В условиях колебания конъюнктуры рынка возникают условия для проведения грамотной политики, считает Майкл Леви.
На протяжении двух месяцев, пока обрушившиеся цены на нефть раскачивали мировую экономику и политику, политики увлеченно и пристально наблюдали. Но не следует превращать этот процесс просто в развлечение для зрителей: в этой ситуации возникают возможности, которые руководители государств должны использовать в своих интересах.
Главное — понять, что падение цен не может длиться вечно. Недальновидные политики начнут предпринимать меры, имеющие смысл, только если цены так и останутся низкими. А мудрые политики вспомнят старые идеи, которые всегда были разумными, но трудными для реализации с политической точки зрения — и сейчас они как никогда целесообразны и осуществимы.
И прекрасный тому пример — Нарендра Моди (Narendra Modi). В прошлом месяце, когда цены на нефть резко упали, индийский премьер-министр предложил отменить субсидии на дизельное топливо. Эти субсидии в прошлом году обошлись индийскому правительству более 10 миллиардов долларов. Экономисты уже давно утверждали, что льготы действуют, как сдерживающий фактор в экономике, а особой помощи бедным не оказывают. Кроме того, они ведут к загрязнению атмосферы и вынуждают повышать закупки нефти. И, тем не менее, казалось, что отменить эти субсидии невозможно.
Из-за падения цен у г-на Моди появилась прекрасная возможность. Более дешевая нефть означает более низкие рыночные цены на дизтопливо, что позволяет облегчить проведение реформ. Если рассматривать только экономическую сторону проблемы, то более низкие цены должны были бы снизить актуальность реформ в сфере субсидирования за счет сокращения издержек, связанных с выплатой субсидий. И г-н Моди, в высшей степени компетентный в политике, ухватился за эту возможность.
Или же рассмотрим недавние события, происходившие между Россией и Украиной. Эти две страны давно торговались относительно цен на природный газ, которые и были частью более широкого конфликта между ними. Из-за этого спора этой зимой могли возникнуть сбои в работе украинских — и, возможно, европейских поставщиков газа. В прошлом месяце стороны, наконец, пришли к согласию в отношении цен, по крайней мере, временному. Несомненно, значительную роль здесь сыграли геополитические факторы. Однако отчасти соглашение было достигнуто за счет того, что цены на нефть играют существенную роль в политике ценообразования, которую обычно Россией проводит при расчете цен на газ. За счет падения цен на нефть удалось сократить разницу между ценой, которую требовала Россия, и ценой, которую Украина была готова заплатить, таким образом, создав возможность для компромисса.
Другим руководителям следует так же искать подобные возможности, возникающие в связи с падением цен. И политикам Малайзии, Мексики, Индонезии, Таиланда, Вьетнама и других стран, которые рассматривают возможность реформирования системы субсидирования, необходимо активизировать усилия. Так же настал удачный момент для потребителей природного газа от Европы до Азии и Южной Америки, которые могли бы оказать давление на поставщиков. Им следует требовать, чтобы поставщики внесли изменения в некоторые части контрактов, сделав их более гибкими, а также снизили роль цен на нефть, прописанных в условиях контракта и применяемых при расчете цены на газ.
Точно так же, как неустойчивость рынка создает условия для проведения грамотной политики, она еще может и привести к увеличению количества ошибок. Мало что в теперешней рыночной неразберихе могло бы внушить уверенность в том, можно ли предсказать, какими будут цены через год и, тем более, через десять лет и дальше — именно такие сроки применимы, когда идет речь об энергоносителях.
Те политики, которые ошибочно считают, что низкие цены будут держаться долго, могут увлечься идеей сокращения расходов на энергосбережение или альтернативные виды топлива — хотя независимо от падения цены на нефть, их использование зачастую вполне целесообразно. Противники стабилизации цен, выступая против разумных мер по защите окружающей среды, могут ссылаться на то, как низкие цены на нефть пагубно влияют на рентабельность компаний-поставщиков. А грамотные политики к таким рискам должны подготовиться.
Некоторые политики, которые уверены в том, что низкие цены будут держаться долго или же будут снижаться и дальше, могут не оценить всей важности проблемы. Однако мировой спрос на нефть по-прежнему растет, а во многих регионах все еще существуют серьезные сложности, связанные с ее добычей, и, к тому же, трудно сказать, сколько нефти решит добывать Саудовская Аравия. Учитывая все это, нет никаких оснований надеяться на то, что низкие цены сохранятся на неопределенно долгий срок. Если цены опять начнут повышаться, политические условия для действий могут исчезнуть. Извлекать выгоду из низких цен на нефть можно только сейчас.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня