Общество

Как готовят самолетную еду

Я люблю авиацию и не люблю, когда на авиакомпании наезжают не по делу.

В топе постоянно всплывает история с Трансаэро и отравлением их едой. Мне кажется, что многие не очень понимают, как готовится еда для самолетов и какие там жесткие условия контроля стерильности и качества. Ведь ту же самую еду едят и пилоты. Представляете, что будет, если они отравятся во время полета? 

В связи с этим хочу повторить свой пост, написанный 4 года назад о том, как готовят самолетную еду 20100210_domodedovo_139

Меня всегда интересовало, как готовят самолетную еду. Пресс-служба московского аэропорта Домодедово пустила меня на свою пятиэтажную фабрику-кухню, где готовят еду для всех авиакомпаний, прилетающих в Домодедово. Я проследил путь одной помидорки от момента, когда она попала внутрь, и до момента, когда она погибла под ножом шеф-повара Фабрика бортового питания — место уникальное и необычное. Ведь в повседневной жизни почти невозможно представить себе пищевое производство, где тесно переплетены самые разнообразные кулинарные традиции со всего мира.

Если перелет длительный, то питание — жизненно необходимый элемент путешествия, однако, если рейс короткий, то прием пищи представляет собой своеобразное развлечение для пассажира. Ну а специфика бизнес-авиации, например, состоит в том, что у людей, пользующихся ее услугами, есть возможность заказать любую пищу из любой точки планеты.

У Домодедовской фабрики-кухни более 150 поставщиков. Все сертифицированы и проверены. И это принципиальное требование. У авиационной безопасности своя специфика. Доставляют они свою продукцию через отдельные ворота:

Из зоны приемки все овощи попадают на овощной склад: 20100210_domodedovo_122 20100210_domodedovo_120

Мясо поступает в огромных брикетах и хранится в отдельных холодильниках:

20100210_domodedovo_118

Все фрукты и овощи тщательно промываются в огромной трёхуровневой ванне. Так называемая каскадная промывка. К сожалению, я был на фабрике-кухне поздно вечером, процесс был уже закончен, а запас свежих овощей и зелени на ночную смену уже подготовлен: 20100210_domodedovo_124

Принцип ее следующий: внутренняя ванна, где лежит моя помидорка, наполняется водой (это занимает где-то полчаса), и из боковых дырочек начинают бить струи воды. Напоминает ванну с гидро-массажем. Мытые овощи обсушивают, раскладывают в специальные перфорированные гастрономические ёмкости, фольгуют пищевой пленкой, маркируют и отправляют в цех:

20100210_domodedovo_123

Временно я припрятал свою помидорку в карман и пошел по основным цехам, как будто совершил путешествие в огромное кулинарное королевство. Здесь одновременно варятся и тушатся сотни вкуснейших горячих блюд, режутся и сервируются изысканные салаты и закуски, выпекаются тысячи ароматных булочек и пирожных: 20100210_domodedovo_125 20100210_domodedovo_128 20100210_domodedovo_129 20100210_domodedovo_131

Девушки собирают замороженные горячие блюда. Желтые колбаски — это не бананы, а замороженное пюре. В самолете его разогреют в печке, и оно приобретет привычный вид:

20100210_domodedovo_132

На каждом столе перед каждым сотрудником лежит книга с фотографиями образцов питания, так называемая спецификация. В ней — вся технологическая информация о будущем блюде в том виде, в котором его получат пассажиры. Сотрудники делают все точно по инструкции и сверяют результат. Люди, летящие бизнес-классом, скажем, в Швейцарию, отведают фирменный шницель «Цюрих», по пути в Америку — стейк по-техасски, а в воздухе над Азией — Дим Сам: 20100210_domodedovo_133

Шеф-повар кейтеринга Домодедово Андрей Тимошин, член Национальной гильдии шеф-поваров, поклонник старых книг по французской кулинарии, поделился со мной своими секретами: бортовая еда бизнес-класса готовится на ресторанном уровне. Есть авиакомпании, для которых это принципиально важно.

Отдельная тема — еда для первого класса. Вот, скажем, в Сингапур первым классом летает меню с несколькими холодными закусками, тремя горячими и несколькими комплиментами от шефа. Вся эта дегустационная история придумана Андреем совместно с поварами крупнейших авиакомпаний. «Такая еда для первого класса и упаковывается иначе, чем обычная, ведь стюард, который будет ее сервировать на борту, должен в «три движения» собрать «каждое блюдо и подать ровно так, как указано в пошаговой спецификации. Условно говоря, выложить в нужном порядке из отдельных упаковок, каждая из которых рассчитана на порцию, мясо, соус и гарнир. Или листья салата, морепродукты и заправку. Или овощи для винегрета, соус и семгу. Ему надо максимально облегчить задачу — сделать количество тех ингредиентов, которые он будет смешивать в тарелке сам, минимальным, а блюдо — максимально полным по вкусу и составу, — говорит шеф-повар . А вот, например, стейк с кровью в самолете вряд ли получится съесть. Такая степень прожарки явно не выдержит повторной тепловой обработки. 

Все сотрудники работают в продезинфицированной спецодежде и специальных одноразовых перчатках. Пищевое производство массового питания, работающее не только для россиян, но и иностранных потребителей, должно быть сертифицировано и по Российскому санитарному законодательству, и плюс к этому по международной системе НАССР. Как мне объяснили, это самая современная технология безопасности, разработанная для приготовления еды космонавтам: 20100210_domodedovo_143 20100210_domodedovo_150 20100210_domodedovo_13420100210_domodedovo_135

На самом деле, этот невероятно яркий и пестрый гастрономический калейдоскоп тщательно продуман и сбалансирован. Над его созданием поработали самые разные специалисты: экономисты, диетологи, технологи, и, конечно же, повара:

20100210_domodedovo_137 20100210_domodedovo_144

Конечно, наполнение блюд и форма их подачи зависят от класса обслуживания в самолете. Пассажиры эконом класса едят, в основном, универсальные блюда европейской кухни.

20100210_domodedovo_136

Сначала еда раскладывается по подносам:  20100210_domodedovo_140

А затем, перед финальной упаковкой, все однообразно упорядочивается: 20100210_domodedovo_141

Цех комплектации рационов — это сердце предприятия. Сюда потоками доставляется продукция из холодного, горячего и кондитерского цехов: 20100210_domodedovo_139

Отдельный цех занимают авиатележки. У каждой авиакомпании они свои: 20100210_domodedovo_145

Здесь их моют в специальной машине, дезинфицируют и затем насухо вытирают: 20100210_domodedovo_146

Мойка посуды. Похожая машина стояла у меня в школьной столовой: 20100210_domodedovo_147

Кондитерский цех:

20100210_domodedovo_148

Кондитерский цех:

20100210_domodedovo_149 20100210_domodedovo_150

Фабрика оснащена как универсальным, так и специальным оборудованием (камерами охлаждения и глубокой заморозки). В процессе работы применяются уникальные технологии, например, для приготовления горячего питания используется технология cook and chill (тепловая обработка — шоковое охлаждение). 20100210_domodedovo_151 20100210_domodedovo_152

В меню фабрики можно увидеть более 25 сортов разного национального хлеба. Французские булочки, аппетитные сдобы, душистые индийские лепешки, армянский лаваш, пита, кукурузный и баварский хлеб, диетические булочки и сакристаны… 20100210_domodedovo_153

Новый кондитерский цех — гордость и последний апгрейд домодедовской фабрики. Новый программный автомат для порционирования и формовки хлеба работает как робот! 20100210_domodedovo_154

В завершении экскурсии шеф-повар Андрей отобрал у меня помидорку и покромсал ее в образец салата для бизнес-рациона. Эта помидорка пропутешествовала со мной по всем цехам фабрики питания Домодедово и в реальное блюдо для пассажиров она, увы, не попадет, как не прошедшая должный санитарный контроль: 20100210_domodedovo_157

В ассортименте фабрики – широкий выбор горячих блюд, холодных закусок, десертов, кондитерских изделий, включающих как стандартные рационы (горячее, холодное, консервированное, легкое питание), так и специальные виды рационов (мусульманское, восточное, лечебное, вегетарианское, детское и т. д.).  20100210_domodedovo_155

Отсюда вся еда уезжает в аэропорт:  20100210_domodedovo_107 20100210_domodedovo_158

Загрузка в самолет:

20100211_domodedovo_204

Приемка еды:

20100211_domodedovo_220

В заключении нам показали некоторые образцы блюд для пассажиров бизнес-класса. Это был мой первый опыт фотографирования еды: 20100210_domodedovo_109 20100210_domodedovo_112 20100210_domodedovo_113 20100210_domodedovo_110 20100210_domodedovo_111

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.