В пятницу, 21 ноября, Украина отмечает годовщину евромайдана. Теперь эта дата – День достоинства и свободы – новый государственный праздник «незалежной»: соответствующий указ подписал президент страны Петр Порошенко. По его словам, во время майдана украинцы «продемонстрировали свою европейскость, достоинство, свое стремление к свободе».
Празднования будут проходить на площади Независимости в Киеве. Именно там год назад начались акции протеста, которые привели к смене власти в стране: 22 февраля Виктор Янукович был отстранен от должности президента.
В честь годовщины евромайдана в центре Киева пройдет марш батальонов из зоны «АТО». Украинские правоохранители в связи с этим опасаются провокаций: в числе 10 тысяч добровольцев, которые приедут с фронта, прибудут и бойцы, которые негативно относятся к нынешней власти.
Украинские СМИ предрекают новые столкновения в Киеве. По информации портала Вести. Ua, активисты собираются установить на майдане палатки и задержаться там как минимум на неделю. На акции выйдут и праворадикалы – например, сообщество «Реванш», активисты которого участвовали в октябрьских столкновениях возле Рады, выступает в роли инициатора Студенческого марша. Вечером 21 ноября у памятника Шевченко в Киеве они собирают молодежь в так называемую «Правую колонну», которая пойдет на майдан.
«Правительство и президент-коллаборационист забыли, что такое народный гнев. Студенты как авангард революции напомнят им, что мы все помним и не простим, нас много, и мы сильные, как никогда», — заверили «реваншисты» на страничке «ВКонтакте».
Готовят акции на майдане и те, кто «стоял» там год назад. Нынешние официальные мероприятия они называют «бутафорскими». Как сообщил представитель Координационного совета майдана Андрей Хома, «цели захватывать здания пока нет». Однако, по словам активиста Василия Любарца, если на площадь выйдет 100 тысяч человек, это будет критерием для принятия декларации, которая «провозгласит майдан высшей властью».
А вот признанный в России экстремистским «Правый сектор» устраивать силовые акции не намерен. Его активисты отмечают, что хотя «новая власть пока не сменила систему управления в государстве, провалив требования майдана, ее смена должна происходить другим путем».
Между тем, 31% украинцев считает евромайдан «государственным переворотом», а 15% уверены, что он был осуществлен при поддержке стран Запада. Об этом говорят результаты исследования фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» и Киевского международного института социологии. В целом, по оценке социологов, в событиях, связанных с майданом, участвовало 20% населения. Наиболее активными были жители западных и центральных областей Украины, в то время как Юг и Восток страны до сих пор враждебно относятся к майдану.
В чем заключаются итоги евромайдана, получит ли протест продолжение?
– Майдан начинался как движение за евроинтеграцию в виде включения Украины в ассоциацию с Евросоюзом, – напоминает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. – Причем, основная масса украинцев понимала это движение совершенно превратно – как включение Украины в «золотой миллиард», в результате чего пенсии вырастут до нескольких тысяч евро, появятся качественные дороги, в стране мгновенно исчезнет коррупция, а влияние олигархов на общественно-государственную жизнь будет сведено к нулю. Антиподом этой иллюзии выступала Россия, которая якобы мешала «незалежной» вступить в счастливую европейскую жизнь.
И вот – прошел год с начала евромайдана. Как мы видим, сегодня речь о евроинтеграции уже не идет. Подписание Петром Порошенко политической части соглашения об ассоциации с ЕС не привело к качественным изменениям, которых так жаждали «стоявшие» на майдане. Все вышло с точностью до наоборот.
По сути, итогом майдана является разрушение демократических и конституционных институтов на Украине. Сейчас в стране фактически идет гражданская война – со всеми вытекающими последствиями: стагнацией и разрушением промышленности, падением уровня жизни, ростом цен и девальвацией гривны, сокращением социальных программ и скатыванием экономики в преддефолтное состояние.
А украинские олигархи не только не отстранены от влияния на государственную жизнь – они пришли во власть. Поражает в этой ситуации только одно: что Киеву по-прежнему удается контролировать большинство населения с помощью СМИ, и факт прихода олигархов во власть обходить. Это достигается, в первую очередь, культивированием образа России как агрессора.
– Что год спустя после майдана происходит внутри украинской власти?
– Украинский политикум разбился на несколько лагерей, которые сильно зависят как от внешнеполитических игроков, представляющих мировые центры силы, так и от игроков внутриполитических, представляющих олигархические группировки.
В результате, если вдруг Порошенко ослушается своих кураторов из Госдепартамента США, или не сумеет выстроить успешный диалог с премьером Арсением Яценюком или олигархом Игорем Коломойским, украинский президент столкнется с новым майданом. На этот майдан внутри- и внешнеполитические игроки постараются вывести максимальное число протестантов, чтобы сместить Порошенко или оказать на него существенное давление.
Можно сказать, что еще одним итогом евромайдана-2014 года стал майдан перманентный. Этот сценарий, кстати, просматривался еще в 2004-2005 годах. После того, как «оранжевая» революция привела к власти Виктора Ющенко, возле украинского парламента и кабинета министров постоянно стояли палатки с протестующими.
Активисты пытались воздействовать на власть не путем реализации своего права на выборы, а напрямую – с помощью новых «майданных» технологий.
К чему это привело, стороннему наблюдателю сейчас хорошо видно: Украина стоит перед угрозой распада и полного дефолта. Это и является, на мой взгляд, главным итогом евромайдана.
– На майдане может возникнуть новое противостояние, как это обещают некоторые лидеры радикалов?
– Евромайдан, который устранил от власти Виктора Януковича, был хорошо организован и очень хорошо финансировался. А главное – он готовился заранее. Выступления, которые радикалы грозят устроить, не готовятся так тщательно. Сейчас никто не будет выделять средства, чтобы на майдан вышло 100 тысяч человек, о которых упоминает Василь Любарец. Сейчас просто нет игроков, которые были бы заинтересованы в отстранении от власти Петра Порошенко. Пока и внутренним, и внешним игрокам гораздо выгоднее с Порошенко договориться.
Возможно, в будущем – через год – определенные игроки посчитают, что Порошенко – отыгранная фигура, которая полностью потеряла авторитет и более не способна управлять государством. В этом случае действующего украинского президента заменят на Яценюка или лидера Радикальной партии Олега Ляшко, и выбросят на свалку истории.
То же самое, напомню, произошло в свое время с Виктором Ющенко. Он свою задачу выполнил – начал разворачивать Украину от политики двухвекторной к политике однозначно прозападной. Но закончил Ющенко с рекордно низким рейтингом – всего 2% – и был выброшен из политического поля.
Возможно, такая же судьба ждет Петра Порошенко. Социально-экономические трудности, с которыми столкнулась Украина, неизбежно приведут к тому, что население все-таки обратится с претензиями к власть имущим – и, прежде всего, к президенту Украины.
– По данным украинских социологов, 31% населения Украины считает евромайдан «государственным переворотом», а 15% уверены, что он был осуществлен при поддержке стран Запада. Значит ли это, что общественное мнение в стране меняется, и украинцы начинают негативно относиться к майдану?
– Все, что происходит сегодня на Украине, должно подвигнуть население к пониманию: евромайдан – лишь политтехнологический проект, который использовался для смены одних власть имущих на других. Что заявленные цели, задачи и лозунги были всего лишь способом мобилизации определенной части населения. И что в реальности судьба и благополучие тех, кто поддерживал майдан, никого не волнует – ни за пределами Украины, ни внутри страны.
– Итоги евромайдана разрушительные, он привел к глубочайшему кризису украинской государственности, – считает директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. – Все лозунги – например, «долой олигархов» или «даешь прозрачную власть» – так и не были реализованы на практике. И перспектив, что они будут реализованы, нет.
Единственное, чего протестующие действительно добились – подписания соглашения об ассоциации и ЕС, и то не в полном формате. Как известно, только восемь стран-членов Евросоюза из 28-и ратифицировали политическую часть соглашения, а подписание экономической части отложено на год. Результаты плачевные.
– Не думаю, что новый майдан возникнет в Киеве в ближайшее время, хотя радикалы именно это обещают, – отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – Но новый майдан наверняка будет – ни одно из прошлогодних требований нынешние власти не выполнили. Большинство украинцев считает, что правильно делали, поддерживая протест, но политики их обманули. Майдан, прежде всего, рассматривался как элемент антиолигархической революции, именно против олигархов солидарно выступали либералы и неонацисты, правые и левые. Однако сейчас Украины как государства уже практически нет, а элементы олигархической республики в ней сохранились. Украинцев это по-прежнему не устраивает…
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня