Почему iBeacon — предвестник будущего и интернета вещей
В 2014 году электронные устройства учились разговаривать друг с другом. Apple разрешила принимать звонки на смартфоны с ноутбука и ещё сильнее связала iOS с OS X, а IBM солидно вложилась в интернет вещей, заявив, что в него к 2020 году будут входить 28 миллиардов гаджетов. Пока мы следили за этими новостями, незаметно набирала обороты технология iBeacon: всё больше компаний используют Bluetooth-маячки для того, чтобы высылать на мобильные устройства клиентов уведомления и отслеживать их поведение внутри помещений. Apple представила iBeacon более года назад, но конкуренты Google и Samsung только недавно подготовили схожие разработки — Nearby и Proximity. Look At Me разобрался, как iBeacon оцифровывает реальный мир: меняет розничную рекламу, навигацию внутри помещений и облегчает покупки.
Как устроена технология iBeacon
IBEACON — ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕДАЧИ КОРОТКИХ СООБЩЕНИЙ С УНИКАЛЬНЫМ ИДЕНТИФИКАТОРОМ НА МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА. Она позволяет точно определять, где находятся их владельцы. Для передачи идентификаторов iBeacon использует экономную спецификацию Bluetooth с низким энергопотреблением. Благодаря этому крохотные маячки могут автономно работать от 1 месяца до 3 лет — в зависимости от того, как часто и какой силы они посылают сигнал. При этом дальность их работы варьируется от 70 до 450 метров, а стоит обычный такой передатчик не более 1 000 рублей. Маячки работают следующим образом:
РАЗ В ЗАДАННЫЙ ОТРЕЗОК (например, 900 миллисекунд) маячок отсылает сигнал с идентификатором;
МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО С ПРЕДУСТАНОВЛЕННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ принимает сигнал по Bluetooth и распознаёт, на каком расстоянии от маячка оно находится;
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАССТОЯНИЯ (меньше метра, несколько метров или больше 10 метров), а также полученного идентификатора приложение выполняет заранее предусмотренное действие: выводит уведомление, отслеживает, как человек двигается, или, как вариант, выжидает.
Как iBeacon помогает рознице привлекать людей
ВЛАДЕЛЬЦЫ РОЗНИЧНЫХ МАГАЗИНОВ ПЕРВЫМИ ПОНЯЛИ, ЧЕМ ТЕХНОЛОГИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНА. Самое очевидное применение — установить маячок у входа и зазывать всех, кто проходит мимо, уведомляя об акциях и скидках. Большинство розничных сетей не успели воспользоваться iBeacon в предыдущем праздничном сезоне, но в предстоящие распродажи технологию ждёт первое по-настоящему серьёзное испытание. Сейчас iBeacon используют десятки крупнейших розничных сетей в США и Европе (Walmart, Macy’s, Tesco и многие другие), а в России маячки стоят в московском магазине «Республика» на Тверской-Ямской и некоторых других местах.
Маячки объективно нужны магазинам. Подавляющее большинство людей по-прежнему не готовы уйти в интернет-шоппинг: им нравится сама идея шоппинга с друзьями и возможность вживую увидеть вещи, которые они хотят купить. При этом всё больше людей ходят за покупками, держа смартфон в руках: согласно исследованию Google, 84 % посетителей пользуются мобильными устройствами, находясь в магазинах, причём 50 % проводят в них не менее 15 минут. Большинство людей предпочитают доверять не консультантам, а информации, которую они находят с помощью смартфона.
Другой способ использовать технологию — собирать аналитические данные на основе того, как посетители передвигаются по магазину. Если интернет-магазины могут легко получать эту статистику, то розничные до недавнего времени не могли: им приходилось устраивать опросы, результаты которых зачастую выходили неточными. Теперь же можно узнать, какие отделы более популярны, а куда вообще никто не ходит, разобраться в потребностях клиентов и лучше организовать пространство внутри помещения. Всё, что нужно, — это чтобы у покупателя стояло официальное приложение магазина, и он согласился на обработку данных.
Наконец, iBeacon может сделать бесконтактные платежи более востребованными в западном мире. В лондонском районе Брикстон запустили эксперимент с местной криптовалютой Brixton Pound и специальным приложением для неё. Люди, которые заходят в магазин, участвующий в эксперименте, могут быстро расплачиваться за покупки «брикстонскими фунтами». Цель создателей криптовалюты — добиться того, чтобы жители района тратили больше денег в магазинах рядом с домом, а не в других районах. Над своим маячком работает и PayPal: пользователи платёжной системы также смогут моментально оплачивать покупки.
Где ещё используют iBeacon
ФЕСТИВАЛИ И КОНФЕРЕНЦИИ. Посетителям высылают карту и расписание, справочную информацию о тех, кто выступает, и предлагают подойти к стендам. Крупнейшие площадки уже опробовали технологию: на SXSW с помощью iBeacon устраивали опросы, обсуждения среди участников и помогали разобраться, где что находится, а на кинофестивале «Трайбека» зрители могли сориентироваться, когда и где покажут нужный им фильм. Необычнее же всего технологию использовали на Каннском кинофестивале. Официальное приложение показывало, кто из гостей где находится, а также отображало ссылку на профиль каждого в LinkedIn — так было удобнее налаживать бизнес-контакты.
ДОМ. Речь идёт как о бытовой технике (например, открываете холодильник, и сразу открывается приложение, куда можно записать продукты, которые нужно купить), так и о маячках, встроенных в мебель и предметы интерьера. У вас дома может работать «умное», экономное освещение, которое отслеживает, когда вы находитесь в комнате, и выключается, когда вы выходите из неё. Тот же трюк можно провернуть с дверьми — безо всяких дорогих сенсоров. Уже есть стартап, который работает над этим, — airfy Beacon.
МУЗЕИ И ВЫСТАВКИ. От QR-кодов можно отказаться. Куда удобнее расставить несколько маячков и подстраивать текстового или аудиогида под то место, где находится посетитель. Кроме того, можно собирать аналитические данные: какие экспонаты собирают много посетителей, а какие мало. Схожий подход используют отдельные музеи и выставки, а музей Philips в Эйндховене даже устраивает викторины для гостей.
ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТЫ. Преподавателям не нужно отмечать, кто из школьников и студентов ходит на занятия: система сама учитывает всех пришедших и, если необходимо, оповещает родителей. Кроме того, специальное приложение может предлагать учащимся вакансии, делить аудитории, высылая в разные части разный контент. Также в приложении может быть встроенный мессенджер и специальная кнопка для застенчивых студентов, которые стесняются задать вопрос на занятии. Уже есть приложения, которые справляются с некоторыми этими задачами, например, BeHere.
ГОСТИНИЦЫ. Маячок, установленный у ресепшена, улавливает гостей и выводит на экран информацию о постоянных клиентах. Оттуда можно узнать, на что у человека аллергия и какие комнаты он предпочитает, чтобы быстрее подыскать подходящий номер. В результате клиентам кажется, что они получают VIP-сервис. iBeacon для гостиниц вовсю использует стартап Mahana, через который можно организовывать скидки и программы лояльности.
КОНЦЕРТНЫЕ ПЛОЩАДКИ И СТАДИОНЫ. Поклонники музыкантов и спортсменов получают подробную справочную информацию и статистику. Желающие могут приобрести билеты на будущие события. С нового сезона так работает приложение Главной лиги бейсбола США, на основных стадионах которой поставили маячки.
ДЕЙТИНГ. Маячки в барах улавливают людей с поддерживаемыми приложениями. Если посетители хотят с кем-нибудь познакомиться, то получат уведомление, через которое смогут увидеть профили тех, кто находится поблизости. Функцией уже вовсю пользуются конкуренты Tinder — например, Mingleton.
КОМНАТЫ И ЗАЛЫ ОЖИДАНИЯ. Представьте, что вы пришли к врачу на приём, и вместо старых номеров журналов можете бесплатно почитать цифровые версии новых в Newsstand («Киоске»). Эксперимент уже проводит издательство Exact Editions, выпускающее журнал Dazed & Confused.
ТРАНСПОРТ. Аэропорты могут упростить навигацию, предупреждать пассажиров, какие документы когда предъявлять, и рассказывать, что их ждёт на борту самолёта. Свои iBeacon уже установили авиакомпании Virgin Atlantic и American Airlines.
МЕЛКИЕ ВЕЩИ. То, о чём вы часто забываете или не можете найти, напоминает о себе. Так, японские солнцезащитные очки Tzukuri с крошечным передатчиком, встроенным в оправу, извещают владельца, если он вышел на улицу без них в ясный день. Чтобы маячок никогда не разрядился, он питается от небольшой солнечной батареи.
Почему iBeacon может навредить
ГЛАВНЫМ ОПАСЕНИЕМ, МЕШАЮЩИМ ПОВСЕМЕСТНОМУ ВНЕДРЕНИЮ IBEACON, ОСТАЁТСЯ СОХРАННОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ. Хотя сами маячки только посылают сигнал, а все остальные действия выполняют мобильные приложения, клиенты должны быть уверены, что их данными никто не будет пользоваться злонамеренно. Из исследования Google, на которое мы ссылались выше, следует, что 81 % покупателей готовы делиться персональными данными, если взамен получают скидки или другие выгодные предложения. Теперь торговым сетям нужно оправдать доверие: не собирать информацию без спроса и чётко объяснять, чем будет делиться пользователь, а также анализировать поведение не отдельного человека, а сразу группы людей, чтобы максимально обезличить статистику.
Многих пользователей можно оттолкнуть неумелым применением технологии: в частности, спамом. Помимо него, те, кто недоволен реальными случаями использования iBeacon, жалуются на сообщения, которые никак не сходятся с местом, где они стоят, или на то, что полученные предложения им неинтересны и, скорее, раздражают. К сожалению, нельзя исключать, что соседние магазины могут развернуть «войну маячков», пытаясь переманить друг у друга покупателей рекламными уведомлениями, — а пострадают от этого клиенты. Кроме того, качество сигнала маячков может ухудшаться в местах, где много устройств с включённым Wi-Fi, который работает на той же частоте, что и iBeacon.
Самое сложное — это достигнуть такого распространения технологии, когда каждый захочет всегда держать Bluetooth включённым. Исследования в рознице, где проникновение iBeacon пока самое высокое, показывают, что маячки повышают покупательский интерес и увеличивают число скачиваний фирменного приложения, и его охотнее оставляют на смартфоне. А учитывая, что со временем некоторые маячки подешевеют до $1, их будет дороже игнорировать. Бизнес уже принял iBeacon — теперь очередь за потребителями.