У НАТО нет денег ни для выкупа у Франции вертолетоносцев «Мистраль», предназначенных для России, ни для компенсации хотя бы половины штрафных санкций. Об этом 7 ноября сообщили СМИ со ссылкой на источник в Брюсселе.
По его словам, в НАТО отсутствует структура, которая могла бы эксплуатировать «Мистрали», так как Североатлантический альянс практически не обладает собственной боевой техникой. Правда, возможно создание трастового фонда для покупки у Франции кораблей в общее пользование, однако, по словам чиновника, это абсурд.
— Корабли такого типа реально могут пригодиться, пожалуй, только двум-трем государствам альянса. Более того, корабли построены «на заказ» под российские стандарты, что делает их техническое использование военными НАТО чрезвычайно проблематичным и потребует дополнительного и дорогостоящего переоборудования, — добавил он.
Напомним, 29 октября вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Рособоронэкспорт получил приглашение от французских партнеров на 14 ноября для передачи России первого «Мистраля» и спуска на воду второго. Однако в Париже эту информацию не подтвердили, а после стало известно об увольнении сотрудника французской судостроительной компании DCNS Ива Дестефани, приславшего приглашение российской стороне. А 5 ноября появились сообщения, что срок передачи первого «Мистраля» России переносится на три месяца – такое решение приняла французская сторона. Как пояснил СМИ сотрудник одной из российских госструктур, занимающейся вопросами ВТС, «условиями контракта предусмотрена возможность переноса срока сдачи корабля заказчику на три месяца». Причем, никаких штрафных санкций французским судостроителям в связи с этим решением предъявлено не будет.
Как отмечают эксперты в области международного права, Россия в случае срыва контракта может обратиться в международные арбитражные организации с иском о взыскании убытков. Дело в том, что договоры с иностранными компаниями чаще всего включают пункт о том, что споры могут быть рассмотрены в одном из международных судов, таких как Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Международный арбитражный суд Стокгольма или Лондонский международный арбитражный суд.
Напомним, контракт на строительство двух «Мистралей» Рособоронэкспорт и французская компания DCNS подписали в июне 2011 года. Сумма сделки составила 1,2 млрд. евро, причем штраф, предусмотренный за его срыв, составляет примерно такую же сумму. Первый корабль — «Владивосток» — должен поступить на вооружение российского флота в 2014 году, второй — «Севастополь» — в 2015-м. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе, который входит в состав Объединенной судостроительной корпорации. Стыковка с головными частями и окончательная достройка выполняется на верфи в Сен-Назере.
Так как условиями контракта предусмотрена возможность переноса срока сдачи корабля на три месяца без каких-либо штрафных санкций, Запад все это время будет пытаться найти покупателя на корабли, говорит ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.
— «Мистраль» — хотя и универсальный корабль, однако он не пользуется спросом, поскольку не решает задачи по охране водного района, а операции вторжения, как известно, позволяют проводить себе либо Штаты, либо та же Франция.
Россия, скорее всего, подаст иск о взыскании убытков в одну из международных арбитражных организаций. Как мы можем судить, все права — на стороне России, и думаю, у нас есть большие шансы выиграть суд. Конечно, процесс, скорее всего, затянется — начнутся поиски причины для того, чтобы Франция могла избежать штрафных санкций, но правда на нашей стороне. Хотя нас всячески будут убеждать в обратном.
А вообще, если мы не получим французские корабли – это к лучшему. Для этих гигантских посудин – удобных мишеней для авиации, ракет и других средств поражения — необходимо мощное боевое охранение, а с этим делом, как известно, у нас в ВМФ большие проблемы. К тому же, необходимо производить гарантийное обслуживание «Мистралей», закупать для них горюче-смазочные материалы и запчасти. Знаете, что самое удивительное – нам, по сути, продают только «железо» (которое мы с успехом сделали бы сами) без электроники и компьютерных систем.
Покупка «Мистралей» была чисто политической акцией Сердюкова, который абсолютно не разбирался в военном деле. Начальник Генштаба Макаров шел на его поводу. Помню, когда его спрашивали, какие задачи будут решать в российских водах французские вертолетоносцы, он гордо вскидывал голову вверх и долго говорил о том, что «Мистраль» может быть штабным кораблем и имеет госпиталь. Хотя единственное, где бы этот «Мистраль» мог пригодиться, так это в Керченском проливе — в качестве парома. А потом, когда бы построили Керченский мост, мы могли бы продать эти два корабля китайцам…
Вопрос передачи «Мистралей» России – чисто политический, и касается он интересов, прежде всего, США и Франции, замечает президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков.
