По мнению кредитных организаций, сотрудничество с IRS несет неоправданные издержки.
У банков должна быть возможность отказаться от сотрудничества с Налоговой службой США (IRS). С таким предложением к замминистра финансов Алексею Моисееву обратился Национальный совет финансового рынка (НСФР), копия письма есть у редакции. Из опрошенных 50 банков 20 заявили о том, что хотели бы обладать таким правом, по большей части это банки за пределами первой сотни крупнейших по активам российских банков.
НСФР пишет о необходимости дать российским банкам возможность последующего исключения их из списка зарегистрированных в иностранном налоговом органе, а также аннулирования договора банка с иностранным налоговым органом. Сейчас по российскому закону о FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, закон о налогообложении иностранных счетов), принятому 1 июля 2014 года (173-ФЗ), этого не предусмотрено, то есть в законе вообще не говорится, что банк может отключиться от IRS. Как пояснил председатель НСФР Андрей Емелин, из восьми сотен российских банков менее ста имеет реальную перспективу столкнуться с американскими налогоплательщиками.
— При этом большинство банков уже зарегистрировались в IRS, учитывая существенные риски наложения службой штрафов на не сотрудничающие банки, и теперь вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с изменением процедур внутреннего контроля, перенастройкой автоматизированных банковских систем, обучением или наймом соответствующего персонала — для выявления американских налогоплательщиков и направления информации в ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг. Этого требует российский закон о FATCA, — сказал Емелин «Известиям».
По американскому закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны начать передавать такие сведения об американских клиентах с марта 2015 года. Неисполнение требований грозит отечественным банкам особыми удержаниями со стороны IRS — при проведении российским банком операции через корсчет американского банка ведомство будет взимать 30% от сумм операций американского клиента. К системе IRS подключилось уже более 500 банков.
По данным опроса R-Style Softlab (российский разработчик автоматизированных банковских систем, контролируется польской Asseco Group), более трети представителей банковского сектора оценивают технологическую готовность своего банка к поддержке FATCA на 50%. Четверть, по словам Алексея Антонова, директора по продажам управления корпоративных продаж R-Style Softlab, оценивают готовность к FATCA на 100%. При этом, как указывает собеседник, около 30% банков предпочитают собственные решения, а 33% ― приобрести готовый продукт от разработчиков. Также 83% банков не собираются обращаться к западным производителям софта, указывает Антонов.
По его словам, базовые требования к софту по FATCA определены — есть несколько основных блоков: нужно предусмотреть возможность ввода и хранения в базе данных информации (а также истории ее изменений) о клиентах банка, которые являются американскими налогоплательщиками, процедуру их идентификации; процедуру классификации клиента по требованиям FATCA; процедуру идентификации счетов, принадлежащих американским налогоплательщикам; формирование и отправку отчетов в российские уполномоченные органы и IRS в регламентированном формате; мониторинг операций клиентов банка, подпадающих под требования FATCA.
Михаил Дробышевский, замгендиректора компании R-Style Softlab, отметил, что для FATCA на российском рынке предлагаются технические решения от 500 тыс. рублей до €150 тыс. (9 млн рублей). Но это только за разработку и внедрение решения для работы в соответствии с законом FATCA, поддержка потребует дополнительных расходов. По оценкам НСФР, затраты банка на выполнение FATCA могут достигать 40 млн рублей в год.
— Разумно предположить, что после первых сданных отчетов и выявления реальной картины с обслуживанием американцев в конкретном банке ряд кредитных организаций сочтет риски совершения таких операций менее значимыми, чем постоянные затраты на исполнение требований FATCA, — отмечает Емелин. — Тем более что российский закон не обязывает наши банки взаимодействовать с IRS, а только регулирует порядок действий в случае, если такое взаимодействие осуществляется. Поэтому нам следует урегулировать и порядок действий при выходе банка из этой системы.
Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил «Известиям», что пока не изучал письмо НСФР.
— Но тема интересная, — добавил чиновник.
«Известия» опросили 50 представителей банков из топ-200 по активам. Выяснилось, что крупные кредитные организации не рассматривают вариант отключения от IRS, в то время как небольшие кредитные организации хотели бы обладать такой возможностью. По крайней мере, в 20 банках из числа опрошенных (находятся по активам от 80-го до 200-го места) «Известиям» сообщили, что поддерживают новацию НСФР. Большинство респондентов попросило об анонимности.
— Банкам сотрудничество с IRS обходится только боком, — комментирует один из них. — Помимо дополнительных финансовых издержек банки в связи с незнанием всех нюансов нового документа (всё принималось очень быстро, нет толкового русского перевода закона FATCA) несут дополнительные репутационные риски. Так, можно вспомнить, как недавно был оштрафован французский BNP Paribas на $10 млрд за финансовые операции со структурами из Ирана, Судана, Сирии, в отношении которых действуют санкции США. Нет гарантии, что США не будут уже через четыре месяца рьяно применять санкции в рамках FATCA. А 30% налога с операций может вылиться во внушительные суммы для среднего банка. Стоит отметить, что клиентов-американцев на обслуживании имеют только крупные банки.
В другом банке указали, что были вынуждены увеличить штат из-за исполнения закона по FATCA — действующие специалисты и так загружены, а отчетность по FATCA нужно сдавать сразу в ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг. При этом в банке отметили, что зарегистрировались при IRS из-за риска непредсказуемых санкций со стороны IRS — фактически кредитная организация не обслуживает американцев. Другой банкир добавляет, что средства за границей занять невозможно, ЦБ предоставляет кредиты ограниченному кругу банков, население не слишком активно несет средства во вклады — поэтому дополнительные расходы для небольшого банка становятся весьма ощутимыми.
По словам юрисконсульта СБ Банка Андрея Колоскова, его кредитная организация зарегистрирована в IRS с лета 2014 года, выявленных американских счетов и юридических и физических лиц в пределах сотни. Колосков говорит, что в американском законе FATCA предусмотрены понятия Local Bank и Low-cost account FFI, то есть «локальный, местный банк» и «финансовый институт с небольшими счетами» — предусмотрена необязательность соблюдения FATCA в отношении таких институтов. Поэтому можно предложить внести в российский закон возможность официального сертифицирования малых финансовых организаций в качестве «местного, локального банка» или «финансового института с низкостоимостными счетами». Наличие такого статуса может вывести из-под действия FATCA множество мелких финансовых организаций, в том числе МФО и страховые компании, рассуждает Колосков.