Мне вчера сообщили в комментариях, что наш кровавый режим закрыл телеканал «Дождь». Спешу обрадовать либералов — «Дождь» живёт и здравствует. Пишет о том, что Медведев признал невозможность полного импортзамещения:
В принципе, вполне очевидно, что по некоторым видам продуктов зависимость России от импорта является критической. Так, в наших широтах плохо растут не только киви с маракуйей, но и такие важные товары как кофе и чай. (Чай растёт в Краснодарском крае, и весьма неплохой чай, но его там слишком мало, чтобы закрыть потребности России).
Однако — вот сюрприз — кофе с чаем также плохо растут в США и в Европе. Поэтому нам никто не мешает покупать эти товары, например, в Бразилии и Индии, отношения с которыми у нас в полном порядке.
На днях кто-то в Топе ЖЖ запаниковал было из-за отсутствия соли на прилавках какого-то гипермаркета: но вот как раз соль у нас растёт замечательно. Запасы соли в месторождениях на территории России исчисляются миллиардами тонн, в ближайшие века дефицит соли нам не грозит.
Другой вопрос, что мы импортируем сейчас около 30% соли из Украины и Белоруссии — но надо понимать, что большая часть соли используется в промышленности, химической прежде всего. Таким образом, то небольшое количество соли, которое нужно гражданам, мы без труда изыщем при любом раскладе.
Давайте кратко пробежимся по остальным категориям критичных продуктов:
1. Зерно
В этом году урожай зерновых ожидается на уровне 104 млн тонн, это на 10 процентов больше, нежели в 2013. Мы занимаем первое место в мире по сбору ржи и овса, а также третье (после Китая и Индии) по сбору пшеницы.
Потребляет население России 32 млн тонн зерна, остальное зерно идёт на корм скоту и на экспорт. Некоторое количество высококачественного зерна мы импортируем, однако объёмы импорта очень невелики, не более 1 процента от общего объёма сбора:
Возможно, ситуация изменится, когда у нас будет больше коров и прочего питающегося зерном скота, однако пока что зерна у нас хватает с огромным избытком.
2. Сахар
Сахарный тростник в России не растёт, однако мы находимся на первом месте в мире по сбору сахарной свёклы. Нашей свёклы достаточно, чтобы закрыть 75-80% нашей потребности в сахаре. Остальной сахар мы можем получить откуда угодно, хоть из тех же Бразилии с Индией.
3. Растительное масло
Практически всё растительное масло, которое мы потребляем, мы производим сами. Доля импорта составляет не более 3%, а вот на экспорт, наоборот, идёт около 25%.
4. Мясо и мясопродукты
Здесь пока что не всё идеально. Мы импортируем около 30% мяса и мясопродуктов. Тем не менее, ситуация быстро улучшается.
Так, по мясу птицы мы себя обеспечиваем уже практически полностью, с 2000 года производство мяса птицы выросло в 5 раз. С говядиной сложнее, однако и тут есть прогресс. Так, в 2014 году в Брянской области был открыт огромный комплекс по переработке говядины, который позволит заместить 7% нашего импорта этого мяса.
Теперь, после ввода санкций, фермеры и производители получат дополнительный стимул к расширению производства.
5. Молоко
С одной стороны, Россия производит только около 80% нужного нам молока, остальное приходится импортировать. С другой стороны, большая часть импорта молока идёт из дружественной нам Белоруссии, и за надёжность этих поставок можно не опасаться.
6. Рыба и рыбопродукты
По объёму вылову рыбы Россия занимает пятое место в мире, производство рыбопродукции также развито у нас довольно хорошо. Тут мы обеспечиваем себя с запасом.
Другой вопрос, что проблемы логистики никто не отменял. Норвегия банально ближе к европейской части России, нежели Дальний Восток — поэтому норвежскую рыбу было везти проще и дешевле.
Тем не менее, надо понимать, что значительная доля норвежской рыбы была на самом деле нашей, российской — просто рыбакам было по разным причинам выгоднее сдавать рыбу не в Мурманске, а в норвежских портах. После решения логистических и таможенных проблем все вопросы с рыбой в России должны исчезнуть.
