Финансы

Как падение рубля изменило жизнь российских иммигрантов

Россияне, проживающие за границей, которые получают доход в рублях, рассказывают The Village, как изменилась их жизнь после резкого скачка курсов валют.

К удивлению многих, курс рубля последние дни постепенно растёт. Сегодня доллар стоит 44,6 рубля, а евро — 55,48 рубля. После года стремительного падения национальной валюты эти цифры кажутся воодушевляющими. Тем не менее, в январе этого года доллар стоил всего 34 рубля, а евро — 46. За последнее время финансовое положение россиян осложнилось из-за ускорившейся инфляции, но в целом рост курса иностранных валют не особенно влияет на тех, кто получает зарплату в рублях и расплачивается рублями. Другое дело россияне, уехавшие за границу, но продолжающие получать доход в рублях за бабушкину квартиру в центре Москвы или за фриланс на родине.

The Village опросил соотечественников, вынужденных жить на евро и доллары, как изменилась их жизнь после того, как падение курса рубля резко сократило их доход.

Александра Добрянская, США

Переехать в Штаты пришлось отнюдь не в поисках лучшей жизни, просто мужа позвали преподавать в один из местных университетов, а муж позвал меня с собой. В России я работала журналистом, и сейчас по-прежнему продолжаю писать и переводить для российских изданий.

Говоря по совести, жаловаться мне совершенно не на что: у меня есть всё и даже, пожалуй, чуть больше, чем нужно. В смысле финансов спасает, во-первых, провинциальность и, следовательно, бюджетность нашего городка, а во-вторых, заботливо оставленная папой в наследство квартира, которую мы с переменным успехом сдаём.

Между тем желание работать по специальности стремительно испаряется. Есть очень явное ощущение, что в московских редакциях в моё отсутствие приняли негласное соглашение, отменяющее обязательное поощрение внештатным авторам. Мне не очень удаются, а вернее, совсем не удаются обсуждения задержанных/невыплаченных гонораров, но последние два месяца пришлось в этом слегка поднатореть. Профессия становится скорее интеллектуальным хобби, и гонораров едва хватает на кофе с плюшкой.

Что касается рубля, с ним всё совсем невесело. Стоимость аренды нашей московский квартиры по факту уменьшилась в полтора раза, а стоимость десятидолларового заказа на Amazon, соответственно, выросла, и по-моему, больше чем в полтора раза. Так что я теперь всякий раз зажмуриваюсь, когда нажимаю кнопку Confirm, чтобы не видеть, сколько там насчитал Amazon в рублях. Но если с Amazon это ещё прокатывает, то вот счёт из местной больницы на пару тысяч долларов уже игнорировать не получается: раньше это было 60 тысяч рублей, теперь — 90.

Маргарита Юкачева, Берлин

Я подрабатываю в Германии, а муж работает на Россию. Мы удачно продали обе квартиры в России в августе, до падения рубля. Сдавать их было бы совсем невыгодно. Сейчас у нас немного сократились затраты на любимое, но не необходимое: у меня — на парфюмы и косметику, у мужа — на книги. Раньше покупали без оглядки, а сейчас спрашиваешь себя: «Тебе действительно это нужно?» Но это в целом ещё и следствие адаптации тут. В Германии нет безудержного потребления, немцы очень практичные и экономные: купят одни кеды и ходят в них круглый год, зимой носят их с шерстяными носками. Ещё сократили поездки по выходным — раньше чаще ездили.

Дарья Гаврилова, Барселона

Сейчас доход я получаю из нескольких источников — квартира в Москве и несколько работ тоже в Москве. Семья каждый месяц переводит мне 300 евро из суммы, которую они получают за сдачу квартиры. Раньше переводили 12 тысяч рублей, а теперь — 18 тысяч.

За комнату в Барселоне я плачу 310 евро в месяц плюс счета. Раньше платила на 50 евро больше, но по счастливому стечению обстоятельств арендодатель в августе снизил мне квартплату. Несмотря на то, что с жильём всё обстоит удачно, легче жить не стало. Я являюсь корреспондентом «Коммерсант FM» в Испании, ещё экскурсии для русскоговорящих туристов водила, а как только положение дел стало ухудшаться, нашла себе дополнительную работу в России, но с ней пока ничего непонятно.

Жизнь изменилась так, что стало очевидно: надо искать работу тут, причём желательно не связанную с русскими. Падение рубля заставило меня встряхнуться и начать искать работу тут, потому что рассчитывать на доходы в рублях не приходится.

Аня Знаенок, Пальма-де-Мальорка

Зарплату я получаю в рублях, к сожалению, поэтому ещё год назад начала замечать, как меняется курс. Сначала вроде незначительно, а со временем всё больше. Сначала снимала с карты на 20 евро меньше, чем обычно, через месяц — на 30, через пару месяцев — на 50. В итоге я подсчитала, что из-за падения рубля стала зарабатывать на 200 евро в месяц меньше, чем если бы получала такую же зарплату чуть больше года назад. Помню, когда евро вырос до 45, я брюзжала как старый недовольный дед. Теперь евро за 45 рублей кажется какой-то канувшей в Лету благодатью. Конечно, так или иначе приходится на чём-то экономить и в чём-то себе отказывать.

Я работаю копирайтером для одного российского сайта. К счастью, с работодателем мне очень повезло: они повысили размер ставки в рублях на сто евро. Повысили ли ставку моим российским коллегам, не знаю. Пока новую работу не ищу, но в перспективе планирую это сделать. Кроме того, если раньше я могла бы пожертвовать каким-то маленьким фрилансом и отказаться от предложений в пользу своего свободного времени, то теперь берусь за всё.

Марина Пападаки, Лефкада (Греция)

Я замужем за греком, мы живём на небольшом острове и содержим маленькую ферму. В Москве я сдаю квартиру и на фрилансе иногда делаю разную работу — переводы, короткие тексты для российских заказчиков. Наш и без того ограниченный семейный бюджет напрямую зависит от курса евро, и за последние месяцы он конкретно пострадал (минус 300 евро примерно, что для нас очень существенно).

Если раньше удавалось откладывать хоть пару сотен евро на чёрный день, то в данный момент мы выходим в ноль с нашими текущими расходами. То, что раньше удавалось откладывать, обычно тратилось на оплату налогов, взносов за страховку земельных участков и отпуск, в том числе ежегодную поездку в Москву к родителям. Наш сельскохозяйственный бизнес тоже держался на этих деньгах — нам нужно покупать оборудование для работы с овощами и фруктами, удобрения и т. п.

Экономить начнём на отпуске в первую очередь. Дальше я пока не знаю что вычёркивать: на одежду и развлечения мы почти не тратимся, от машины тоже не можем отказаться. Думаю, до того, чтобы экономить на еде, мы не дойдём, всё-таки на российском доходе свет клином не сошёлся, работа найдётся всегда. Но полезный урок мы вынесли совершенно точно.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.