Экономика и Финансы

Окно в Евразию

Западу назвали 40 причин, по которым невозможна экономическая изоляция России

24 ноября, выступая на международной конференции «Президент, парламент, интеграция», спикер Госдумы Сергей Нарышкин рассказал о благоприятных перспективах евразийского проекта.

По словам председателя парламента, экономическая изоляция России не грозит – представители 40 государств публично высказались за участие в зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, который начнет функционировать с 1 января будущего года. Сергей Нарышкин отметил, что это движение России навстречу миру происходит вопреки бесцеремонному давлению со стороны Запада на потенциальных участников соглашений о создании ЗСТ с евразийской интеграционной группировкой.

Спикер Думы призвал видеть в создании ЕАЭС «не мнимые угрозы, а уникальный шанс», поскольку эта организация поможет «построить недостающие мосты», которые соединят Западную Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Нарышкин также не согласился с позицией Запада, который противопоставляет европейский и евразийский векторы интеграции. «В исторической перспективе один из них является составной частью другого, как и сама Европа является частью Евразийского континента. Поэтому наши страны изначально стремятся к гармонизации интеграционных процессов в Европейском и Евразийском экономических союзах, к созданию в будущем… общеевропейского пространства без разделительных линий от Лиссабона до Владивостока», подчеркнул политик, напомнив об идее паневропейского единства, озвученной еще Шарлем де Голлем.

Впрочем, не стоит рассчитывать на то, что сидящие в Вашингтоне и Брюсселе инициаторы санкционных баталий между Россией и Западом по достоинству оценят миролюбивую тональность заявлений Сергей Нарышкина. Европейские бюрократы с подачи своих кураторов из США неоднократно подчеркивали невозможность одновременного членства в ТС или ЕАЭС и наличия Зоны свободной торговли и Соглашения об ассоциации с ЕС. Так, в прошлом году европейцы отклонили предложение Еревана подписать политическую часть Соглашения об Ассоциации после решения Армении вступить в Таможенный союз.

Учитывая, что эффективность экономического давления на Россию пока не подвергается сомнению в кулуарах американского Белого дома и Конгресса США, количество желающих записаться в «список Нарышкина» может оказаться существенно меньше декларируемого.

Еще одно важное соображение, дающее оснований для разумного скепсиса, заключается в следующем. Санкции против РФ ввели страны, на которые приходится 63% мирового ВВП. В этом плане экономическая кооперация с Кубой, Сирией или КНДР едва ли может стать полноценной заменой прерванному сотрудничеству с Западом.

В то же время нельзя не признать, что ЗСТ может стать разумным компромиссом между Россией и Западом, когда участвовать в евразийской интеграции будут государства, которые не намерены вступать в Евразийский экономический союз.

Напомним, по состоянию на текущий момент членами Евразийского экономического союза выступают Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения (президент Серж Саргсян подписал договор о присоединении к союзу 10 октября). О своем стремлении вступить в ЕАЭС заявляли и киргизские власти.

Про Россию как транспортный мост, который соединяет Европу и Азиатско-тихоокеанский регион, наши власти говорят уже давно, отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

– Москва также настаивает, что она не инициирует ничего вредного или опасного для Европейского Союза. На самом деле евразийская интеграция — это действительно неблагоприятное для европейцев обстоятельство. Особенно в условиях не утихающего в ЕС социально-экономического кризиса. Альтернативный интеграционный проект всегда вреден по определению.

Российские власти поначалу даже не поняли, насколько радикальна их инициатива по созданию Таможенного и Евразийского экономического союза и как она будет воспринята на Западе.

 – У России тоже никто не спрашивал, когда европейцы стали сначала экономически объединяться, а потом и вовсе начали выстраивать политическую «крышу».

– Разумеется. Но нужно уметь признавать реальность, а не скрывать ее за общими фразами и примирительной риторикой. Наша страна старалась реализовать свои экономические интересы максимально осторожно по отношению к западным конкурентам. Однако нашу корректность никто не оценил. Евразийскую интеграцию трактовали в Брюсселе и Вашингтоне как вызывающее поведение, как выход за те рамки, которые для нас установил Запад.

То есть, политики атлантической ориентации не смогли простить России попытку покинуть экономический «загон», в который нас завели в результате поражения в «холодной войне». Когда же в конце нулевых годов разразился экономический кризис, у Запада возникло желание дополнительно сузить границы экономического действия для России. Нас стали давить и атаковать по всем направлениям. ЕС и США не могли позволить себе просто наблюдать за тем, как Украина войдет в Таможенный союз. Поэтому они и вмешались, раскачав ситуацию на Украине.

 – По словам спикера Госдумы, у нас просто нет отбоя от желающих получить членский билет в ЕАЭС в самый разгар противостояния РФ с Западом.

– Честно говоря, я не очень хорошо представляю себе, где Сергей Нарышкин нашел те сорок стран, которые готовы участвовать в общей зоне свободной торговли с Россией. Конечно, ЗСТ — это более низкая ступень интеграции по сравнению с Евразийским экономическим союзом. Кроме того, мне совершенно непонятно, зачем нам вообще нужно подписывать такие соглашения.

– Видимо, по той же причине, по которой Вашингтон активно проталкивает проект создания трансатлантической зоны свободной торговли с Европой.

– Здесь как раз все понятно – США хотят экономическим подмять под себя не только Мексику и Канаду, но и страны ЕС. Потому что это рынки, которые смогут контролировать американские корпорации. А что России дадут соглашения с кучей разбросанных по планете стран, не понятно. Экспортом сырья мы занимаемся и так без каких бы то ни было ограничений. По правилам ВТО никто не может запретить нам поставлять сырье. При этом мы не генерируем инвестиции, у нас убита промышленность. ЗСТ имеет смысл, когда у вас все это имеется в наличии. Тогда вы можете использовать снятие таможенных барьеров в целях экспансии своих производителей. Раскрываться нужно тогда, когда вы более сильный экономический игрок.

Для РФ единственный способ развиваться экономически — это реализовать самый консервативный проект интеграции. Просто объединить экономики в таможенный союз и создать единый рынок, который будет закрыт для конкурентов. Собственно говоря, этот проект Москва и пыталась реализовать. Причем не очень последовательно и не слишком решительно. ЕАЭС враждебен европейскому проекту, который построен на совершенно иных принципах. США в своей экономической политике и Евросоюз как сфера влияния Вашингтона реализуют стратегию доминирования. Когда есть ряд стран, которые определяют все, а есть те, которым отведена подчиненная роль, за них решают, что производить и сколько. Посмотрите, в каком положении находятся такие страны ЕС как Греция или Португалия, которые даже не могут заниматься денежной эмиссией. От участия в общеевропейской зоне свободной торговли выигрывает только Германия и, отчасти, Франция как самые крупные игроки.

– Россия предлагает более равноправный интеграционный проект?

– Да, но только давайте не будем заблуждаться и обманывать себя и других по поводу мотивации. Дело не в том, что наши корпорации менее «хищные», чем их западные конкуренты. Просто они более слабые и не обладают такими неограниченными ресурсами для экспансии. В результате Москва предлагает более мягкий и удобный для национального капитала Белоруссии, Казахстана (и далее по списку) интеграционный проект. Мы предлагаем экономический симбиоз, соединение, а не подчинение.

Евразийский экономический союз жизненно необходим для выживания России. Но у меня складывается такое впечатление, что он сейчас парализован в своем развитии. Это произошло в тот момент, когда Россия вступила в ВТО. Впрочем, это еще меньшее из зол. Отказ от продолжения борьбы за Украину станет «похоронным маршем» для евразийской интеграции. Мы видим, что наши элиты уже ищут пути примирения с Западом, говорят о недопустимости санкционной войны. Возобновление «дружбы» с США и ЕС, по сути, будет означать почетную капитуляцию.

Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин согласился с коллегой по экспертному сообществу, что события на Украине — это следствие конкуренции между европейским и евразийским интеграционными проектами.

– Главным бенефициаром ЕС выступает Вашингтон, который, таким образом, контролирует объединенную Европу. Бенефициары второго уровня — это Берлин и Париж. Что касается ЕАЭС, то здесь в выигрыше Россия, хотя наши представители на официальном уровне дипломатично говорят другие вещи.

Эти две группировки негласно конкурируют за те страны, которые пока не присоединились ни к одному из союзов. Очевидно, что Нарышкин имел в виду не европейские государства, которые уже находятся в зависимости от Брюсселя. Наш главный интеграционный вектор направлен на страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Например, власти Вьетнама уже неоднократно заявляли о своем интересе к ЕАЭС. Я подозреваю, что и другие страны это географической зоны заинтересованы в экономической кооперации с Россией.

Что касается Южной Америки, то интерес к сотрудничеству с Евразийским экономическим союзом выразило крупнейшее интеграционное объединение этого региона «Меркосур». Напомню, в него входят Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай. По совокупному объему ВВП «Меркосур» находится на четвертом месте в мире после ЕС, НАФТА и АТЭС.

Аналогичные устремления демонстрировали также Турция, Индия, Новая Зеландия. До конца этого года Евразийская экономическая комиссия планирует провести переговоры о создании ЗСТ с Израилем, возобновляются переговоры с Египтом.

В СНГ некоторые страны готовы пойти еще дальше. Например, руководство Кыргызстана и Таджикистана высказывали намерение присоединиться к ЕАЭС. Следует учитывать, что евразийская интеграции для азиатских стран практически безальтернативна. Никаких других сопоставимых по потенциалу объединений в этом географическом ареале нет. В отличие от Вашингтона и ЕС Россия демонстрирует уважение к своим партнерам, не позволяет себе их публичного унижения. Как вице-президент США Джозеф Байден, который открытым текстом рассказал о том, насколько бесцеремонно США проталкивали решение о введении европейских санкций против РФ.

 – Нет ли опасности, что режим свободной торговли без таможенного союза приведет к появлению «серой зоны», через которую будет происходить реэкспорт тех же западных товаров попавших под наши ответные санкции?

– Не стоит преувеличивать эту проблему. Одно дело реэкспорт через Казахстан или Белоруссию, но я, например, не представляю себе реэскпорт из Вьетнама. Если мы ориентируемся на азиатский рынок, то это тема неактуальна. Пока в санкционной войне между Россией и Западом выигрывает Белоруссия. Даже Казахстан в разы меньше участвует в поставках в РФ запрещенных товаров.

Другое дело, что разрушать барьеры в торговле следует в том случае, если вы уверены в наличии конкурентных преимуществ у своих производителей. Для участия в общей ЗСТ нужно привлекать только те страны, которые больше заинтересованы в приобретении российской высокотехнологичной продукции, чем в экспансии собственного импорта в Россию. Инициаторы всех межгосударственных экономических союзов руководствуются этим правилом. Достаточно вспомнить, что многие участники программы расширения ЕС сильно пострадали в плане экономической самостоятельности. В результате их собственное производство приходит в упадок, а освобождающиеся ниши на рынке занимают иностранные товары. А заградительные пошлины уже не введешь из-за поставленных подписей на документах.

Насколько я представляю, российские товары вполне конкурентоспособны на азиатском рынке.

 – С первого января будущего года вступит в силу договор о создании ЕАЭС. Каковы перспективы этого проекта, нет ли опасности, что в условиях взаимных санкций между Россией и Западом евразийский интеграционный процесс будет происходить только на бумаге?

– Пока для таких опасений нет веских оснований. Россия, Белоруссия и Казахстан плюс Армения уже подписались за устранение всех барьеров на рынках труда, капитала, услуг и товаров. Кстати говоря, та же Белоруссия, не будем забывать, сама давно живет в режиме санкций, которые были объявлены Западом. Для Москвы это никогда не выступало сдерживающим фактором в деле продвижения постсоветской экономической интеграции. Другое дело, что может пробуксовывать политическая составляющая. Казахстанские и белорусские элиты беспокоятся по поводу утраты национального суверенитета.

Что касается экономического взаимодействия, то сближение экономик в целях для модернизации и повышения конкурентоспособности будет продолжаться. В этом плане нам есть куда двигаться. Пока плюсы от экономической кооперации с Россией будут перевешивать минусы, к выстраиванию отношений с ЕАЭС будет стремиться все больше стран. Как долго это будет продолжаться, зависит от нас самих.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.