Есть такая дежурная тема в российской патриотической среде: навешивать ярлыки. Чуть что непонятно в какой-то теме, так всё, тушите свет: поднимается крик на тему «враги России проникли во власть». Это смахивает на большой многосерийный фильм, где в каждой серии играют одни и те же актеры, и всё предсказуемо. Вот, сейчас выйдет актер Петров и скажет: «Василий, вы предатель Родины, вас нужно срочно расстрелять». Одобрительные возгласы миллионов телезрителей…
Но когда речь идет о делах государственного масштаба, ставшие поистине сериальными поиски внутренних врагов не просто не уместны. Они деструктивны и мешают работать тем, кто сегодня реально противостоит небывалому давлению на Россию и ее финансовые структуры.
Генпрокуратура сейчас проводит доследственную проверку Центробанка России по заявлению члена комиссии Госдумы по бюджету и налогам Евгения Федорова. Депутат заявил: «Центробанк — это институциональный враг страны. У него начальство официально находится за рубежом. Я исхожу из того, что он будет делать максимальное зло. ЦБ будет делать всё, чтобы курс рубля упал, и процентные ставки росли». По мнению Федорова, Центробанк нарушил ст. 75 Конституции РФ, где сказано, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ. Не защитил и не обеспечил.
Фёдоров и ранее был известен заявлениями о широкомасштабной шпионской сети, внедрившей своих агентов влияния в российские органы государственной власти. И вот, пожалуйста, новый опорный пункт врага выявлен. Зритель готов аплодировать. Но постойте, а с чего вы взяли, что Центробанк делает темные дела во имя всемирного зла? Курс рубля упал, а Фёдоров предлагал его держать до последнего. За счет чего держать?
Для начала выслушаем Председателя Центробанка России Эльвиру Набиуллину. Она считает фиксацию курса рубля неразумной тратой золотовалютных резервов (ЗВР). Об этом глава ЦБ заявила в интервью телеканалу «Россия 24». Набиуллина уверена, что резервы нужны стране, в том числе и для того, чтобы защищать национальную валюту от спекулятивных атак. По ее словам, валютные резервы России достаточны (более 400 миллиардов долларов), но если тратить их неразумно и пытаться играть против фундаментальных рыночных тенденций, то ЗВР просто уменьшатся. «То есть, если продолжать эту политику, то мы бы просто снизили объем ЗВР. Тоже самое я могу сказать тем, кто предлагает фиксацию курса. Это означает абсолютно неразумную трату ЗВР», — подчеркнула глава ЦБ.
Она отметила, что банковская система чувствует себя устойчиво даже при существенном снижении курса рубля. Кроме того, отток капитала в нынешних условиях не окажет дополнительного давления на курс национальной валюты.
Все поняли, о чем речь? Борцы с «предателями» предложили нам просто спалить все имеющиеся средства в государственной копилке для поддержания курса рубля. Еще раз, для тех, кто «в танке». Помните 1997 год, когда при Ельцине провели реформу, убрав лишние нули с купюр при относительно спокойном курсе рубля, попытавшись его зафиксировать на уровне около 6 рублей за доллар? Держали рубль гордо, примерно около года. Занимали деньги у Запада, печатали долговые расписки. Потом был адский крах 1998 года, когда сразу курс упал почти до 25 рублей. Ладно, Ельцин. Возьмите героев аргентинской экономики, которые тоже привязали свои песо к доллару и зафиксировали их, получили еще более страшный дефолт с резким обесцениванием в начале 2000-х годов. И вот теперь нам это предлагает патриотически настроенный депутат?
Может Президент России не знает о коварных происках Центробанка? Или в силу огромной нагрузки на внешнеполитическом фронте не уделяет должного внимания проблеме ослабления курса рубля?
Отвечая на вопрос о последствиях изменения валютного курса на недавнем форуме Общероссийского народного фронта, Владимир Путин как раз продемонстрировал хорошее знание экономической темы. «У нас доходы бюджета не изменились, они даже увеличились на курсовой разнице. Дело в том, что, если нам нужно покупать по импорту, нам нужно больше рублей, чтобы конвертировать в доллары и евро и купить. Но когда мы продаем единицу товара за доллар или евро, то теперь у нас получается больше рублей. Вот мы раньше продали товар за доллар, а ввезли в страну 35 рублей, сегодня продали за тот же доллар, а ввезли уже 47–49 рублей. При необходимости конвертировать назад мы можем это сделать». Президент делает логически следующий вывод: «Для тех, кто живет в нашей стране, в рублевой зоне, покупает в наших магазинах наши товары, вообще ничего не должно меняться». И называет решение ЦБ о плавающем курсе рубля единственно правильным. По словам президента, теперь спекулянты не смогут выколачивать золотовалютные резервы страны, и доходы бюджета не пострадают.
Уловили? Президент говорит о противодействии валютным спекулянтам, которые как раз и выступают самыми настоящими врагами экономики России. Не будем кормить их регулярными валютными государственными интервенциями – останемся сильнее.
Эльвира Набиуллина в ходе выступления в Совете Федерации отметила: «Негативные последствия от падения цен на нефть вплоть до $60 за баррель будут, но российская экономика готовы выйти на траекторию устойчивого роста даже при таких ценах на нефть. Главный выход для российской экономики — научиться жить при таких ценах». Что тут «вражеского» нам говорит Центробанк? На Россию наседают со всех сторон за начавшийся внешнеполитический возврат на лидирующие позиции в мире. Это нормально: игра идет по-крупному, и мир изменился. Нужно научиться жить в новом мире. А ловлю шпионов оставить соответствующим службам. Слава Богу, в России они сегодня оснащены всем необходимым и хорошо справляются со своими задачами.