытеснят оппонентов за пределы Донбасса, начав строить собственную государственную и политическую жизнь. Но дойти до Киева или Львова сейчас абсолютно нереально. Другое дело, что украинское государство может просто рухнуть под тяжестью социально-экономических, финансовых и политических проблем. Проще говоря, развалиться. Тогда указанный вариант может иметь место. Но пока мы не видим предпосылок для такого развития событий.
Американцы всячески стремятся реанимировать почти безжизненное украинское государственное «тело». Они закачивают в него кредиты МВФ, заставляют немцев оплачивать газовый долг «незалежной». Наконец, Байден приезжает для того, чтобы собрать всех «баранов» в единое «стадо». При этом, если в 30-е годы XX века Запад смог превратить Германию в высокоэффективный инструмент, то с Украиной это пока не получается. В этом и есть главная проблема затянувшегося украинского кризиса.
Украинской стороне изначально был невыгоден мирный процесс – режим прекращения огня был нужен ей только в качестве передышки, чтобы спокойно подготовиться к выборам в Раду, соглашается публицист, корреспондент МИА «Россия сегодня» Александр Чаленко.
– В свою очередь, руководство ополчения давно стремилось взять под контроль территорию своих республик. Понятно, что рано или поздно военные действия со стороны ополчения возобновились бы.
«СП»: – Цель создания «Большой Новороссии» от Одессы до Харькова уже снята с повестки дня?
– Думаю, такая амбиция имеется. К тому же для России критически значимо получить транспортный коридор в Крым «по кромке» Азовского и Черного морей. Моста через Керчь пока нет, а зимняя переправа через пролив вещь ненадежная вследствие постоянных штормов. Что затрудняет, если не делает полностью невозможной поставку продовольствия и всего необходимого для обеспечения жизнедеятельности полуострова.
С другой стороны, Киев накопил негативный опыт военных кампаний против Новороссии. Побывав в знаменитом «Иловайском котле», «разрубленная пополам» украинская армия была вынуждена оставить Мариуполь. Сегодня армии как таковой на Украине нет – тех, кого «забривают» (в основном в пехоту) во время волн мобилизации, воевать не хотят. Техника фактически разгромлена, авиации нет. Былого десятикратного перевеса над ополчением нет.
«СП»: – Зато есть агрессивно настроенная «партия войны», которая фактически оккупировала Раду по итогам выборов. Можно ли сказать, что украинское правительство стало заложником собственной антироссийской пропаганды?
– Чтобы подпитывать националистический кураж, по телевизору население зомбируют по принципу «заграница нам поможет». Дескать, США дадут нам технику, НАТО пособит и все получится. Это воодушевляет «свидомых» граждан, которые все более решительно требуют наступления. Того же самого требуют американцы. Весной Киев решился на силовую акцию, потому что позади майданных политиков находились вашингтонские «заградотряды». В Госдепе понимали, что если не задушить Новороссию, то антимайданное восстание охватит всю Украину.
Поставлять летальные вооружения США не спешат. Мало осчастливить Киев немецкими танками «Леопард» или американскими «Абрамсами». А где взять снаряды, провести обучение? Это потребует колоссальных финансовых вливаний, на что страны НАТО никогда не пойдут.
Начать полномасштабные действия — это самоубийство для украинской армии. К тому же это вызовет приток добровольцев из России, что за считанные дни может изменить соотношение сил.
«СП»: – Если логика со стороны центральных украинских властей не особо просматривается, то с точки зрения интересов США она абсолютно прозрачна – продолжать играть на обострение.
– Разумеется, администрация Обамы будет обвинять в дестабилизации Россию, нагнетать санкционную истерику.
«СП»: – Как в этой ситуации действовать Москве?
– На мой взгляд, вариант только один – заставить Киев согласиться на создание конфедерации. Когда Новороссия останется в составе Украины, но будет иметь собственную армию, органы власти, а участие населения Донбасса в жизни других территорий «единой и неделимой» (в том числе в экономическом плане) будет предельно минимизировано. В настоящее время Вашингтон на это не пойдет, поэтому нужно заморозить конфликт и ждать более благоприятной международной ситуации. Не исключено, что через определенное время Украина сама коллапсирует под тяжестью экономических и социальных проблем.