Да, антироссийской риторики по время саммита хватало. Так, пресс-секретарь Еврокомиссара по внешней политике Майя Касьянчич заявила, что соответствующие службы ЕС уже подготовили новый пакет санкций и готовы предложить его на рассмотрение Евросовету 17 ноября. «Была проделана очень большая работа в предыдущие месяцы для подготовки возможных мер, которые по-прежнему актуальны», — отметила она.
Однако Ангела Меркель тут же пояснила, что новые санкции — это лишь расширение «черного списка» лиц, которым запрещен въезд в Евросоюз. Значительная часть россиян вообще не считает этот черный список чиновников и бизнесменов санкциями — скорее дружеской помощью от европейцев в деле принуждения российских чиновников хранить деньги и активы в России. В свою очередь, по словам канцлера Германии, «дальнейшие экономические санкции в настоящий момент не планируются, мы сосредоточены на зиме и на гуманитарной ситуации, а также на достижении реального перемирия».
Кроме того, на полях саммита прошла встреча между Владимиром Путиным и австралийским премьер-министром Тони Эбботом. Лидер Австралии, который крайне резко высказывался в адрес российского президента, на встрече вел себя крайне корректно.
Безусловно, смягчение европейского давление по санкциям и приличное поведение австралийского премьера было бы невозможно без каких-то подвижек в позиции Соединенных Штатов. Как уже не раз писал Эксперт Online, победа республиканцев на выборах в Конгресс и их курс на политическое уничтожение президента не оставляет Обаме иного выбора кроме как нормализовать отношения с Россией и не допускать дальнейшей эскалации ситуации (в которой от него потребуют пойти на такие шаги, предпринять которые он не сможет из-за опасения спровоцировать военный конфликт с Москвой).
Возможно, именно способы нормализации отношений российский и американский президенты обсуждали на полях саммита АТЭС. «Путин и Обама смогли несколько раз использовать паузы в работе саммита, чтобы поговорить. Они затронули вопросы двусторонних отношений, ситуацию вокруг Украины, Сирии, Ирана, — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. — Возможностей для встречи было больше чем две, это были краткие беседы». В целом они продолжались примерно минут 20, и, по свидетельству журналистов, хоть и отличались напряженностью, но в жестах сторон не сквозила какая-то враждебность в отношении друг друга. В отличие от, положим, переговоров между лидерами Китая и Японии. Очевидцы этой встречи рассказывают, что китайский президент Си Цзиньпин и японский премьер Синдзо Абэ хоть и понимали важность встречи, но старались на ней даже не смотреть друг на друга.
Аналитики сожалеют, что в рамках саммита АТЭС так и не состоялись полноценные двусторонние переговоры между американским и российским президентами. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что в нынешних условиях такая встреча крайне маловероятно. Во-первых, у нее нет четкой повестки дня. Да, теоретически у Соединенных Штатов и России огромное поле для взаимного сотрудничества, начиная с борьбы против угрожающей всем сторонам террористической группировки ИГ и заканчивая совместными мерами по стабилизации политической ситуации в Восточной Азии. Однако эти пункты не могут войти в реальную повестку дня из-за колоссальной атмосферы недоверия между сторонами, претензий России на эксклюзивные позиции в странах постсоветского пространства, а также из-за нежелания Соединенных Штатов воспринимать Россию как равноправного партнера. Пока эти барьеры не будут преодолены, реальной широкой повестки дня у сторон не будет. А проводить переговоры ради переговоров Обама не намерен, ведь — и это во-вторых,- двусторонняя встреча сама по себе является товаром, который можно и нужно «продавать». Причем «продавцом» в случае российско-американских переговоров выступит именно американский президент — понятно, что в условиях нынешнего санкционного давления на Россию саммит скорее нужен Владимиру Путину. И учитывая те издержки, которые понесет Обама из-за этой встречи на внутриполитическом фронте, цена переговоров, видимо, является слишком большой. Например, от России могли потребовать демонстративных шагов по делегитимизации режимов ДНР и ЛНР, не исключено также, что подобным условием может выступать перекрытие любых военных поставок со стороны России и гарантированную остановку потока добровольцев. Москва вряд ли на эту цену согласится. Впрочем к следующей возможной встрече на G20 Обама может предложить «скидку». Однако Россия продолжает выступать за стабилизацию отношений — все прекрасно понимают, что российско-американский конфликт зашел слишком далеко. Настолько далеко, что проиграть в нем могут обе стороны одновременно — и Москва, и Вашингтон.
Впрочем, препятствием для возможного налаживания диалога может стать позиция официального Киева. Да, украинские власти контролируются Вашингтоном, однако «коллективный Вашингтон» — это не только Белый дом, но и ряд других институтов, включая разведсообщество и Конгресс.
Интересно, что сразу же после победы республиканцев в украинских СМИ пошли публикации о том, что уж теперь-то Соединенные Штаты будут более активно помогать делу украинской революции (в частности, поставлять оружия для борьбы с «Россией и ее наемниками» на юго-востоке страны). При этом у украинских властей есть достаточно инструментов, чтобы по договоренности с теми же республиканцами резко усложнить жизнь Обаме — например, начать пресловутое наступление. Да, оно окончится крахом, однако вследствие понятных и предсказуемых ответных шагов Владимира Путина приведет к резкой эскалации украинского кризиса, и в этих условиях ни о каких переговорах между Россией и Соединенными Штатами не может уже идти и речи.