Статья получилась большой, поэтому для удобства восприятия я разбил материал на три части.
В последний месяц по СМИ чередой идут новости о несчастных случаях, связанных с высшими эшелонами власти и бизнеса России. Сначала авиакатастрофа в аэропорту Внуково частного самолета Dassault, приведшего к гибели топ-менеджера французской нефтяной компании TotalКристофа де Маржери. Правда, версия об убийстве в СМИ не обсуждалась, и основную версию аварии пока удалось свести к несчастному случаю.
Второе происшествие стало более громким. Это якобы несчастный случай с Александром Ивановым, сыном главы администрации президента России Сергея Иванова. То, что это не несчастный случай, я сомневаюсь далеко не первый. Якобы внезапный шторм, при котором на пляже погиб взрослый мужчина, а маленькая девочка спаслась (дочь Александра). Скорая помощь, приехавшая через полчаса, у которой не было ничего, кроме ширмы. Об этом можно прочитать тут.
Ну а про недавнюю семейную трагедию в семье Глазьевых, связанную с запутавшимся в отношениях сыном советника президента, злорадно пропыхтели почти все СМИ.
Объединяет эти трагедии одно. Удары наносятся по окружению президента России. Нападения спланированы и скоординированы. Враг демонстрирует разные способы борьбы против руководства нашей страны: угроза, дискредитация, убийство.
Кто же наш противник? У России один давний двухсотлетний враг. Англосаксы. Убийства лидеров, революции, военные перевороты, мятежи в провинции – в таких делах они изрядно преуспели. Говоря об англосаксах, я не имею в виду правительства каких-либо стран. Речь идет о реальных центрах управления. Один из них – Виндзоры. Правящая династия Великобритании.
Нас давно пытаются убедить, что королева царствует, но не правит. Что королева является хранительницей традиционных ценностей, примером для подражания. Я не пытаюсь опорочить королевскую династию. Просто, чтобы победить, или хотя бы добиться безопасности, нужно последовательно решить три задачи.
Первое. Кто наш враг, откуда нападение.
Второе. Сильные и слабые стороны противника.
Третье. Что делать.
Дворцовые перевороты династии Романовых, свержение Николая II, развал Советского Союза – все это дело рук англосаксов. Как и нынешняя война (необъявленная) против России. Не буду глубоко вдаваться в историю. Рассчитываю на подготовленность читателей Континенталиста.
И если честно, достали. Достали, думаю не только Россию, но и весь (не англосаксонский) мир. Почему они решили, что имеют право решать за других? Сами решили, сами себя назначили. Надменность англосаксов во многом объясняется их историей. Их (Великобританию и США) никогда по-настоящему не били. Не было у них иноземного завоевания, не было войны на своей территории, вот и возомнили себя непобедимыми. Надоели.
Надеюсь, с противником нам более-менее ясно. Переходим ко второй части. Сильные и слабые стороны противника.
Когда мы исследуем внешнюю политику островного королевства, мы логично обращаем внимание на верхушку ее управленческой пирамиды. Что сказал министр X? Как отреагировал лидер партии Y? Но что работает для республиканских стран, совершенно неприменимо для Великобритании.
Правительство Великобритании более декоративно, нежели серьезно. В рамках сложившейся системы управления для страны это работает. Правительство отвлекает внимание на себя от реального центра: королевской семьи. Правительство как громоотвод, принимает на себя внешние удары, являясь расходным материалом в политике.
Чтобы не быть голословным, приведу два примера из жизни нынешнего премьер-министра Дэвида Кэмерона. Первый из них относительно недавний. В парикмахерской отказались постричь сына британского премьера Дэвида Кэмерона. Не собираюсь смеяться над проблемой отца: постричь сына. Каждый из нас (не премьер-министров) оказывался или может оказаться в подобной ситуации. У британского премьера действительно нет полномочий для организации стрижки своему сыну. Остается только рассчитывать на доброе отношение менеджера парикмахерской, на его благосклонность.
Второй пример подзабытый. Это прошлогодняя тайная встреча в пивной британского премьер-министра и известного писателя и артиста Стивена Фрая. Все же не художник какой-нибудь, а целый блогер. На этой встрече, прошедшей в дружеской обстановке, премьер страны убеждал журналиста не бойкотировать Олимпиаду в Сочи.
А что еще остается чиновнику с обрезанными полномочиями? Убеждать.
Вот чтобы не оставалось иллюзий о британской толерантности, политической культуре, традициях и прочей мишуре. Дескать, премьер запросто спорит с журналистами и с девушкой на ресепшн. Рассмотрим пример, как поступают с противниками представители реального центра силы, королевской семьи. Я имею в виду гибель принцессы Дианы.
Принц Чарльз уже с 1992 года официально жил раздельно со своей бывшей женой. К скандалу было привлечено значительное внимание общества, и это не лучшим образом сказывалось на репутации принца Уэльского. Наконец, В 1996 году, по настоянию королевы, был подписан официальный развод между принцем Чарльзом и принцессой Дианой. И уже через год, в 1997 году, произошла трагическая гибель принцессы Дианы в автокатастрофе в Париже.
Следующие детали, показывающие возможности королевы. Британские премьеры приезжают к ней на отчет каждую неделю. Когда министры и премьеры государств Содружества прибывают в Великобританию, они обязательно встречаются с королевой. Во время пребывания в Шотландии главы королевского дома, к ней едет на отчет первый министр Шотландии. Министерство и дипломатические представительства Великобритании присылают ей регулярные отчеты.
Кстати, английская королева, как и члены ее семьи, очень хорошо охраняются. Официально известно как минимум о нескольких покушениях на действующую королеву. О последнем из них вы можете прочитатьздесь.
Елизавета сильный лидер со стальным характером, опытная, решительная. Но и у нее есть недостаток. Ее возраст. Королеве 88 лет. В случае ее смерти или отречения трон переходит к старшему сыну.
Наследником британского престола является принц Чарльз. Фельдмаршал, адмирал флота и маршал Королевских ВВС Великобритании.
Принц известен в первую очередь своим скандальным разводом со своей первой супругой, принцессой Дианой. Мать с юных лет готовила наследника. Принц Чарльз уже в молодости присутствовал на заседаниях Кабинета министров, впервые за триста лет королевской семьи. Но, по-видимому, принц Чарльз не оправдывает надежд семьи. В отличие от матери, ничем примечательным он себя не зарекомендовал. Является абсолютным рекордсменом в истории Британской монархии по длительности пребывания в статусе наследника британской короны, а также старейшим по возрасту из всех принцев Уэльских.
Известно, что он рисует акварелью и увлекается садоводством. Кроме того, принц занимается вопросами национальных меньшинств и малочисленных народов.
Принц является автором ряда книг по архитектуре, живописи и садоводству, автором сценария документальных фильмов по экологии. Получается весьма милый и доброжелательный джентльмен.
В общем, для РоссииЧарльз Филипп Артур Джордж Виндзор является более предпочтительным главой английского королевства, чем Елизавета II.
Переходим к третьему вопросу. Что же делать?
Что же нам делать? Под словом мы я объединяю не только блогеров Континенталиста.
К счастью, Великобритания продемонстрировала нам возможный сценарий. Вспомним референдум о независимости Шотландии, который прошел 18 сентября этого года.
Вопрос о независимости был поднят только в 2007 году лидером Шотландской национальной партии Алексом Сэлмондом. Это позволило ШНП набрать наибольшее число голосов, а самому Сэлмонду занять пост первого министра Шотландии. Между прочим, этот долгоиграющий проект борьбы за независимость позволяет Алексу Сэлмонду находиться в политике почти четверть века.
Тема правильная, и что там стесняться, прибыльная. В этом году, правда, игра внезапно, при значительной внешней поддержке, стала опасной для ее участников. Сторонники независимости могли даже победить, но обошлось. Ведь проигрыш для ШНП куда как выгоднее. Строительство независимой Шотландии дело неблагодарное, хлопотное и опасное. Куда безопаснее заниматься прибыльным лоббированием в парламенте, и выбивать ништяки.
Шотландцы только подняв тему независимости, добились значительных преференций. Парламент страны получил новые полномочия. Удачный пример шантажа Великобритании местными элитами может оказаться заразительным. При том, что риска для местных элит никакого. В полном соответствии с правилами «цветных» революций. А бонусы выбить можно очень даже серьезные.
В данный момент англосаксы с увлечением занимаются развитием сепаратизма в Европе. Их спецслужбы заняты в России и ЕС. Для смелых действий появляются новые возможности. Что если к их сценарию добавить несколько новых сюжетных линий?
Королевство Виндзоров также, а может и более уязвимо, чем Испания. Елизавета II является королевой Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и ряда более мелких государств: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Папуа — Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу, Ямайка.
Все эти страны также являются членами Британского Содружества. Участие в Содружестве выгодно ее членам. Содружество рассматривается в первую очередь как организация, в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру экономики, имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие.
Содружество это некий клуб, с определенной нагрузкой для бюджета Великобритании. В отличие от этого, королевская власть это вполне конкретное управление территорией. То есть, управляя страной через монархию, англосаксы компенсируют это бывшим колониям членством в престижном и взаимовыгодном Содружестве.
Но ведь оставаться членом Содружества можно и без королевского управления. Оставаясь в Содружестве, но выбирая своего короля (королеву), страна сохраняет прежние преимущества, и приобретает новые.
Для Великобритании же все зеркально. Членство страны в Содружестве, при новой королевской власти это утрата значительного контроля над страной при прежней нагрузке на бюджет.
Рассмотрим будущих кандидатов, государств Карибского бассейна, где главой государства является королева Великобритании.
Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка. Последняя страна с большой численностью населения, рассматривать ее не будем.
Остальных кандидатов можно объединить. Страны небольшие, население несколько сот тысяч человек, преимущественно (60 – 90%) темнокожего населения, потомков рабов. Туризм составляет значительную или подавляющую статью доходов. Из остальных секторов экономики развиты сельское хозяйство, банки (Багамские острова), оффшоры (Сент-Винсент и Гренадины).
Давайте немного повоображаем. Зачем им в качестве главы страны пожилая леди? К тому же королева их бывших хозяев-рабовладельцев? Такие страны достойны быть представлены своей королевой. Красивой, молодой, знойной. К чему этот анахронизм, что королевой должна быть англичанка из семьи Виндзоров. В каждой стране есть свои достойные и влиятельные семьи. В конце концов, если Монако, Люксембург, Лесото, Лихтештейн имеют монархии, то чем они хуже. Да что там Старый Свет, даже Тонга имеют свою монархию, а на Самоа короля даже выбирают.
Еще вариант, королеву можно выбирать каждый год, как на конкурсах красоты. «Выбери свою королеву». Слоган красивый, завлекательный для туристов, значит денежный. Серьезный бизнес. В Бразилии карнавал, а у них будут выборы Королевы. Выборное жюри, раннее бронирование отелей. Интриги, взятки (простите лоббирование). И все это каждый год, потому что выбирают не красавицу пляжа, а настоящую Королеву.
Пусть местные элиты скажут: «Зачем на марках и монетах чеканить чужой профиль, если можно чеканить свой. Мы же независимое государство». Да и риска для местной элиты никакого (посмотрите на парламент Шотландии, одни приятные бонусы). В общем, простор для воображения.
И главное, вложения минимальные. Всего то расходов: разовая премия местному парламенту, да грамотная рекламная компания. И если найдутся желающие увековечить себя в веках, то и вложений, возможно, не потребуется. Только оргпомощь, да обещание защиты. Деньги в современном мире есть у многих, а вот возможность положить начало своей династии… Свое королевство это лучшая конвертация капиталов. Повторюсь, население стран-курортов 100-300 тысяч человек, преимущественно темнокожих.
Теперь посмотрим отражение ситуации для Великобритании. Елизавета II имеет твердый ум, но сможет ли она одновременно следить за интригой в трех- пяти- восьми странах? Работать в условиях многозадачности? И если референдум в Шотландии показал способность Елизаветы II, как королевы, контролировать ситуацию, то, что будет после второго, третьего, девятого референдума. Не будет ли это свидетельством угасания ума, и потери хватки?
В это же самое время можно «делать утечку» по СМИ о здоровье действующей королевы. Только правду, ведь 88 лет это приличный возраст. Может закрасться сомнение, сама ли королева следит за ситуацией, или это делают за нее. И вполне возможно, что ближайшее окружение, устав от затянувшегося правления, после очередного референдума решит: