Президент Владимир Путин утвердил поправки к «антипиратскому» закону. Расширенный закон будет распространяться также на музыкальные и литературные произведения, а также на компьютерные программы. Новый закон позволяет пожизненно блокировать сайты-нарушители.
Утвержденный президентом во вторник документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Поправки расширяют действие закона на все виды интеллектуальных прав. Теперь под действие закона будут подпадать не только фильмы и сериалы, но также музыка, книги и компьютерные программы. Исключение составят только фотографии.
Документ предусматривает возможность решения споров интернет-площадок с правообладателями до суда.
Доступ к сайту может быть закрыт и навечно в случае двух проигрышей в разбирательствах по иску одного и того же правообладателя. Принимать решение о постоянной блокировке будет Мосгорсуд. Он должен будет уведомить о своем вердикте Роскомнадзор, а тот – потребовать у операторов связи ограничить к признанному пиратским ресурсу доступ в течение 24 часов. Роскомнадзор также будет вносить злостных нарушителей в реестр. При этом в законе прямо сказано, что «снятие ограничения доступа к такому сайту в сети «Интернет» не допускается».
Наибольшую критику у юристов и экспертов по авторскому праву вызывает именно пункт о пожизненной блокировке сайтов. «Это абсолютно беспрецедентная норма для российского законодательства», – уверен юрист коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» Саркис Дарбинян. По российскому праву, даже судимость может быть со временем погашена, замечает юрист, поэтому он считает вечную блокировку как меру ответственности за нарушение исключительных прав нонсенсом, аналогов которому нет».
Ошибочные решения в суде возможны, считает представитель Пиратской партии России Артем Козлюк. Он заметил, что под вечную блокировку может попасть и добросовестной ресурс из-за несовершенства механизма: закон позволяет блокировать сайты по сетевому адресу (IP-адрес – это не адрес страницы в сети, который видит пользователь в браузере, а цифровой код, ему соответствующий, который видит компьютер). «Технологии интернета позволяют сосуществовать на одном сетевом адресе нескольким сайтам, поэтому могут быть заблокированы ресурсы, никак не связанные с пиратским», – говорит Козлюк.
Ведущий аналитик РАЭК Карен Казарян убежден, что вечная блокировка – это инструмент, который дает правообладателям чересчур большую власть над сайтами. По его мнению, заядлых пиратов это не заденет. «Эта мера бьет либо по легальным ресурсам, либо по ресурсам, у которых есть проблемы с пиратством, но они хотят решать. Откровенно пиратские продолжат играть в кошки-мышки – переедут на другой адрес», – считает Казарян.
«Ошибок в судебной процедуре не бывает», – отрезал в разговоре с РБК один из авторов поправок, заместитель министра культуры Георгий Ивлиев. Он убежден, что случаев, когда заблокирован окажется «чистый и честный» ресурс, не будет, потому что владелец сайта имеет право доказать свою невиновность в процессе судебного разбирательства в нескольких инстанциях. К тому же правообладатель просто не подаст на него в суд, уверен Ивлиев.
Изменения, одобренные президентом, начнут действовать с 1 мая 2015 года.
Госдума приняла законопроект сразу во втором и третьем чтениях 14 ноября. Совет Федерации одобрил поправки 19 ноября.
Сам «антипиратский» закон вступил в силу 1 августа 2013 года. Он позволяет правообладателям, обнаружившим факты нелегального распространения видеоконтента в интернете, обратиться в суд с требованием ограничить доступ к такому ресурсу. А после решения суда о блокировке сайта подать иск о защите своих прав.
Сейчас возможность блокировки доступа касается только к ресурсов с нелегальными фильмами и другим видеоконтентом.