15-16 ноября в австралийском городе Брисбен пройдёт саммит «G20», где примет участие и российский Президент. К слову сказать, австралийцы всерьёз обсуждали идею не пускать россиян на саммит «большой двадцатки», однако, идея не нашла широкой поддержки. А, возможно, изначально носила популистский характер. Как бы то ни было, саммит состоится, и Россия примет в нём участие.
Любопытно же в этой связи, что за несколько дней до встречи двадцати стран главной новостью австралийских СМИ стало появление в Тихом океане кораблей ВМФ России. Вообще-то ничего необычного в этом нет, потому что, во-первых, как сказал маршал авиации Австралии Марк Бинскин, «они в международных водах, это позволено». А во-вторых, ВМФ России нередко сопровождает российских лидеров. Например, во время саммита ОПЕК в Сингапуре в 2009 г. Или во время визита Дмитрия Медведева, в бытность его Президентом, в Сан-Франциско в 2010 г. Однако ни в Сингапуре, ни в США близость российских кораблей никакого ажиотажа не вызвала. Зато Австралия, наблюдая за передвижением российского отряда ВМФ, почему-то поёживается. В местной прессе заговорили даже о давлении на Австралию и на Тони Эббота, в частности. В Коралловое море австралийские военные направили два корабля – «Параматта» и «Стюарт», а с воздуха за российскими моряками присмотрит самолёт-разведчик.
Надо всё-таки признать, что сложившаяся в Тихом океане ситуация не вполне стандартная. Одновременно там находятся два отряда российского Военно-морского флота России. В состав одного отряда, выполняющего, по сообщению МО России, учебные задачи, входят большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», танкер «Илим» и морской буксир МБ-37. 12 ноября группировка усилилась флагманом Черноморского флота, ракетным крейсером «Москва».
В составе другого – гвардейский ракетный крейсер «Варяг», большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», танкер «Борис Бутома» и спасательное судно «Фотий Крылов». Так что сопровождение российского лидера и впрямь получилось впечатляющим. Высказывается также мнение о присутствии у берегов Австралии российских подводных лодок. Но поскольку австралийцы запеленговать их не могут, то и официальных сообщений от них не поступает.
Но и без подводных ракетоносцев австралийцам, судя по всему, хватило впечатлений. Присутствие в Тихом океане российских кораблей накануне встречи лидеров G-20, они назвали попыткой создать «ауру мощи» вокруг Владимира Путина. Ведь отношения между Россией и странами Запада переживают не лучшие времена, и лишний раз в таких условиях поиграть мышцами будет совсем не лишним.
Если совсем коротко, то историю эту можно передать следующими словами: русский флот напугал западных «партнёров». И вот тут-то самое время усмехнуться. Ещё недавно, в сентябре 2008 г., когда в территориальных водах Венесуэлы проходили совместные учения Боливарианских ВМС Венесуэлы и Тихоокеанского флота РФ, «друзья» России, как в стране, так и за её пределами, заходились от смеха. «Вероятно, русские нашли несколько кораблей, которые смогут преодолеть такое расстояние», – заявил тогда пресс-секретарь Госдепартамента Шон Маккормак. А вот несколько комментариев с польского форума по поводу предстоящих российско-венесуэльских учений: «Poszeklu: – Уже сегодня американцы не могут удержаться от смеха глядя на москальский флот. Еще немного таких демонстраций, и у американцев будут колики от смеха, и это будет москальская победа». «Rynsztokowy-blazen_niesiol: – GWно сообщает: Кацапская газета уверяет, что это будет демонстрация силы кацапского флота, который в 90-е годы сильно подпортил свою репутацию… Этот кацапский металлолом туда доплывет? Само по себе добраться до Венесуэлы – это будет испытание для кацапского металлолома. Не говоря уж об опасности случайного взаимного затопления. Как это было с “Курском” и многими другими чудесами кацапской техники». «Hbk: – Ты говоришь о Великой России, которая уже 200 лет проигрывает войны всем? О той, которая даже маленькое пятнышко на карте не может занять? О той, которая в 20-е годы получила пинка от Польши? О той, которую немцы прогнали бы за Урал, если бы не помощь США? О той, которая даже талибов в Афганистане победить не могла? О какой России ты говоришь? 4 года сытой жизни, и ты думаешь, что они что-то могут сделать со своим металлоломом? Большая часть авиации не летает, большая часть кораблей не плавает, и это нечто должно победить США? Смешной ты». И т.д.
