Подконтрольные киевской хунте СМИ с видимым удовольствием сообщили, что в среде украинских пользователей интернета появился макет мишени с портретом российского актера Михаила Пореченкова, который недавно посетил Донбасс. Более того, наиболее оголтелые активисты намерены размножить эти мишени и направить их карателям, расстреливающим Донбасс, «чтоб попрактиковались на досуге».
И кто после этого скажет, что культура, русская культура, которую бомбят и расстреливают в Донбассе вместе с его жителями, не имеет к политике никакого отношения?
Шершавым языком «укропов»
Как цыплят по осени, к середине ноября пересчитал беженцев из Донбасса украинский Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). «Всего из района проведения антитеррористической операции на востоке Украины в другие регионы переселено свыше 445 176 человек, в том числе 122,6 тысячи детей, 87 тысяч инвалидов и лиц пожилого возраста», – доложил спикер СНБО Андрей Лысенко. Радужную картину попытался нарисовать он. Дескать, не желающие оставаться под властью террористов «активно предоставляют в местные управления пенсионного фонда Украины документы на оформление социальных выплат». Однако ослиные уши лжи видны невооруженным глазом. Киевская власть с лета не выплачивает пенсии и социальные пособия жителям Донбасса, закрепив недавно этот геноцид указом Петра Порошенко о полной экономической блокаде региона. Чтобы не умереть от голода, многие из дончан вынуждены ездить в подконтрольные хунте города, чтоб заново оформить пенсию, которую заработали честным трудом всей своей жизни. «Если я сегодня не пересеку линию фронта и не постараюсь забрать у «укров» свою пенсию, – признался автору донецкий шахтер, – то завтра они купят на эти деньги снаряды, которые прилетят в мой дом».
Как пример отеческой заботы, спикер СНБО привел и тот факт, что «за весь период медицинскую помощь получило свыше 78 тысяч взрослых и 56 тысяч детей. 70% взрослых и 65% детей переселенцев взято на медицинский учет». Но ни слова о тех, кто не достиг еще пенсионного возраста, кто в результате развязанной карательной операции лишился не только жилья, но и возможности зарабатывать на жизнь себе и своим семьям. И уж тем более – о беженцах, которые предпочли показному «радушию» издевающихся над ними «укропов» уход в Россию. Сюда, по самым скромным подсчетам, за полгода развязанной киевской хунтой войны уже перешли около одного миллиона дончан и луганчан.
Приграничное братство
В отличие от регионов Украины в областях России, в первую очередь Ростовской, граничащей с украинским Донбассом, спасающихся от карателей людей приняли как родных. Впрочем, почему «как»? Шахтеры ростовские, луганские и донецкие понимают друг друга, поскольку работают в одних и тех же условиях. Машиностроители – им тоже переводчики не требуются. И в Ростове прекрасно знают уровень квалификации соседей. А если еще учесть родственные связи, то и вовсе становится ясно – не чужие здесь беженцы из Донбасса.
Это «полупрезидент» Порошенко может ничтоже сумняшеся заявить, что в Донбассе ничего не умеют делать, потому зимой без денег, тепла и еды или сами сдадутся, или вымрут. «Знание» потенциала «донецких» продемонстрировал и премьер Яценюк, по мнению которого беженцев из зоны АТО если и можно где использовать, то разве что на землеройных работах при сооружении фортификационных сооружений. Да еще новой украинской «берлино-китайской» стены вдоль границы. В кабмине хунты практически нет людей, мало-мальски знакомых с производством материальных ценностей. А посему в их сознании термин «производительные силы» ассоциируется только с образом человека с лопатой.
А Донбасс для них – исключительно рассадник бандитизма, терроризма и прочих ужасов. Регион, производивший четверть ВВП страны, десятилетиями несший Украине тепло и свет, в бредовом воображении «национально-свидомой» элиты и подконтрольных ей СМИ в одночасье стал «дотационным». И нынешнее заявление спикера СНБО аккуратно укладывается в прокрустово ложе этого мифа – дескать, видите: только и умеют «донецкие», что побираться и отрывать у патриотов Украины их кусок хлеба.
«Легенда» для культуры Донбасса – это реальность
Сии бредни – лишнее подтверждение полного незнания ситуации теми, кто ныне возомнил себя властями предержащими. Пример тому – история ансамбля «Легенда» Луганской филармонии, который вот уже четвертый месяц осваивает концертные площадки граничащей с их областью Ростовской области. Выбиравшиеся поодиночке из родного города, расстреливаемого артиллерией украинских карателей, и оказавшиеся в российском регионе, сегодня они дарят минуты радости как своим землякам-беженцам, так и по-братски приютившим их жителям городов, станиц и сел российского приграничья.
«Низкий поклон всем вам, родные! Вы не просто по-соседски, а скорее по-родственному пришли на помощь нашим землякам, – этими словами начала концерт в Доме культуры села Анастасиевка Матвеево-Курганского района художественный руководитель «Легенды» Марина Комарова. – И наше выступление – лишь самое малое, чем мы можем отплатить вам за сострадание, за добро и гостеприимство. И желаем всем вам мира и счастья!»
Это пожелание дорогого стоит – мира живущим в мире желают люди, вырвавшиеся из огненного ада! Но явно поскромничала Марина – полтора часа селяне всех возрастов, не так часто балуемые выступлениями профессиональных исполнителей, не щадили ладоней и ладошек, сопровождая аплодисментами, а чаще настоящими овациями каждый номер. Не могли не затронуть жителей казачьего края исполняемые гостями их же родные песни и пляски.
Вдохновенное выступление «Легенды»
Впрочем, разве луганчане – гости в Ростовской области? Покопаешься в памяти и сразу вспомнишь – территория нынешней Луганской и часть Донецкой областей (до реки Кальмиус, которая и ныне разделяет Донецк почти посередине) вплоть до 1918 г. входила в Область Войска Донского. И именно в Луганске создавал Словарь живого великорусского языка врач, филолог и писатель Владимир Иванович Даль, подписывавший свои литературные произведения псевдонимом Казак Луганский.
После концерта Марина Комарова поведала мне «одиссею» творческого коллектива. «Фактически все мы – такие же беженцы, как и тысячи наших земляков, – рассказала заслуженный деятель искусств Украины. – Многие уезжали еще в начале лета. Константин и Вадим Федосовы с женами перебрались в город Шахты, часто звонили мне и звали приехать к ним. Но я тогда еще не думала уезжать, надеялась, что начавшийся в Луганске кошмар вот-вот кончится. А когда бомба попала в дом моих родителей (к счастью, они остались живы и невредимы!), я схватила сына в охапку и направилась к границе. В Шахтах поселилась у ребят, потеснив их в двухкомнатной квартире, где они проживали двумя семьями и за которую хозяин наотрез отказался брать с них плату. Немного придя в себя, поехала в Ростов, в Дом народного творчества, с директором которого Александром Владимировичем Илларионовым нас связывают давние творческие отношения. Он выслушал меня и пообещал помочь. И уже через короткое время позвонил и сказал: «Марина, сейчас с тобой свяжется мой двойной тезка, от его предложения не отказывайся!»
Позвонил Комаровой заместитель главы администрации Неклиновского района Александр Третьяков. Он предложил Марине собрать вместе оказавшихся в Ростовской области артистов и по возможности восстановить программу. И «Легенда» ожила – даже в неполном составе она зазвучала на концертах. Первый из которых состоялся в августе в лагере для беженцев из Донбасса, обустроенном теперь уже в базовом для ансамбля районе.
«Мы выступаем с полноценными концертами в селах, станицах, жители которых встречают нас как родных, – отмечает Марина. – Да вы сами, наверное, ощутили атмосферу в зале – так себя не ведут равнодушные, безразличные к чужой беде люди. И песни, им с детства знакомые, неоднократно слышанные и петые, в нашем исполнении приобретают для местного зрителя новый оттенок, они – как подтверждение того, что мы – родня, причем очень близкая. И что примечательно: нас часто просят исполнить украинские песни – их здесь любят и знают».
Сам стал свидетелем – зал, поднявшись в эмоциональном порыве, хором подхватил «Роспрягайтэ, хлопци, конэй» и допел до конца вместе с «Легендой». А до этого были шуточные русские «Выйду на улицу», «Пчелочка златая», печальная «Сладка ягода». А вот о войне напомнили казачий романс «Не для меня придет весна» и старинная «Когда мы были на войне», исполненные мужским трио столь проникновенно, что даже мужики в зале смахивали слезу.
Нашу беседу прервал звонок на мобильник Марины. Она, извинившись, ответила и стала уточнять время приезда на завтрашний концерт в другом селе. «Это самое приятное – знать, что ждут нас и наши песни», – сказала она на прощанье.
А в это время в Донбассе…
Невзирая на взрывы снарядов и свист пуль, истосковавшиеся по культуре жители Донбасса с радостью откликаются на любое культурное мероприятие, будь то спектакли в театре оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко или выступления детских творческих коллективов для раненых бойцов ополчения и жителей города.
Но, пожалуй, самыми радостными для граждан молодой Новороссии, стряхнувшей бремя насильственной украинизации, стали приезды артистов из России. Список СБУ пухнет от всё новых имен российских деятелей культуры, объявленных на Украине персонами нон-грата. Из Киева в адрес российских артистов, поддерживающих Донбасс, слышны окрики и угрозы «закрыть» для них гастроли не только на Украине, но и в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Массовым ответом на эту истерику стало выступление на донецкой сцене почти сотни артистов из Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД России под руководством народного артиста России генерала Виктора Елисеева.
Поддержать земляков приехал почетный гражданин восьми городов Донбасса, кавалер ордена «Шахтерская слава», народный артист СССР Иосиф Кобзон. Он родился в Часов-Яре, а детство провел в Славянске и Краматорске – городах, названия которых прозвучали по всему миру. Чуть раньше Михаил Пореченков презентовал дончанам художественный фильм «Поддубный», в котором он сыграл роль легендарного русского богатыря. Понятно, у граждан Украины увидеть этот фильм не было никакого шанса – киевской власти, демонизирующей Россию и все русское, не нужны не то что положительные исторические персонажи, но даже намек на это.
В центральном кинотеатре Донецка прошел трехдневный фестиваль российского кино. Перед ополченцами и горожанами выступил «маршал Жуков» – уроженец Ясиноватой артист Валерий Гришко, сыгравший в фильме режиссера Карена Шахназарова «Белый «Тигр» роль легендарного маршала Победы.
Горячими аплодисментами зрители наградили Валерия Бакирова – автора сценария фильма «Белый ягель», получившего приз зрительских симпатий на последнем Московском международном кинофестивале. На родину своей жены он приехал, чтоб поддержать земляков тем, что умеет хорошо делать, – фильмом и добрым словом.
Впрочем, в Донбасс, находящийся на грани гуманитарной катастрофы, артисты привезли не только свой талант, но и гуманитарную помощь, которая была передана нуждающимся. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, как известно, родилась не в Донбассе, но и она изъявила желание лично поддержать Новороссию. Впрочем, как сказал Кобзон, организаторами поездки ей было в этом отказано, потому что «мы не можем рисковать легендой».
Ужаснувшись содеянному агрессорами, разрушениям, которые видны на каждом шагу после пересечения границы, артисты отмечают, что счастливы встретиться с гражданами Новороссии и готовы приехать сюда еще не один раз. Кинематографисты, например, чтобы провести здесь полномасштабный фестиваль «Для тех, кто не боится!».
Кобзон выстоял и под артобстрелом: памятник певцу на фоне полуразрушенного Дворца молодежи «Юность»
Исполняющий обязанности министра культуры и туризма ДНР Юрий Лекстутес сообщил о том, что в самое ближайшее время в Донбасс собираются приехать более 20 российских артистов. И это только начало новой культурной жизни.
Иначе быть не может – люди в едином хоре сливают не только голоса, но и сердца. Но лишь когда поют свои, родные и до боли знакомые. А вот песни о том, как «сгынуть наши вороженьки, як роса на сонци» (из гимна Украины), пусть поют те, кто после этого, с позволения сказать, гимна переходит на реп типа «Москаляку – на гиляку!», «Украина – понад усе! Смэрть ворогам!», а потом с перевернутым сознанием, с атрофированной исторической памятью выжигает мирное население коктейлями Молотова, бомбит жилые кварталы, детские сады и школы.
В приграничных Ростове, Курске, Белгороде, как и в Донбассе, предпочитают работать и петь задушевные песни, плясать от души, когда на душе праздник, а не скакать в стаде «майдаунов». Выходит, все мы по обе стороны границы – МОСКАЛИ!
И пусть при словах «русская культура» киевские наследники Геббельса в буквальном смысле слова хватаются за пистолет, эта культура, эти песни – в наших генах.