— Олланду в любом случае нужно продавать эти два корабля по политическим и экономическим соображениям, иначе для Франции это обернется огромными финансовыми потерями. Если же Олланд выполнит условия контракта, то это означает, что он отказался подчиняться Вашингтону, чего Америка не может допустить. Чем закончится вся эта круговерть – сказать трудно, все зависит от сугубо личностных характеристик французского президента.
— Появились сообщения, что Франция, ссылаясь на некоторые «форс-мажоры» (видимо, речь идет о сложной геополитической ситуации и о якобы «российской агрессии по отношению к братской Украине»), может не исполнить контракт, более того – в этом случае она не будет платить какие-либо штрафы.
— Сложно сказать, не имея на руках текста документа… Форс-мажоры в этом случае могут быть, но если они обусловлены объективными обстоятельствами, а здесь — чисто субъективные.
— Долгое время велись споры о том, что на «Владивостоке» должна быть установлена французская боевая информационно-управляющая система SENIT-9, которая осуществляет управление системами корабля…
— Нет, французы нам ее не продают. Да она и не может быть использована в наших тактических группах кораблей.
— Если каждый «Мистраль» Россия должна была доводить до ума в Санкт-Петербурге не меньше года, то получается, что «Владивосток» в его нынешнем виде без особого ущерба может быть вписан в военно-морские силы третьих стран?
— Конечно. Или использоваться самой Францией.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко убежден, что Россия уже ни при каких условиях не получит «Мистрали», более того – мы даже не можем рассчитывать на выплату неустоек.
— У меня есть информация от высокопоставленного чиновника о том, что то или иное решение французского правительства относится к категории форс-мажорных обстоятельств, что приписано в контракте. Дело в том, что контракт изначально был составлен таким образом, что это было невыгодно для России. Мы помним, в какой эйфории подписывался документ, и тогда, видимо, никто не обратил внимания и не просчитал, что могут быть обстоятельства, которые реально будут препятствовать передаче. Следовательно, если французское правительство примет окончательное решение о том, что отказывается передавать нам вертолетоносцы, то никаких неустоек и штрафных санкций не будет. В лучшем случае, Россия получит назад деньги, которые заплатила за контракт. Кстати говоря, по моим данным, еще не вся сумма переведена на счет французской компании.
Хотя все три месяца вопрос наверняка будет обсуждаться на политическом уровне, но совершенно очевидно, что «Мистрали» мы не получим. Поэтому надо корректировать госпрограмму вооружений и закладывать туда строительство российских больших десантных кораблей.
— Трудно говорить о тексте документа, не имея его на руках, но все-таки не раз уже говорилось, что контракт не предусматривает передачу кораблей третьим странам. Он не аннулирован, но мы видим, что постоянно ведутся разговоры о покупке «Мистралей» то Канадой, то НАТО…
— Знаете, нам уже, по большому счету, все равно, что будет с этими «Мистралями». Да, они были адаптированы под российские требования: на «Владивостоке» проложены кабельные трассы, высота подпалубного ангара были увеличена под вертолет Ка-52. Но что об этом говорить, если Франция окончательно прогнулась под США, а учитывая любвеобильность президента Олланда, наверняка американские спецслужбы располагают на него внушительным компроматом. Да и без этого ясно, что Олланд, также как и Меркель, абсолютно несамостоятельны в принятии решений. Франция в данном случае просто умоет руки и встроится в общий антироссийский вой, который сейчас повсеместно раздается.
Еще раз скажу, что экспедиционные корабли «Мистраль», предназначенные для миссий Франции в Африке, нам не нужны. Сначала банкир Сергей Пугачев, который до недавнего времени был в розыске, пробивал этот проект, потом подключилось Минобороны при прежнем министре. И тут надо особо сказать о роли наших адмиралов, которые вместо того, чтобы заявить протест и подать в отставку, гибко колебались вместе с «генеральной линией партии». К сожалению, за годы советской власти наш генералитет, находящийся под двойным контролем — с одной стороны, Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота, а с другой – КГБ, утратил самостоятельное мышление. И многие занимали соглашательскую позицию – это касается не только ситуации с «Мистралями».
Были большие надежды, что военно-техническое сотрудничество с Францией будет развиваться, но практика показывает, что, к сожалению или к счастью, надо рассчитывать только на собственные силы. Если в 30-е годы удалось провести индустриализацию и построить оборонное производство, если в 50-е было восстановлено народное хозяйство, а через 12 лет после окончания войны удалось вывести спутник в космос, то сегодня, согласитесь, ситуация более благоприятная. Войны нет, и наши главные проблемы — внутри России. Если страна вступает в период мобилизации, надо перестраивать работу правительства, и гнать оттуда либералов, на которых нельзя ни в чем рассчитывать.