Помимо вбитой в слабые головы проамериканской пропагандой дури о проигранных Россией войнах, наши «друзья» имели основания для радости. К началу XXI в. российский флот настолько деградировал, что перестал представлять какую-либо угрозу для потенциального противника. Одновременно с распадом СССР российские корабли исчезли из океанов. Каждый выход из собственных территориальных вод становился почти праздником. В 2006 г. в интервью «Российской газете» контр-адмирал в отставке Станислав Михайлов признавался, что «самая большая трагедия флота – это не «трагедия железа», как я ее называю. Гораздо тяжелее трагедия людей, которые перестали себя ощущать востребованными. Даже не в зарплате дело, сама профессия перестала приносить ощущение того, что человек занимается полезным и важным для государства делом. Были периоды, когда офицеры служили на корабле вплоть до звания капитана II ранга, а то и выше, но при этом ни разу не выходя в море!»
Но и «трагедия железа» впечатляла своими масштабами. Вот лишь несколько «железных» судеб:
Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (до 19 июня 1990 года — «Рига») – в 1985 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен на воду в 1988 г. В 1992 г. законсервирован. В 1993 г. по договору между Украиной и Россией отошёл Украине. В 1998 г. продан компании Chong Lot Travel Agency Ltd. В 2008 г. переименован в «Ляонин».
Тяжёлый авианесущий крейсер Северного флота ВМФ СССР, а позже ВМФ России «Киев» – в 1970 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен на воду в 1972 г. В 1975 г. введён в эксплуатацию. Выведен из состава флота в 1993 г., после чего разоружён и продан в Китай, где переоборудован под музей.
Тяжёлый авианосный крейсер Черноморского и Тихоокеанского флотов ВМФ СССР, а позже ВМФ России «Минск» – в 1972 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен на воду в 1975 г. В 1978 г. введён в эксплуатацию. В 1978 г. включён в состав Тихоокеанского флота. Разоружён и выведен из состава флота в 1993 г. В 1995 г. отбуксирован в Южную Корею для разделки корпуса на металл. Но позже был перепродан в Китай.
Тяжёлый авианосный крейсер Черноморского и Тихоокеанского флотов ВМФ СССР «Новороссийск» – в 1975 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен на воду в 1978 г. В 1978 г. введён в эксплуатацию. В 1982 г. включён в состав Тихоокеанского флота. Выведен из состава флота в 1993 г. В 1994 г. продан в Корею.
Тяжелый авианесущий крейсер Северного флота ВМФ СССР, а позже ВМФ России «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (до 04.10.90 – «Баку») – в 1978 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен на воду в 1982 г. В 1987 г. введён в эксплуатацию. В 2004 г. продан в Индию, тогда же включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья».
Тяжелый авианесущий крейсер ВМФ СССР «Ульяновск» – в 1988 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Из-за отсутствия финансирования строительство прекращено в 1991 г. В 1992 г разобран на стапеле.
Противолодочные крейсера-вертолётоносцы «Москва» и «Ленинград» – проданы в Индию на металлолом.
Ничего удивительного, что наши «друзья» позволяли себе острить и злорадствовать по поводу российского флота. Но как мы увидели на днях, охота хихикать прошла. В последнее время на нужды кораблестроения действительно выделялись немалые средства, и в составе российского флота стали появляться новые корабли. Только в 2014 г. ВМФ России пополнился корветом «Стойкий», двумя противодиверсионными катерами проекта 21980, дизель-электрической подводной лодкой Б-261 «Новороссийск», подводной лодкой проекта 885 «Ясень» («Северодвинск»), десантным катером 11770, малыми ракетными кораблями. Конечно, это не тяжёлые авианесущие крейсера, но всё же каждый год в стране спускаются на воду новые корабли, в том числе и подводные лодки, составлявшие преимущество и основу советского кораблестроения. Более того, российские корабли снова стали бороздить просторы мирового океана.
13 ноября на совещании во Владивостоке по созданию судостроительного комплекса Президент России заявил, что отечественное судостроение не должно уступать зарубежному, став конкурентоспособным по цене и качеству. А это значит, что стране предстоит преодолеть огромный разрыв, образовавшийся за время демократических преобразований. Ведь западные корабелы не плевали в море, пока Россия распродавала и пилила свой флот. Кроме того, впереди – новое освоение Арктики и Северного морского пути, что потребует обновления и усиления флота. Общая геополитическая ситуация диктует необходимость возрождать и развивать отечественное кораблестроение, потому что независимость и отстаивание своих интересов в мире невозможны без наличия мощного военно-морского флота. Афоризм Александра III– это не просто красивые слова. Флот и армия, в самом деле, залог независимости и свободы. Что бы там кто ни говорил. Мы и сами сегодня видим: либо над нами смеются, либо нас боятся.