Зачем российские стратегические бомбардировщики барражируют у границ США и Европы
США не считают оправданным увеличение интенсивности полетов самолетов Дальней авиации ВВС РФ, заявила 13 ноября представитель Госдепартамента США Джен Псаки.
— Мы не видим, чтобы обстановка в области безопасности оправдывала такую деятельность Вооруженных сил России, — сказал она. Однако добавив, что с точки зрения международного права никаких претензий у США к РФ в данном случае нет.
Псаки отметила, что хотя в последнее время интенсивность полетов ВВС России вблизи Северной Америки выросла, в Вашингтоне понимают необходимость подобных учений. Однако, по ее мнению, учения должны проводиться с «учетом прав других государств и обеспечения безопасности других воздушных и морских судов», подчеркнула представитель Госдепа.
Отметим, несмотря на то, что маршруты российской военной авиации пролегают над нейтральными водами в непосредственной близости от границ стран-членов альянса, воздушное пространство ни одной из стран НАТО ни разу не было нарушено.
Напомним, накануне министр обороны России Сергей Шойгу сообщил: самолеты Дальней авиации продолжат патрулирование вдоль границ России и над океанами.
— В сложившейся обстановке мы вынуждены обеспечивать военное присутствие в западной части Атлантического и восточной части Тихого океанов, в акваториях Карибского бассейна и Мексиканского залива. Кроме этого, мы должны вести воздушную разведку деятельности вооруженных сил иностранных государств и морских коммуникаций с применением самолетов Дальней авиации, — отметил глава военного ведомства.
Кроме России стратегические бомбардировщики имеют только ВВС США и Китая (при этом «Поднебесная» использует лицензионные копии давно снятого с вооружения в нашей стране самолета Ту-16). Что касается стратегической мощи ВВС России и США, то их основу составляют машины времен «холодной войны». В США это старые самолеты B-52H, вооруженные крылатыми ракетами и авиабомбами, «невидимки» B-2, произведенные в 90-х годах, а также бомбардировщики B-1B, использующиеся для выполнения «неядерных задач».
Авиапарк Дальней авиации ВВС РФ составляют стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, способные нести ядерное вооружение. Ту-95МС и Ту-160 предназначены для нанесения ядерных ударов с применением крылатых ракет дальнего действия по целям на межконтинентальных дальностях (5000 километров и более), а Ту-22М3 — для поражения целей на дистанциях 2000-4000 километров с помощью крылатых ракет и бомб.
— Сколько командование Военно-воздушных сил, считает нужным, столько и будем проводить учебно-тренировочных полетов, — говорит руководитель дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации, бывший главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов.- Это не должно волновать американцев, и пусть они хотя бы сюда не влезают. Мы же не указываем Штатам, куда им следует, а куда не следует летать. Кстати, они в этом смысле особой активности не проявляют, их полеты стратегических бомбардировщиков близ наших границ – единичные случаи. Наверное, берегут ресурсы своих «бомберов» Boeing B-52 Stratofortress, Rockwell International B-1 Lancer, ну и более новых — Northrop B-2 Spirit.
Для нас военное присутствие вблизи границ США чрезвычайно важно, и, слава богу, у России сейчас есть средства и возможности для этого, ведь некоторое время назад полеты нашей Дальней авиации были редким явлениям. А ведь им — цены нет.
Во-первых, летный состав приобретает необходимые навыки. Скажем, иногда учебные полеты самолетов заканчиваются их выходом на северные полигоны и пуском ракет в обычном снаряжении. Так, когда в 2005 году Владимир Владимирович Путин в составе авиагруппы совершал на Ту-160 непродолжительный перелет из подмосковного Жуковского на аэродром Чкаловский, самолетом был произведен пуск крылатой ракеты.
Во-вторых, надо как можно больше пилотов (а лучше каждого) пропустить по этим трассам, чтоб они почувствовали свою готовность к выполнению длительных полетов с дозаправками.
В-третьих, естественно, наши самолеты встречают истребители-перехватчики вероятного противника. А тут уже и моральная сторона дела, так как каждый выполняет свою задачу, хотя на первый взгляд — встретились, помахали друг другу «крылышками» и пошли дальше. В общем, американцы и их союзники тоже должны радоваться, что у них есть возможность попрактиковаться в перехвате нашей военной авиации.
