Общество

Как в последний раз: какие развлечения заказывают в ивент-агентствах на новогодние корпоративы

Корпоративный праздник — индикатор состояния дел в любой компании. В преддверии новогодних вечеринок «РБК Lifestyle» выяснил, как санкции украсили праздничный стол, как хотят развлекаться и отразился ли общий подъем патриотизма на запросах ивент-агентств.

Не любой каприз за те же деньги

Когда у бизнеса начинаются проблемы, первыми от этого страдают организаторы праздников — ведь одна из первых статей, которую режут, — именно расходы на застолья. Эксперты ивент-бизнеса говорят, что кризисы их отрасль чувствует заранее и глубже, чем вся экономика.

Среди организаций, сокративших в этом году расходы на новогодний праздник или вовсе отменивших его, в первую очередь фигурируют банки, автомобильные компании и фирмы, занимающиеся продажей продуктов питания. В агентстве Tабакоff, в частности, отмечают, что без праздника останутся многие медицинские и строительные компании. А вот у нефтяников и фармацевтов нет никаких проблем. Не отразилась экономическая ситуация и на тех, кто планировал свой бюджет до ввода санкций и начала кризиса. Возможно, у них на празднике не будет звезды, но полномасштабное мероприятие состоится, говорят в ивент-агентствах.

То, что гулять будут скромнее, отмечают многие эксперты ивент-бизнеса.

«Но даже если клиент не повышает бюджет — это уже неплохо по нынешним временам», — в свою очередь подчеркивает Егор Доброгорский, генеральный директор агентства Communicator Creative Events. Любой корпоративный праздник, по его словам, как и прежде, состоит из двух традиционных частей: хлеба и зрелищ, то есть банкетного обслуживания и арт-программы. В прошлом году на одного сотрудника в среднем выделялось около 7000 — 10 000 руб., сейчас на эту сумму предложить смогут значительно меньше.

Компании сокращают те статьи расхода, которые не повлияют на качество мероприятия: оформление, декорации. Придумали даже, как сделать это без потери для антуража (чтобы не сидеть среди голых стен): например, компания IQ Pro предлагает своим клиентам провести праздник на площадке, оборудованной большими экранами.

Еще стали популярны интерактивные программы, мероприятия, включающие элементы тимбилдинга. Это все тоже экономия.

«Бюджет на праздники достаточно сбалансирован, нельзя сократить расходы и получить то же качество, — объясняет Александр Шумович, соучредитель компании Eventum Premo, работающей со Сбербанком, Kia, «Леруа Мерлен». — Люди переходят на более демократические площадки, жертвуют артистами — берут звезд не первой величины. Но сохраняют программу и общую атмосферу».

Есть и другой способ отметить Новый год на меньшую сумму — позвать только топ-менеджеров и директоров отделений. Рядовые сотрудники останутся за бортом. Но это очень рискованно.

Рецессия-шик из 2008-го

Нынешнюю ситуацию на рынке организации праздников можно сравнить с кризисом 2008 года. «Тогда в начале осени у нас был распланирован практически весь декабрь, но в конце ноября — декабре все заказы слетели, — вспоминает Ткачук Сергей, генеральный директор Media Event. — Сейчас заказов немного по сравнению с предыдущими годами, постоянных клиентов практически не осталось — их около 20%. Теперь наша публика — «шальные клиенты», которые запоздали с организацией праздника. Мы даем рекламу, а они в последний момент пытаются что-то заказать. Глубина продажи упала: площадки-партнеры готовились за месяц-два, теперь это измеряется неделями. Назрело — надо провести. Долгосрочного планирования нет. И вообще многие компании перенесли праздники на январь».

Без идей и патриотизма

Каждый год какая-то тема становится трендом, отмечают в ивент-агентствах. В 2012-м муссировали тему апокалипсиса, устраивали майя-party. Новый 2014-й был годом «Великого Гэтсби»: в костюмах из 20-х отплясывали под песню Little Party Never Killed Nobody. Некоторые компании захотели «быстрее, выше, сильнее» к Олимпиаде.

Этот год, как оказалось, не запомнился ничем — не родилось такой всепоглощающей идеи, которая могла бы лечь в основу сценария, фильма бомбового не вышло, посетовали сразу несколько собеседников «РБК Lifestyle».

«На сценарий по «Интерстеллару» запросы, конечно, не посыпятся, а массовых хороших фильмов в прокате не было», — поделилась Дарья Окунева, аккаунт-менеджер крупного ивент-агентства.

2014 год не запомнился ничем — не родилось такой всепоглощающей идеи, которая могла бы лечь в основу сценария

Новый 2015 год в плане сценариев для вечеринок оказался хорошо забытым старым. Проверенные варианты все еще работают: дискотека 80-х, «Стиляги», «Чикаго». Но некоторые эксперты считают: санкции все же отразились на тематике, хоть и не напрямую. Многие «возвращаются к истокам». По мнению Рыбакова, популярным запросом в этом году стал русский стиль.

«Корпоратив в стиле «Карнавальной ночи» — для прошлого года это морально устаревший сценарий, в этом — в самый раз! Интерес к советским фильмам есть. Мы сами это не предлагаем, такой запрос сам собой вырисовывается: например, организуем детский праздник для детей сотрудников крупной компании — вылезла концепция «Старая Москва». Меню составили с соответствующим уклоном, даже мягкое мороженное заменили на советское», — рассказывает Рыбаков.

Неожиданных заказов в этом году у «Акжера-кейтеринга» нет. «Самый экстравагантный клиент в моей жизни — Чичваркин. Для «Евросети» мы проводили нестандартную акцию: на улице раздавали уху с пирожками под лозунгом «А вы уху ели?», — вспоминает Рыбаков. — Сейчас так никто не делает. Да и смелые креативные идеи для крупных компаний неприемлемы — попросту не все поймут. Например, идея вечеринки в черно-белом стиле с черными тарелками может быть не понята сотрудниками большой корпорации».

У агентства Media Event тоже есть традиционно русская программа — «Русские сказки». «В связи с тем, что отношения с Америкой ухудшились, есть смелые компании, заказывающие сценарий «Санта против Деда Мороза», в прошлом году клиенты Табакоff его даже не просили», — рассказала Мария Попова, руководитель ивент-отдела агентства.

В целом падение рубля и ввод санкций коснулись не только кошельков, но и умов. Международные отношения России и практически открытый конфликт с Европой не повлиял на запросы по тематике праздника.

Патриотические концепции не в топе, подтверждает Шумович. Об этом говорит и Владислав Метревели, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий.

«Такого нет, чтобы все хотели быть в майках со звездами СССР и надписью «Крым наш»». Это вне мероприятий, может быть, но на ивентах никак не сказывается, — рассказал он «РБК Lifestyle». — Есть вечеринки в стиле «мое пионерское детство», но не думаю, что в этом году спрос на них растет».

Агентства, работающие с крупным клиентом, зачастую вообще не обсуждают тематику с заказчиком. Поэтому требований поднять градус патриотизма на мероприятии к ним не предъявляют. Клиенты приходят со своим райдером: количество человек, возраст, цель мероприятия.

«Мы нацелены на решение бизнес-задач клиента, концепция — лишь инструмент для этого», — говорит Михаил Воронин, председатель совета директоров агентства стратегических развитий «Подъежики». У них уже давно не просят: «Хотим вечеринку гангстеров».

«Стилистика — дело десятое. Мы реализуем поставленную задачу. Например, увеличиваем лояльность сотрудников. В русском стиле праздники мы тоже делали — но для иностранцев, для решения конкретной задачи и целевой аудитории показалась такая стилистика логичной», — уточнил Воронин.

«Мы работаем с крупными компаниями, у них нет трэш-концепций, нет китча. Мероприятия проводим на грани смеси искусства с застольем, — рассказал Александр Шумович. — Острополитических моментов не просматривается. У крупного бизнеса планка вкуса повышается, сейчас она на достаточно хорошем уровне. Любят спокойную европейскую атмосферу расслабленности, стильности. Я вижу скетчи и пародии в интернете, может, на каких-то ресторанных посиделках тема «долой санкции» популярна, но мы не сталкиваемся с этим. Они могут пошалить, а мы нет».

Шалят компании, которые работают с клиентом поменьше. Новогодняя программа эконом-класса «Чистаконкретная вечеринка», которую устраивает Fita Project, популярная и не затратная — еще свежи воспоминания, да и костюм покупать не надо, достаточно покопаться в шкафу. Правда, ее организатор Дмитрий Фунтиков сразу оговаривается: бюджетной эта вечеринка будет только в том случае, если не приглашать «Иванушек» и «Руки вверх».

Фунтиков считает, что люди уже отгуляли и хотят какого-то изыска.

«Из «дорого-богато» акцент сместился в категорию «стильно, аскетично, чтобы не как у партнеров», — говорит он. — Формула «шоу-балет-Дед Мороз-Снегурка-кавер-группа-дискотека-бухло» умерла. А вот тематические вкрапления больше котируются. Осколок бивня мамонта на нашей вечеринке — Ленечка Голубков — идет на ура», — рассказал «РБК Lifestyle» Фунтиков.

Компании, которые не могут себе позволить застолья, ищут альтернативные решения. Все популярнее становятся совместные выходы в свет, коньки, мюзиклы.

Калантаров не исключает, что на это повлияли напряженные международные отношения.

«Что это — протест или логичный шаг? — задается он вопросом. — Надо выбирать, куда отнести деньги, заработанные компанией, и к чему приобщить сотрудника. Компании делают выбор: деньги уходят зарубежным компаниям или нашим, тем более в иностранных постановках далеко не всегда та шкала ценностей которая нужна компаниям».

Достать звезду

Привезти зарубежного артиста на корпоратив стало дороже. «Одни отказываются, другие поднимают цену, потому что боятся. Говорят: у вас нестабильная страна, извините», — рассказал генеральный директор агентства Dreams’s. Но добавил: «Речь не идет о частных заказах, там люди не скупятся заплатить миллионы, чтобы пригласить Бейонсе. Но все будет втихую: когда звезда играет «для своих», никто и не узнает, что она прилетала».

Но такие заказы единичны, деятели культуры вне политики, считает Александр Шумович. Проблема в том, что встречных предложений мало: с октября в массовых рассылках по ивент-каталогам обычно идет много предложений по доставке заморских звезд, в этом году их практически нет.

Отечественных же артистов приходится бронировать уже с июня. В сентябре, когда впервые заговорили о санкциях, артисты испугались, но это быстро прошло. Цены они так и не снизили.

«Но мы все равно договариваемся, — говорит Сергей Ткачук. — Артисты, с которыми мы работаем, не отказываются. Все кушать хотят».

Так же «договаривается» Фунтиков. «Артисты понимают, падать надо, но не очень сильно, чтобы тебя потом не упрекнули, что продался за три копейки, — говорит он. — Но тогда контракт заключается на условиях конфиденциальности: артист снижает цену лично тебе, а ты в обмен не проговоришься никому. Вот такой договор».

Из-за падения курса рубля стоимость артистов взлетела на 20–30%, изменение за счет них от общей стоимости мероприятия составляют около 3–5%.

Щучьи щечки

Рестораны предлагают меню в среднем за 3000 руб. на человека, плюс 10% обслуживание (дешевле 2500 руб. точно не найти), и то опять же если «договориться», считают основные игроки рынка. Уложиться в бюджет можно, но и положат в тарелку порцию меньше. Порция мяса в прошлом году в среднем стоила 300 руб., сейчас — от 400 руб., отмечает Сергей Ткачук.

«Клиенты, которым была принципиально важна пармская ветчина, понимают, что в этом году ее не будет, — объяснил «РБК Lifestyle» Василий Рыбаков. — Но в то же время на рынке есть запасы с лета, срок годности которых не истек. В связи с санкциями мы возобновляем традиции русской кухни. Обыгрываем их. У большинства клиентов, даже если мы не заключаем договор, это вызывает положительные эмоции, понимание. Они видят, что и чем мы заменяем: мы корректно это подчеркиваем, особенно для тех компаний-заказчиков, в которых есть иностранные сотрудники, иностранный капитал. Но ни в коем случае не делаем акцент «Мы против санкций!»».

Из-за приостановки импорта некоторых продуктов проблемы действительно есть. Но никому из опрошенных сотрудников кейтеринговых и ивент-агентств они не кажутся критичными. Всем продуктам находят аналоги. Норвежский лосось можно заменить чилийским или дальневосточным, итальянскую моцареллу — белорусской. В некоторых категориях есть сложности — например, французский сыр незаменим. Реки алкоголя на корпоративах все так же будут журчать, но уже другими «водами». Хоть санкции на алкоголь и не вводили, но из-за курса растет цена. На смену французским винам придут южноамериканские. Пристроится на праздничном столе и продукция Крымского завода шампанского — он делает предложения в разных ценовых категориях.

Алкогольные реки на корпоративах все так же будут журчать, но уже другими «водами». На смену французским винам придут южноамериканские, на столах появится крымское шампанское.

«Есть лавка на улице Покровка, торгующая сырами из Испании, на Дорогомиловском рынке есть лоток с фруктами из Польши — конкретно у этих людей бизнес завязан на поставках. На этом он и закончится. К нам не приходят за сырами или яблочками, к нам приходят за решением вопросов», — говорит генеральный директор Diamond Catering Дмитрий Пухов. Он воспринимает санкции «как затяжное меню».

«В ресторане меню меняется по сезонам, шеф-повар разрабатывает его в соответствии с популярностью и доступностью продуктов. С санкциями та же история. Поставлять какие-то продукты стало дороже, заменим их на что-то другое. Если совсем что-то исчезнет с рынка, конечно, это помешает работать. Но пока трагедии нет, скандала нет», — заключил Пухов.

Цена на человека зависит не от себестоимости продуктов, а от того, что просит компания. Крупные заказы уже приходят с приблизительным расчетом, сколько хотят потратить на мероприятие.

«Мы не можем сказать: извините, ваш банкет будет стоит не три, а четыре тысячи, потому что сыр подорожал. В связи с этим мы смотрим, сколько денег выделяют на кейтеринг, исходя из этого выбираем продукты и блюда, которые влезают в бюджет», — отмечает Пухов.

Кейтеринговые компании стали больше использовать фермерских и отечественных продуктов, из стран СНГ. Даже разрабатывают специальные блюда под эти продукты.

«Как только кто-то стал заикаться про санкции, мы уже начали думать о каше из тыквы, — говорит Пухов. — В нашем новогоднем меню появились новые позиции: дичь в тыкве, телячьи щечки, тушенные с грибами в сливочном соусе, подаются в запеченной тыкве с гречневой кашей (нарезается поваром при гостях), щука, фаршированная гречей…»

«Чтобы из-за санкций кто-то остался голодным на корпоративе, кто-то не вкусил фуа-гра! — иронизирует Сергей Князев. — Паникуют: люди не смогут закусывать хорошие вина хорошим сыром! Да как сотрудники поймут, какой там сыр! Ну не заказывают фуа-гра, чтобы накормить триста сотрудников или сырную нарезку на каждый стол!»

Многие паникуют: люди на празднике не смогут закусывать хорошие вина хорошим сыром. Да как они поймут, какой там сыр!

«На корпоративах нет изысков по умолчанию», — считает Анна Варшавская. — В блюдах, которые заказывают, ингредиенты взаимозаменяемы».

«Почему у нас накрывают столы а-ля рюсс? — задает риторический вопрос Егор Доброгорский. Но все же разъясняет: — Самый дешевый вариант банкетного обслуживания: оливье, селедка под шубой, капустка солененькая! О салате с утиной печенью на корпоративах даже не вспоминайте».

Сергей Князев отмечает еще одну тенденцию в кейтеринговом бизнесе из-за напряженной экономической ситуации — Новый год заказывают с доставкой в офис.

«Как во время кризиса 2008-го: легонькие угощения и закусочки в ланч-боксах», — говорит он.

Гуляем на последние

«Рынок организации мероприятий просел существенно, — делает вывод Владислав Метревели. — Члены ассоциации организаторов мероприятий регулярно проводят деловые завтраки: раньше вытащить их было сложно, сейчас — прибыли в полном составе. Значит, мероприятий не так много, не нужно бегать, высунув язык, а время можно потратить на деловые встречи». Общее падение рынка во второй половине 2014 года — около 30%, отмечает Александр Шумович.

«Рынок сдулся, — поддерживает Дмитрий Фунтиков. — Ешь, пей, гуляй, веселись, «на последнюю пятерочку куплю я борзых лошадей», народ и гуляет, как в последний раз… Но когда их прижмут на всех уровнях, праздничный бизнес страдает в первую очередь. Народ уже не может деньги швырять, пускать пыль в глаза».

Во взаимоотношениях с клиентом появилось обоюдное настороженное отношение: «Обе стороны не исключают, что в любой момент может раздаться звонок — и «финита», — говорит Михаил Воронин.

Народ и гуляет, как в последний раз. Уже не может швырять деньги и пускать пыль в глаза

Даже если компании сейчас откажутся от празднования, на протяжении года все равно будут обращаться в ивент-агентства. Активности развлекательного характера устраивать, может, и не будут, но деловыми мероприятиями (конференциями, презентациями) пожертвовать не смогут. Компании готовы тратить деньги на более осознанные события, направленные на мотивацию и обучение сотрудников. Популярнее становятся спортивные игры и тимбилдинги. «Акжера-кейтеринг», например, уже организовывал выезд в рамках ГТО — тоже новое веяние.

Хотя охлаждение отношений с ивент-агентствами началось еще в прошлом году — госкомпании затянули ремни из-за Олимпиады и президентского указа не праздновать на бюджетные деньги, а выкладывать на стол свои кровные. Или деньги, на которые резервировали мероприятия, решали передать на благотворительные цели — например, ликвидацию последствий наводнений в России.

Из-за нынешней экономической ситуации рынок ивент-бизнеса видоизменяется. Крупные агентства перераспределяют между собой оставшиеся клиентские запросы. За счет этого у них заказов меньше не становится. А страдают агентства, работающие с клиентом попроще.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.