7. Картофель
Мы собираем по 30-40 млн тонн картофеля в год, что позволяет нам входить в тройку крупнейших производителей этого продукта. Большую часть картошки мы съедаем самостоятельно, импорт и экспорт незначителен. Так что тут всё хорошо, даже без учёта Белоруссии, которая собирает ещё по 7 млн тонн картофеля ежегодно.
8. Морковь
Импорт моркови равен примерно 10%, большую часть моркови мы производим (и съедаем) самостоятельно. Тут также всё хорошо.
Как видите, по всем основным продуктам мы или уже закрываем свои потребности самостоятельно или как минимум можем это сделать при некотором напряжении сил. При этом сейчас у фермеров есть возможность заменить на полках гипермаркетов импортные товары и, следовательно, они могут резко нарастить производство, чтобы окончательно оттеснить импорт в сегменты люксовых товаров и прочей экзотики.
Посмотрим, например, на пресловутый пармезан. Читатель из Омска написал мне письмо и прислал фотографию сыра. Заехав в один из местных гипермаркетов, он увидел в продаже креативный сыр «пармезан», причём по цене примерно вдвое меньшей, чем до санкций — примерно по 600 рублей за килограмм. Внимательный осмотр сыра показал, что сыр произведён в Санкт-Петербурге:
Отмечу, что я ем ровно такой же сыр и вполне доволен его качеством — сыр вкусный. Вчера он стоил в Петербурге 650 рублей. Вообще, было бы наивно полагать, что в городе, в котором делают атомные ледоколы и подводные лодки, будут какие-то сложности с производством сыра, пусть и по самому креативному рецепту.
Я знаю, на этом месте мне зададут вопрос: если наши сыры такие замечательные, почему же они не вытеснили импортные сыры ценой и качеством.
Процитирую в качестве ответа абзац из пишущейся на Луркоморье статьи про «невидимую руку рынка»:
Обычно мем интерпретируется следующим образом: капитализм устроен так, что если каждый будет грести под себя и плевать на других, то через механизмы конкуренции и другую особенную рыночную магию общество будет продвигаться вперед.
…
Проблема не в том, что невидимая рука рынка не существует, и что свободный рынок невозможен, как ошибочно думают некоторые. А в том, что эта самая невидимая рука при полном невмешательстве способна завести рынок совсем не туда, куда хотелось бы попасть.
Проще говоря, на полки гипермаркетов попадают не качественные и приятные по цене товары, которые нужны покупателям, а исключительно те товары, которые могут принести гипермаркету максимальную прибыль.
Простой пример. Вчера мне понадобилась круглая батарейка для кухонных весов. Под батарейки в гипермаркете выделена огромная площадь — метров 20 квадратных, если не больше. Из 20 квадратных метров примерно 18 выделено под батарейки АА и ААА разного цвета и в разных упаковках. Круглых батареек нет вовсе, равно как нет и маленьких батареек под часы и ещё кучи периодически нужных покупателям вариантов.
Почему?
Потому что гипермаркету банально наплевать на покупателей, он торгует тем, что приносит ему максимальную прибыль. И ровно так обстоят дела по всем товарам, не только по батарейкам.
Таким образом недорогой сыр, у производителя которого нет денег на взятку менеджерам гипермаркета, обычно будет уступать место дорогому импортному сыру, в цену которого запас на взятку заложен с запасом.
Подведу итог
По всем основным продовольственным товарам санкции мы просто не заметим. Мелкие затыки будут по отдельным узким группам — типа безлактозного молока, которое сейчас в России не производится. Эти затыки будут решаться ручной коррекцией санкционного списка. Собственно, безлактозное молоко из-под санкций наше правительство вывело ещё в августе, равно как и мальков лосося и спортивное питание.
Таким образом, голод России не грозит ни с какой стороны. Наоборот, благодаря санкциям мы получим возможность оперативно закрыть дыры в сельском хозяйстве и обеспечить продовольственную безопасность России не на 80-90%, как сейчас, а на все 100%.
1 комментарий
Не совсем верно, насчёт голода, который России не грозит…
Дело в том, что этот товар покупается за деньги, а не раздаётся просто так при его наличии всем поровну.
Поэтому богатым – голод не грозит, а бедным слоям населения – недоедание обеспеченно!