А то, что нам надо наращивать военное присутствие в западной части Атлантического и восточной части Тихого океанов, в акватории Карибского бассейна и Мексиканского залива – в этом нет никаких сомнений. После, так сказать, «сердюковской оттепели» (как только он занял пост министра обороны, я сразу же подал рапорт об увольнении) нам надо много чего восстанавливать. К счастью, в этом плане работа ведется.
Скажем, я работаю в ОАК, и мы сейчас занимаемся созданием перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Работы начались активно в этом году, а в 2019 году планируем поднять самолет в воздух. Да и сегодня наши «бомберы» способны выполнять поставленные задачи, к примеру, обеспечить присутствие в Мексиканском заливе: с дозаправкой долететь туда, а после снова встретиться с топливозаправщиком и вернутся на базу. При этом совершаем и рекордные полеты. В 2010 году два Ту-95МС более 42 часов держались в воздухе, патрулируя акватории Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, выполнив при этом несколько дозаправок.
Конечно, американцам патрулировать проще, у них много баз по всему миру. А мы совершили большую ошибку, покинув в 2002 году вьетнамскую бухту Камрань. Там был отличный аэродром. Ведь чем у нас будет больше будет баз, аэродромов, куда мы можем приземлиться, дозаправиться, обслужить технику и т.д. , тем будем более мобильными. И такая цель оправдывает все затраты.
Отмечает первый вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС запаса Владимир Анохин:
— Слава богу, что через десятилетие затишья мы, наконец, снова приступили к интенсивным полетам, начинаем активно обозначать свое присутствие в различных регионах мира. Что крайне важно, поскольку летчики должны уметь летать в различных широтных условиях.
У тех же американцев никогда не было серьезных перерывов в подготовке летного состава и в строительстве техники. У нас же в ельцинские годы закрыто множество предприятий и учебных заведений Военно-Воздушных сил. В итоге сейчас наша оборонная промышленность держится на одних стариках. Да и с точки зрения летной подготовки – случись чего, фактически у нас нет мобилизационного резерва. Ведь по хорошему на один самолет должно приходиться два экипажа. Шойгу не раз говорил об этой проблеме, что отрадно. А чтобы подготовить летчика первого класса нужно порядка 8-10 лет.
Как правило, дальние бомбардировщики оборудованы аппаратурой радиолокационной разведки, замечает ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.
— Нашей Дальней авиации необходимо осваивать новые ТВД (театры военных действий – «СП»). Когда наши бомбардировщики пролетают над нейтральными водами вблизи границ США, то в зоне досягаемости их стратегических крылатых ракет оказываются крупные объекты. Естественно, у Соединенных Штатов и НАТО это вызывает опасения. Есть такая поговорка: «На то и щука в пруду, чтобы карась не дремал». Так и тут: на то и российские самолеты в небе, чтобы американцы не расслаблялись. Правда, Штаты сильно керосин не тратят на полеты вблизи наших границ. Может быть потому, что они и без того демонстрируют свой флаг где угодно…
Конечно, нам для наращивания интенсивности полетов нужна сеть обеспечения. Прежде всего — аэродромы, чтобы постоянно не гонять топливозаправщики. Так что есть опасения, что военное присутствие в Мексиканском заливе, как и возвращение на аэродром базирования в Камрани, появление российских баз в других регионах, например, в Венесуэле и т.д., – это всего лишь отдаленные планы нашего военного ведомства.
Справка «СП»
18 сентября нынешнего года канадские военные засекли в 50-100 км от своих границ два российских стратегических бомбардировщика Ту-95. На перехват поднялись истребители CF-18 Hornet. После того, как они идентифицировали Ту-95, последние развернулись и полетели в обратную сторону. Инцидент произошел через несколько часов после того, как находившийся с официальным визитом в Канаде президент Украины Петр Порошенко выступил в парламенте этой страны.
В ночь на 20 сентября западные СМИ сообщили, что в идентификационной зоне ПВО США были замечены шесть российских истребителей МиГ.
Чуть ранее западные СМИ со ссылкой на пресс-секретаря Командования воздушно-космической обороны Северной Америки Джеффа Девиса сообщили о двух случаях, когда американские истребители F-22 были подняты в воздух на перехват двух Ту-95, двух истребителей МиГ-31 и двух дозаправщиков Ил-78, которые замечены в рядом с северным и западным побережьями Аляски. Самолеты не нарушили воздушное пространство США.
Также последнее время не раз сообщалось о случаях приближения российских фронтовых бомбардировщиков Су-24, истребителей Су-27 и перехватчиков МиГ-31 к границам воздушного пространства стран НАТО.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня