Немногие западные аналитики и чиновники из МВФ могли предположить, что кризис на востоке Украины будет настолько серьезным, а экономическая ситуация в стране станет настолько мрачной и неблагоприятной для инвесторов, пишет The Economist.
Украинская экономика и до кризиса была не в лучшем состоянии: за 20 лет независимости из-за отсутствия необходимых реформ и «грабительского» руководства страны рядовые украинцы стали в среднем на 20% беднее по сравнению с советскими временами. Из-за плохо спланированной приватизации в 1990-х большая часть национальных богатств оказалась в руках украинских олигархов, а коррупция стала нормой жизни, напоминает издание.
Конфликт в Донбассе, являющемся главным промышленным регионом страны, многократно усугубил эти проблемы. В Донецкой и Луганской областях производилось 16% всего ВВП страны и добывалось 95% объемов угля. В сентябре же промышленное производство в Луганске снизилось на 85%, а в Донецке – на 60%. Другие украинские регионы тоже страдают от кризиса, поскольку импортная продукция все дорожает, а кредиты получить невозможно. Сельскохозяйственный сектор, на который возлагались надежды, терпит убытки и снижает производство, отмечает Economist.
«Украина начнет делать успехи только тогда, когда вернутся частные инвесторы. Но потребуются большие вложения в инфраструктуру, особенно на пострадавшем от конфликта востоке страны. МВФ не может этого обеспечить, необходимо долгосрочное финансирование. При этом предполагаемые благотворители, в частности Америка и Евросоюз, затягивают процесс», — говорится в статье.
В обмен на кредиты МВФ и международную помощь Украина должна сократить государственные расходы, но это может привести не к тому эффекту, на который изначально рассчитывали, пишет издание.
«Нынешний уровень сокращения расходов и рост цен (на энергоносители – прим. ред.), скорее всего, еще сильнее снизят спрос и без того падающей экономики. Программы жесткой экономии также могут привести к политической нестабильности – достаточно посмотреть на Грецию. Украина намного беднее, чем периферия еврозоны, кроме того, теперь множество ее граждан пострадали из-за конфликта», — отмечает Economist.
Одним из возможных путей выхода из кризиса могло бы стать вложение средств в улучшение работы различных секторов экономики, в частности энергетического. Причем делать это следовало бы не только путем повышения тарифов, но и с помощью вложений в отрасль. При этом вместе того, чтобы повышать объемы производства газа, президент Петр Порошенко удвоил налоги для газодобывающих компаний, что является «плохим способом привлечения инвестиций», говорится в статье.
«До тех пор пока он (Порошенко – прим. ред.) и его западные союзники не сосредоточатся на мерах по укреплению экономики, наступление дефолта и полного беспорядка кажется неизбежным», — пишет Economist.