Прочла вот эту статью, и, честно признаюсь, у меня подгорело. При всем моем уважении к автору он не прав. Итак, обсудим русский кинематограф. Это, конечно, тема долгая, объемная и вызывающая разные чувства, и требует даже не одной статьи, но для начала поговорим в общем.
C места в карьер. Прежде всего, меня задел отзыв о Сталинграде. Итак, чем плох фильм Сталинград? Разве что тем, что он назван «Сталинград», скорее бы этому фильму подошло название «Дом Павлова» или «Было дело в Сталинграде», или «Один дом Сталинграда». В смысле, что фильм получился довольно камерный, а не как мы привыкли в фильмах о войне, чтобы глобально. У русского человека слово «Сталинград» ассоциируется с эпичностью, и это единственное, чем можно попрекнуть фильм. С другой стороны, в общем-то, Бондарчук прямым текстом сказал, что не претендует на историчность.
А если смотреть объективно и отвлеченно, чем так плох «Сталинград»? Даже нет, не так, а чем так хуже «Сталинград» тех фильмов, что teh_nomad приводит в пример? Почему, порицая отечественное кино, он не вспоминает «Девятую роту», или «Август восьмого», или «Шахту», да чем они хуже-то? Меня вообще раздражает, когда охают и ахают, какие, мол, патриотичные крутые фильмы у США. Вот тот же «Full Metal Jacket» или «Апокалипсис сегодня». Я их позже разберу, вообще это пораженческие фильмы. Но если говорить о патриотизме и о моральной силе фильма, как вообще можно ими восхищаться. В «Цельнометаллической оболочке» отряд стоял над снайпершей, убившей их товарищей, по сути даже пытавшей их, и они стояли и терпилили бог знает сколько, а потом пафосно заявили, что их имена вписали в историю. Это не героизм, это просто позор! Разве это можно сравнить с Лютым из «Девятой роты», который, сквозь зубы, рапортовал, что задача выполнена, потеряв всех своих товарищей, и в этом не было ни грамма пафоса, это было буднично и как бы само собой разумеющее. Вот это я понимаю, кино показывает высоту человеческого духа.
Или поговорим о «Спасти рядового Райна». Давайте адекватно рассудим. Не спорю, фильм снят классно, денег в него ввалено немеряно, но если судить объективно, спасали рядового, потеряли кучу людей, абсолютно идиотская операция, любой военный вам скажет, что проще застрелиться на месте, чем такую операцию совершать, и весь фильм вывозит на надрыве и на спецэффектах. Но содержание-то совершенно пустое. Та же «Девятая рота» морально куда глубже и реалистичнее.
Но вернемся к Сталинграду. Сегодня принято к русскому кино относиться предвзято. Но если говорить объективно, то какие претензии? Визуально фильм восхитителен и снят на высшем уровне. По отношению к такой деликатной теме, как Великая Война – вполне все умеренно. Да, немецкий офицер выставлен не зверем, но полноте, мы же все понимаем, что они тоже были люди, творец не обязан делать врагов карикатурными злодеями. Даже в «17 мгновениях весны» нацисты отображены вполне жизненно и с уважением, а уж советских творцов в неуважении к Великой Войне нельзя упрекнуть. Даже в фильме «Огненная дуга» никто никого не принижал. В конце концов, полковник Исаев не был предвзят. Если говорить о героях с нашей стороны – да, они не все хороши. Но я лично капитана советского возненавидела, а раз он вызвал у меня такие эмоции сильные – значит, персонаж был отвратный, но живой и полнокровный. А драма снайпера, а трогательная сцена, когда солдат Катю увел от штурма, а начальная огненная атака (явная отсылка к «атаке мертвецов»)— ну сильно же?
Но что меня еще больше раздражает во всех этих умных оппозиционерах, так это то, что они критикуют, не удосужившись разобраться в теме. Почему русское кино попрекают шлаком типа «Самого лучшего кино»? Если ты такой высокодуховный, то ты должен знать, что русское кино много чего хорошего рожает. Сильнейшие сериалы Ильи Куликова – «Шахта», «Бессонница», «Чернобыль» — не хуже Нолана и Финчера по разрыву шаблона. Черная комедия «Самоубийцы» — трогательная и сильная вещь. «Девятая рота», «Август восьмого», «Олимпиус инфрено», «Брестская крепость» — отличные, мощные патриотические фильмы. «Легенда 17», «Стиляги» — прекрасные исторические фильмы, очень стильные и хорошо снятые. Хотите глубокой философии? Фильм «Небесный суд» просто прекрасен. «Параграф 78» и «Антикиллер 3» — на мой взгляд, симпатичные боевики вполне на голливудском уровне. Есть хорошее русское кино. Просто почему-то многим приятнее стонать, что все плохо. А может, стоит поддерживать хорошие инициативы? Почему все внимание уделяется только всякому отстою, шлаку кинематографическому? Почему достойное кино просто не обозревается? Невольно задаешься вопросом, а реально ли все эти радетели за русское кино так о нем переживают?