«Кажется, нас хотят сначала напугать объявлением о налогах страшных, а затем принять нестрашные,» — наш читатель, бизнесмен, уверен, что возможные последствия от сборов, которые ввела Госдума 21 ноября, для его малого бизнеса будут неприятны, но не катастрофичны.
Чтобы читатель, не причастный к предпринимательству, мог оценить, о какой красоте шла речь еще полмесяца назад, позволю себе прибегнуть к аналогии.
Представьте, что вы — ответственный квартиросъемщик — читаете на двери подъезда объявление:
«Уважаемые жильцы! Уведомляем вас, что по решению Единой Диспетчерской завтра, такого-то ноября, в здании будет отключен газ, электричество и горячая вода. Оконные проемы начнут заколачивать дощатыми защитными конструкциями. Проживающим надлежит без обуви собраться в вестибюле первого этажа для последующего расстрела на Люблинских полях фильтрации. Вещи с собой просим не брать.
С уважением, Администрация»
Не то чтобы вы полностью в это поверили. Нет, как-то… абсурдно выглядит. Хотя — кто его знает… Времена сейчас — интересные.
И, когда назавтра выяснится, что всего-то на 15% повышается квартплата (да еще в банк носить придется не одну платежку, а две), трудно будет не почувствовать некоторое облегчение, на грани даже с умилением.
Возможно, в этом и состоит цель этюда.
Итак, о каких сборах шла речь в начале — и к чему мы, видимо, приходим сейчас?
Когда мы говорим о новых сборах, устойчивое словосочетание «малый и средний бизнес» обязано распасться на составляющие. Для среднего бизнеса — свыше 100 занятых работников — сборы эти никакого значения не имеют. И для «больших» малых предприятий, которым уже недалеко до сотни сотрудников, — это тоже копейки. Те сборы, о которых заговорили в начале ноября, ударили бы по микро- и «малому» малому бизнесу — с 10, 20, 30 сотрудниками.
О чем же шла речь?
600 тыс. рублей в квартал с магазина площадью менее 50 квадратных метров. 600 тыс. рублей в квартал с ларька. Триста тысяч в квартал с мастерской по ремонту обуви. Пикантные триста же тысяч с общественного туалета. И еще 18 не менее прекрасных пунктов, практически запретительных для любого мелкого бизнеса. Плюс право муниципалитетам снижать эти ставки до нуля или — та-дам! — повышать их до 10 раз.
Заговорили о сворачивании НЭПа.
Поясню примером. Я занимаюсь продажей запчастей для грузовиков европейского производства, в моей фирме сейчас 11 работников. Шестьсот тысяч в квартал — в разы больше той чистой прибыли, которую мы зарабатываем. А прибыль получается отнюдь не во всяком квартале. Времена, как уже говорилось, идут интересные, а продажа запчастей для коммерческого транспорта — штука индикативная и реагирует на любое изменение объема перевозок в стране. И объем сейчас, вежливо говоря, стоит на месте. А не очень вежливо — за 10 месяцев нынешнего года мои продажи оказались на 15% меньше, чем за те же месяцы прошлого. И это в рублях. В евро — а запчасти, понятно, импортные — пересчитывать даже не буду, потому что во многих знаниях много печали.
При этом нужно понимать: если случился убыток, это отнюдь не значит, что я не заплачу налоги. Во-первых, никуда не исчезает НДС, во-вторых, остаются налоги и отчисления с зарплаты работников. За каждый рубль, выданный на руки наемному сотруднику, работодатель перечисляет государству 52 копейки (и еще НДС, если не на упрощенной системе налогообложения).
Поэтому я не очень верил в наступление новых сборов — и, кажется, оказался прав.
Понятно, что окончательной версии закона пока нет. По тому, что известно сейчас, новые сборы должно ударить не смертельно, а это в 2014 году уже немало. Закон напрочь несвоевременный, но, видимо, и не страшный.
Во-первых, теперь речь идет только о городах федерального подчинения — Москве, Питере и Севастополе (то-то ребята будут рады). Во-вторых, сборы не могут быть больше стоимости патента на данный вид деятельности. А патент на розничную торговлю через магазин менее 50 кв метров площадью в Москве, даже с учетом повышения цены на 2015, стоит не дороже 240 тысяч за год. В-третьих, сборы можно вычитать из налога на прибыль (ИПшникам — из НДФЛ), а если куплен патент — не платить вовсе.
То есть речь сейчас идет уже не о введении нового налога, а о некотором перераспределении существующих — от центра к местным бюджетам (считается, что с точки зрения экономики это хорошо). Ну и, конечно, о введении минимального платежа, не зависящего от мелких подробностей вроде того, заработал ты или в убытках сидишь.
Новые сборы не будут иметь значения для тех, кто:
а) и так платит налоги в каких-то не совсем смешных размерах (это, например, я)
б) постоянно зарабатывает деньги и никогда их не теряет
Новые сборы будут иметь значения для тех, кто:
а) не платит или почти не платит налогов
б) время от времени терпит убытки (это, например, я)
Оп. Я, кажется, в обеих группах. С одной стороны, можно надеяться на какое-то улучшение условий конкуренции: те, кто работает «в серую» или «в черную», окажутся в худшей, чем сейчас, ситуации. С другой — будет сложнее пережить тяжелые времена, через которые волею правительства ли, темных ли геополитических сил или самого провидения, мы сейчас проходим.
В общем, с точки зрения мелкого предпринимателя — дустом нас пока не пробовали, и то неплохо. А что несвоевременно — так что и когда в России делалось своевременно? В этом наш национальный колорит, наша скрытая гордость, наше послание миру: видишь, супостат, как мы выносливы и неуничтожимы? Видишь, сколько собственной дури борем каждый день? За каждым новым словом наших законодателей мерещится нам выжженная земля и слышится воронье карканье — а мы их выбрали и выберем снова! Потому что в этом наш путь.
Трепещешь ли, враг? Трепещи!
1 комментарий
Да-да. Я из Севастополя, и как-то поднапрягся уже в ожидании Нового 2015. Хочется, что бы всё закончилось «вторым объявлением на подъезде». )))