Выставку Airshow China 2014 нельзя назвать сверхсенсационной, однако свою порцию интриг, в том числе долгоиграющих, она породила. Главная из них, однако, выходит далеко за временные рамки форума. Для России очередной китайский салон стал площадкой поиска новой долгосрочной стратегии военного экспорта, и плоды этого поиска могут вызреть в совершенно неожиданных местах.
С-300: египетская загадка
Одним из главных вопросов салона стало возможное появление в Египте российской зенитно-ракетной системы С-300ВМ, известной также под экспортным наименованием «Антей-2500». О появлении на вооружении ВС Египта современной модификации российской зенитно-ракетной системы, оптимизированной для перехвата баллистических ракет, на второй день работы выставки в Чжухае сообщил заместитель гендиректора концерна ПВО «Алмаз-Антей» Вячеслав Дзиркалн. «Первым получателем этой системы, также известной под обозначением С-300ВМ, стала Венесуэла. В этом году зенитную ракетную систему «Антей-2500″ получил Египет. Планируется поставить ЗРС еще в ряд стран», — сказал он и отметил, что военные Египта и Венесуэлы дали высокие оценки системе.
Новость сама по себе заслуживала внимания, учитывая политическое значение появления в Египте современной системы ПРО ТВД (противоракетной обороны на театре военных действий) российского производства, однако последующее развитие событий оказалось еще более интересным. Двое суток спустя Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) поставила слова своего бывшего топ-менеджера — до перехода в Алмаз-Антей Вячеслав Дзиркалн был заместителем директора данной службы — под сомнение. Как было сказано в официальном релизе службы, «ФСВТС России не подтверждает распространенную рядом российских и зарубежных СМИ информацию о заключении контракта и осуществлении поставки в Арабскую Республику Египет ЗРС С-300ВМ».
Что кроется за подобным противоречием, пока не ясно, на момент подготовки материала (16 ноября) ни «Алмаз-Антей», ни ФСВТС не прокомментировали ситуацию, однако, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что контракт все же имел место. Ранее информацию о заключении контракта с Египтом на поставку С-300ВМ сообщили «Ведомости», была названа и цена — около полумиллиарда долларов. Еще раньше, 11 сентября 2014-го питерское издание «Фонтанка» опубликовало новость о том, что Кировский завод завершил производство комплекта шасси для комплексов С-300 для неназванного иностранного заказчика. Контракт на поставку гусеничных машин стоимостью 3,1 миллиарда рублей был заключен еще в декабре 2013 года. При этом материал «Фонтанки» сопровождался фотографиями машин в характерной «пустынной» окраске, сделанными в ходе визита на завод губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.
Названная питерским изданием дата заключения контракта на поставку комплекта гусеничных машин для системы С-300ВМ коррелирует еще с одной датой: активизация российско-египетского военно-технического сотрудничества началась после визита в Египет министра обороны России Сергея Шойгу в ноябре 2013 года. В феврале 2014-го стало известно, что Москва и Каир подписали оружейные контракты на сумму более 3,5 миллиарда долларов, включая поставки вертолетов, самолетов и средства ПВО, однако детали соглашений не раскрывались. Некоторое время обсуждалась возможность экспорта в Египет изначально предназначенных для Сирии систем на основе С-300П (другая ветвь «трехсотки», ставшая экспортной «звездой» 1990-2000-х годов), однако, в отличие от новости про поставку С-300ВМ, она никаких подтверждений не получила.
В целом очевидно, что российские системы ПВО по вновь заключенным контрактам в Египте уже появились — так, западные наблюдатели фиксировали использование на учениях египетской армии ЗРК «Бук-М2», и если «трехсотки» действительно были проданы Египту, то их публичная демонстрация — лишь вопрос времени. В свою очередь, египетский контракт может стать трамплином для «антеевской» С-300ВМ, традиционно находившейся в тени «алмазовской» С-300П: рост числа стран, обладающих баллистическими ракетами, неизбежно повлечет и увеличение спроса на системы, способные их сбивать. При этом приобретение американских, европейских или израильских систем может оказаться недоступным, прежде всего в силу политических причин для многих потенциальных заказчиков.
Су-35: ход конем в Азии
Российские, да и многие иностранные СМИ тоже солидарно назвали гвоздем отечественной экспозиции в Чжухае истребитель Су-35. Иногда складывалось впечатление, что перед нами выход на сцену солиста, для которого один из крупнейших авиасалонов в Азии — лишь декорации.
По сути, истребитель привезли в Китай на смотрины: Россия уже не первый год вела с Пекином вялые переговоры о поставках Су-35, но после весны 2014 года колесики завертелись гораздо быстрее. В начале лета для делегации китайских военных устроили показ истребителя под Москвой, а теперь машина прилетела уже в Китай.
Что действительно следует отметить, так это обилие комментариев официальных лиц по поводу продвижения сделки. Бизнес вообще любит тишину, а торговля оружием тем более: трудно найти второй такой товарный рынок, на котором многомиллиардные сделки могут держаться буквально на честном слове и срываться в последний момент из-за какой-нибудь ерунды. Отсюда и категорическое нежелание светить договоренности до их официального оформления на бумаге (а нередко — и после).
Дополнительное измерение проблеме создают давние скандалы в истории военно-технического сотрудничества с Китаем. Тот же концерн «Сухой» уже «нарвался» лет десять назад на типичное поведение китайских военных, когда вместо двух сотен машинокомплектов Су-27СК, на которые рассчитывали авиастроители из Комсомольска-на-Амуре, КНР взяла только 95, после чего… поставила на серийный выпуск версию этого самолета как свою собственную. В Су-35 есть масса небезынтересных узлов, которые привлекают внимание китайских инженеров: помимо бортовой радиоэлектроники, это двигатели АЛ-41Ф1С — переходное звено от уже хорошо известных Китаю двигателей АЛ-31Ф к «изделию 117», которым оснащаются истребители пятого поколения Т-50 (ПАК ФА).
Тем не менее в Чжухае мы увидели просто парад бравурных заявлений о неуклонном продвижении Москвы и Пекина к сделке по Су-35. На первом этапе, в районе 2011-2012 годов, основная борьба велась вокруг числа закупаемых машин. Китай начал торговаться с 10-12 бортов, Россия недвусмысленно требовала не менее 40-50, а российские эксперты всерьез говорили о том, что меньше 70-80, а то и 100 машин поставлять в Китай нет никакого смысла. В итоге, насколько можно судить, российское требование после весны 2014 года сократилось вдвое — до 24 самолетов на первом этапе.
Небезынтересно прозвучало и заявление одного из источников в российской делегации на авиасалоне. Тот решительно заявил, что Китай получит самолет в штатной комплектации, без всякой доработки под нужды заказчика — включая, кстати, и «внесение надписей на китайском языке в информационное поле самолета». Это уже не говоря о внесении изменений в «борт»: тот же источник заявил, что отстрел всех типов авиационных средств поражения после изменений архитектуры бортового радиоэлектронного комплекса потребует не менее 1000 часов летных испытаний, «на что мы пойти не можем».
В сухом остатке от этого комментария можно найти указание на спешку, в которой движется эта сделка. Спрашивается: куда и кому нужно спешить? Российский самолет имеет утвержденный паспорт экспортного облика, и именно в таком виде предлагался китайцам уже давно, равно как давно идут и намеки на то, что китайцы хотели бы для себя особого «тюнинга». Тот же источник добавил, что схема работы будет следующей: сначала сделка по типовой машине, потом — отдельно оплаченный контракт для ОКБ Сухого на изменение технического облика и модификацию истребителей.
Довольно интересно наблюдать и за тем, как Россия с 1990-х годов использует военно-техническое сотрудничество для тонкой настройки баланса на континенте. В конце 1980-х годов Индия получила МиГ-29 (раньше стран Варшавского договора, к слову). В 1992 году в Китае появились первые Су-27СК. В конце 1990-х годов Индия заключает мегасделку на отлично сработанный Су-30МКИ, а Китай параллельно получает менее совершенные Су-30МКК и далее Су-30МК2. Теперь Китаю «грозит» Су-35, а Индии уже предлагается совместный проект по истребителю пятого поколения FGFA на базе Т-50.
Кстати, в этом проекте в последнее время начались непонятные проволочки: не является ли форсированное продвижение китайского контракта на Су-35 еще и способом подстегнуть интерес товарищей из Дели к большему взаимопониманию по программе FGFA? А то ведь и перезагрузка тендера MMRCA на целых 126 истребителей, ранее проигранного российским МиГ-35 французскому Dassault Rafale, хоть и вызовет эпохальный скандал, но отнюдь не является чем-то невероятным.
Расширение охвата
Перспективы российской авиатехники на внешних рынках в ближайшие несколько лет нельзя рассматривать в отрыве от текущей политической картины мира. Список основных возможных «ударных точек» известен. Это Китай, причем не только в связи с возможным контрактом на Су-35, но и с обширной программой совместных разработок, включая проект нового тяжелого вертолета и широкофюзеляжного пассажирского лайнера. Это Индия, где, как уже сказано выше, отнюдь не закрыт вопрос с тендером MMRCA, не считая уже имеющейся повестки дня. Это ряд стран Юго-Восточной Азии, проявляющих интерес к замене авиатехники 80-90-х годов. Это традиционный Ближний и Средний Восток, где в связи с охлаждением отношений между Россией и Западом может стать вопрос о возобновлении поставок боевых самолетов в Сирию и Иран, не считая прочих клиентов. Главным прорывом, однако, может стать Латинская Америка, где в ближайшие десять лет так или иначе будет решаться вопрос о модернизации ВВС региональных гигантов — Бразилии и Аргентины.
Бразилия частично решила проблему обновления ВВС заказом шведских истребителей Gripen-NG: поставка 36 новых самолетов по контракту ценой в 5,4 миллиарда долларов должна состояться в период 2019-2024 годов. Saab и правительство Бразилии также заключили соглашение о сотрудничестве на ближайшие 10 лет, включая передачу технологий для бразильской промышленности — самолеты будут строиться из машинокомплектов совместным предприятием на территории заказчика.
Вместе с тем очевидно, что в бразильских условиях «Грипен» является промежуточным решением. Радиус действия нового поколения шведской машины заявлен в 1500 километров с применением подвесных топливных баков (ПТБ), что явно недостаточно для бразильских условий, требующих в том числе контроля над значительной акваторией Атлантики. Выбор в этой ситуации шведского истребителя в качестве победителя многолетнего тендера F-X2 ставит скорее запятую, чем точку в вопросе перевооружения ВВС Бразилии. Участие в этом тендере российского Су-35, с одной стороны, было неудачным, с другой, эта неудача имела скорее лоббистский характер, чем какой-либо еще. По информации из источников, владеющих темой, несмотря на выход Су-35 из тендера, между Бразилией и Россией велись переговоры о заключении прямого контракта на поставку этой машины без проведения конкурса.
Заключение контракта со Швецией скорее увеличивает шансы российской машины на такой исход: все остальные конкуренты, участвовавшие в том же тендере F-X2, не настолько отличаются от «Грипена» по характеристикам, чтобы имело смысл закупать их параллельно. На этом фоне Су-35, чей радиус действия без подвесных топливных баков превосходит на 20-50 процентов значения конкурентов с использованием оных, при этом имеющий не худшую номенклатуру вооружения и возможности электроники в сочетании с лучшей маневренностью, выглядит весьма реалистичным вариантом тяжелого истребителя в пару к легкому «Грипену». Учитывая, что «лед» в военно-техническом сотрудничестве между Россией и Бразилией уже «сломан» — бразильцы закупают российские боевые вертолеты и системы ПВО «Панцирь-С1», — перспектива подобного контракта не выглядит фантастической.
Схожим образом обстоит дело с Аргентиной, также заинтересовавшейся возможностью закупок «Грипена», с той разницей, что Буэнос-Айрес рискует не получить шведскую машину в принципе: Великобритания, для которой рост военного потенциала Аргентины означает в перспективе вероятность повторения Фолклендского конфликта, уже заявила о своем намерении блокировать эту сделку. Учитывая долю британских комплектующих в шведской машине, это заявление вполне может оказаться реальным. В этих условиях закупка российских истребителей, будь то Су-35 или менее продвинутые (и более дешевые) варианты истребителей КБ Сухого или Микояна, вполне может стать выходом для Аргентины. В том числе необходимо учитывать, что текущий курс доллара вновь дает российским машинам, в наиболее продвинутых вариантах уже было обогнавшим по цене американских конкурентов и приблизившихся к европейцам, определенное ценовое преимущество.
Это отнюдь не единственные возможные точки, откуда можно в ближайшие 1-3 года ждать новостей относительно поставок российского оружия. Однако прорыв на рынок региональных лидеров Латинской Америки с долгосрочными «тяжелыми» контрактами может означать для России нечто большее, нежели просто успех на оружейном рынке: отношения в этой сфере серьезно зависят от политического климата с одной стороны, а с другой — весьма инерционны и редко подвергаются серьезной ревизии.