Статьи

Остров Европа

Европа — это остров.

Об этом честно пишет Википедия, приводя нашему вниманию трагические последствия попыток его заселения людьми в прошлом:

«Остров необитаем; никакой экономической активности здесь нет. Остров часто посещают учёные. Метеорологическая станция в настоящее время работает в автоматическом режиме. Имеется грунтовая взлётно-посадочная полоса длиной 1000 м. Удобного места для подхода судов нет. На острове размещён небольшой французский гарнизон военных с Реюньона.
Руины и могилы на острове свидетельствуют о неудачных попытках его заселения в 1860-х и 1920-х годах.»

Но, в похожей ситуации может оказаться и «большая Европа», тот самый маленький полуостров на западе Евразии, который за последние 500 лет начал неимоверно много означать в мире по сравнению со своими фактическими размерами. И его слабость заключена в его настоящем, которое очень плохо превращается в его возможное, «инерционное» будущее.
А значит — будущее Острова Европа будет разительно отличаться от его настоящего.

Что из себя представляет Европа сегодня?
Если брать и обсчитывать Европу в рамках Европейского Союза, то мы выйдем на цифру в 500 миллионов жителей, если же добавить к ЕС ещё и мелкие, невошедшие в ЕС страны в Скандинавии, на Балканах и в центре Европы, то мы выйдем на цифру в 540 миллионов жителей. Что составляет, между прочим, 40% от нынешнего населения Китайской народной республики.

Европа — один из центров популяционной плотности. Наряду с Индией, Нигерией, Индонезией, востоком Китая и побережьями США и Канады — это один из наиболее заселённых регионов мира:
32882_900

Дополнительного вкуса проблеме Европы добавляет то, что, в зависимости от страны, уровень урбанизации в Европе составляет от 70 до 90%, что делает с точки зрения потребления природных ресурсов Европу гораздо более жадным мировым игроком. В том же Китае, согласно последним оценкам, доля городского населения только в последние годы перешагнула рубеж в 50% — сейчас в КНР в городах (причём в гораздо более скромных условиях, нежели в Европе) живёт не более 670 миллионов жителей.

То есть, если называть вещи своими именами — наряду с динамичным и развивающимся Китаем на своих восточных границах, Россия на западе имеет второй «Китай», тот самый Остров Европа, который, имея население в 540 миллионов жителей (и минимум 450 миллионов городского населения) — вряд ли добровольно откажется от созданного за «тучные» XIX и ХХ век социального и культурного уклада. Что мы уже наблюдали в виде «честной изнанки» мировой торговли.

Для Острова Европа эта честная изнанка мировой торговли опасна гораздо больше, чем для США. В худшей ситуации сегодня находится только Япония, у которой на её уединённых островах уже не осталось вообще никаких ресурсов. Но положение Острова Европа ненамногим лучше японского.

Вот графики производства, потребления и импорта основных исчерпаемых минеральных топливных ресурсов Европой:

Уголь:
33052_original
Нефть:
33445_original
Природный газ:
33657_original
Европа уже прочно сидит на «газовой», нефтяной» и «угольной» иглах, каждая из которых вполне может внезапно быть отключена — в связи с резким изменение международной обстановки.

Пример украинского кризиса, который внезапно поставил ребром вопрос надёжности поставок российского природного газа в Европу — лишь одна из ласточек будущих проблем Европы с энергоресурсами.

Будет ли завтра проблемой «танкерная война» в Ормузском проливе — или же блокада поставок уранового концентрата на обогатительные мощности французской «Аревы» — сегодня вам не скажет никто. Мир вошёл в зону турбулентности, в которой Остров Европа оказывается в очень незавидном положении.

Кроме того, как вы видите, несмотря на рассуждения о уже / ещё пройденном пике нефти, пике угля и пике природного газа в целом в мире, в Европе, как в наиболее геологически изученном и наиболее промышленно разработанном регионе мира, пик нефти, газа и угля уже прошёл.

И дальнейшее развитие ситуациис европейским углём, нефтью и газом уже движжется исключительно в рамках инерционного сценария.
Вот, как пример, как будет складываться ситуация с европейской добычей природного газа в перспективе до 2020 года:
33942_original
К 2020 году, согласно инерционному прогнозу, производство собственного природного газа (включая Норвегию!) сократится в Европе с 250 млрд. м3 до 200 млрд. м3 в год.
Что подразумевает, даже при столь же инерционном сохранении европейского потребления природного газа, увеличение импорта Европой природного газа на недостающие 50 млрд. м3 в год.
Для понимания ситуации с выпадающими из газового баланса Острова Европы объёмами — в 2013 году российский «Газпром», занявший по итогам года 30% европейского импорта газа, поставил в Европу 161 млрд. м3 за год.

На фоне же прогнозируемого потребления Европой газа в диапазоне 550-600 млрд. м3 в год — выпадающие с европейского рынка собственные объёмы добычи (50 м3 в год) составят уже около 10%.
За пять ближайших будущих лет.

Быстро заместить такие объёмы исчезающего из добычи газа и переориентировать свою экономику на какие-то другие энергоносители нереально — Острову Европа надо будет прибегать ко всё более значительному импорту «голубого топлива».

И это — если не брать в расчёт, например, самоубийственные планы той же Германии об отказе от угольной генерации (вдобавок к отказу от ипользования АЭС) или если не учитывать проблемы Франции с модернизацией и заменой своих старых атомных реакторов на конструкции следующего поколения, которые продолжаются уже десять (!) лет.
Недавно, кроме того, Франция, вслед за Германией, приняла закон, который ограничивает долю генерации энергии на АЭС на уровне в 50% (вместо существующих 75% сегодня) уже к 2025 году — то есть на промежутке всего десяти лет!

На фоне такого буйства зелёных эльфов и безнадёжности положения с минеральными топливами, да ещё и учитывая все проблемы со вводом в сеть возобновляемых источников энергии и их дороговизну, неудивительно, что цены на электроэнергию, как индикатор экономической ситуации на Острове Европа, демонстрируют нам очевидное:
34148_original
Это — график средневзвешенной стоимости электроэнергии для населения в Германии. За уровень 100% принята стоимость электричества в 1998 году, дальнейший пересчёт идёт в процентах от этой цифры.
Как видите, если с 1998 по 2000-й год цены на электроэнергию в Германии даже падали, то уже с 2000 года направление было выбрано единственное и неизменное — только вверх, только вперёд — и с тех пор цены на электроэнергию в Германии уже выросли более, чем вдвое.

И без разницы, если честно, сколько стоит конкретный киловатт-час с солнечно батареи или с ветряка в Северном море — так или иначе нас ведь интересует не эта виртуальная стоимость, а конечный киловатт-час, который может быть вовремя и с надлежащим качеством предоставлен в конкретной розетке жилого дома.
И Германия уже вовсю, как флагман Острова Европа, демонстрирует нам последствия такого реального эксперимента над живыми людьми: пока что двукратный рост тарифов на электроэнергию.
Ну а общую картинку по Острову Европа можно посмотреть вот тут.
Больше, чем в Германии сегодня (29,8 евроцента за кВт-час) платят только в Дании (30,4 евроцента за киловатт-час). Но там и «зелени» в балансе страны больше.
И это ещё у Дании не закончился её собственный природный газ…

В общем, будущее Острова Европа печально и покрыто туманом
34400_original
«Остров Мгинго располагается на озере Виктория в Африке. Его площадь около 1,8 тысячи кв. м, и на нём в лачугах проживает 131 человек. Эти люди организовали «сенатскую республику», живут ловлей рыбы и не допускают в своё сообщество чужаков. Остров является спорной территорией между Кений и Угандой.

Остров Мгинго был заселён только в 1991 году. Тогда два кенийских рыбака Далмас Тембо и Дордж Кибебе отважились высадиться на нём. Прежде чем отправиться на Мгинго, они провели обряд изгнания злых духов – среди африканцев, живущих вокруг озера Виктория, существовало поверье, что остров является домом злого духа Калеле. Старый колдун изгнал Калеле. Тембо потом признавался, что за этот обряд им пришлось отдать 300 кг рыбы.

После этого к двум отважным рыбакам присоединились около 60 африканцев из Кении, Уганды и Танзании. Одним из их мотивов заселения на Мгинго была не только возможность хорошего улова, но и создания собственного «государства», коммуны, где бы не было неравенства и зла. К 2009 году население Мгинго достигло 131 человека, и после этого «почётные сенаторы», первопоселенцы Тембо и Кибебе приняли решение больше никого не принимать в коммуну.

По соседству с Мгинго, в 200 метрах от него есть ещё один остров – Усинго. Он до сих пор необитаем, несмотря на ужасную тесноту в «коммуне»: считается, что на Усинго тоже живёт злой дух, по имени Тук. Туда же якобы переселился и изгнанный с Мгинго злой дух Калеле. Жители «коммуны» всё это время так и не смогли найти сильного колдуна, который был бы в силах побороть сразу двух могущественных злых духов. Усинго тоже является спорным между Кенией и Угандой, но обосновываться на нем солдаты из армий обеих стран отказываются по той же причине – из-за проживания на нём злых духов. На Усинго есть лишь несколько временных строений, в которых иногда останавливаются биологи из Первого мира, изучающие озеро Виктория и его обитателей.»
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.